Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 9. Образование и наука в России I половины XIX в



2016-01-02 391 Обсуждений (0)
Глава 9. Образование и наука в России I половины XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: создана сеть двух- и четырехклассных школ, на время снявшая проблему начального образования, в больших городах открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и пр.

 

Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. В XIX столетии оно продолжилось. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления. Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге).

 

В начале века продолжает развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них – Царскосельский. Выпускником его был А. С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали домашнее образование. Для них специально приглашали учителей.

 

Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства. Министром образования графом С. С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три «столпостены» которой «православие, самодержавие, народность» должны были стать основой государственной политики в сфере образования и печати. В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности». Большую долю среди студентов и профессоров университетов составляли разночинцы, это создавало угрозу возможных беспорядков. В 1835 г. университеты были лишены статуса внутренней автономии. Была повышена плата за обучение. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности немедленно увольнялись.

 

Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а в 1855 г. открыты Артиллерийская и Инженерная академии.

 

Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в специалистах технических специальностей. В I половине XIX в. увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 30-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения. Горная школа, основанная еще в XVIII в., была преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана).

 

Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты – прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский. Помимо Академии наук и университетов значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др.

 

С Казанским университетом связана деятельность знаменитого, ученого Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) – профессор в 23 года, ректор университета, является создателем «неэвклидовой геометрии» – нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно одной из базовых аксиом Лобачевского в плоскости через точку не лежащую на прямой можно провести более чем одну прямую, параллельную данной. Отличаются многие теоремы, например, сумма углов в треугольнике меньше 1800 и т. д. Несмотря на внешнюю парадоксальность, Н. И. Лобачевскому удалось доказать логическую обоснованность его построений.

 

Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин – органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности.

 

Русский физик, академик Петербургской АН В. В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возможность ее использования для освещения и плавки металлов. Академиком Б. С. Якоби были изобретены электродвигатель, гальванопластика и несколько типов телеграфных аппаратов.

 

Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории, сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований. Возникла целая династия: учеными-астрономами были сын В. Я. Струве – О. В. Струве и его внуки.

 

С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя, Русско-турецкая война 1877–78 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях. На его счету, помимо научных открытий тысячи спасенных солдатских жизней.

 

В 1803–1806 гг. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание, во время которого было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах. В 1819–1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида.

 

Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826). «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Будучи назначен на официальную должность историографа, Н. М. Карамзин получил доступ к государственным архивам. Труд его был поистине титаническим. Однако, помимо научной ценности, «История государства Российского» имеет огромную непреходящую художественную ценность, в ней в полной мере проявился талант Карамзина-литератора. Его стиль, слог нельзя спутать ни с чем. Мировоззрение писателя-сентименталиста способствовало тому, что на страницах «Истории» впервые уделяется внимание роли народа в историческом процессе.

 

Произведение Н. М. Карамзина дало толчок дальнейшему развитию исторической науки. Первая половина XIX века дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой. В 40-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайловича Соловьева. Большой вклад в изучение истории европейского средневековья был сделан профессором Московского университета Т. Н. Грановским, сочетавшим качества глубокого ученого и блестящего оратора, лекции которого оканчивались неизменной овацией, которую устраивала публика, собравшаяся со всей Москвы.

 

Глава 10. Русская литература II половины XIX – начала ХХ в.

 

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

 

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

 

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

 

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

 

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

 

Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

 

Важное место в литературе 70-х гг. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащая в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели.

 

Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

 

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова (1860–1904). Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь. Писал А. П. Чехов и для театра. Им были созданы прекрасные пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.), в которых, как и в рассказах, за внешней простотой сюжета скрывалось глубокое содержание. Драма человеческой жизни – страшная в своей повседневной безысходности.

 

Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг.) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский.

 

Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

 

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936). Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи. В то же время нельзя сводить все творчество А. М. Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

 

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника» 1906–1922 гг.), Л. Н. Андреев («Красный смех» 1904 г., «Рассказ о семи повешенных» 1908 г.), А. И. Куприн («Олеся» 1898 г., «Яма» 1909–1915 гг., «Гранатовый браслет», 1911 г.), И. А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909–1910 гг.).

 

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. Ко второй относят А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова. Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д. Самым, пожалуй, блестящим поэтом среди символистов был Александр Александрович Блок (1880–1921). Его «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.) воплощают в себе лучшие черты поэзии серебряного века. «Человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени» назвала Блока А. Ахматова. Произведения Блока отличают отточенность формы, гуманистическая направленность, изящество. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции – «Двенадцать» (1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.

 

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н. С. Гумилева, ранние произведения О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу. В то же время неприятие окружающей действительности было свойственно поэтам-акмеистам в не меньшей степени, чем символистам. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.

 

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

 



2016-01-02 391 Обсуждений (0)
Глава 9. Образование и наука в России I половины XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 9. Образование и наука в России I половины XIX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)