Структура современной корпорации
Просмотров: 5186 Главным действующим лицом экономики Запада является фирма, существующая в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Система участия представляет собой целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале. Головная компания — «мать» — скупает контрольные пакеты акций других компаний — «дочерних», которые, в свою очередь, скупают акции «внучатых» и т. д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что общество — «мать» осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства. Дочерние, внучатые и другие предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако большинство финансовых операций регламентируется головной компанией. Вся совокупность компаний: материнские, дочерние, внучатые и т. д. — получила название КОРПОРАЦИИ. В современных корпорациях роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества — ХОЛДИНГ-КОМПАНИИ, основной деятельностью которых является постоянное приобретение акционерного капитала других фирм, управление контрольными пакетами акций. Путем сосредоточения в своих руках контрольных пакетов акций эти специфические фирмы выступают в качестве главной финансовой и управленческой службы, которая направляет, оказывает услуги и помощь зависимым компаниям. Последние обладают относительной самостоятельностью. Холдинг обеспечивает их финансовую поддержку, определяет стратегию инвестиций, координирует направления развития в соответствии с задачами и целями головного общества. Участие холдинг-компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только имеют акции других компаний, но и вынуждают последние закупать свои собственные ценные бумаги. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной компании. Такая система усложняется еще тем, что материнские компании приобретают акции не только дочерних, но и внучатых, правнучатых и т. п. компаний. В свою очередь, последние покупают акции ведущего общества. С развитием системы участия холдинг-компании по своим функциям и характеру все больше сближаются с финансовыми институтами. Они принимают участие в эмиссии ценных бумаг, открывают счета, концентрируют свободные денежные средства, кредитуют одни фирмы за счет других, представляют им гарантии для получения кредитов и т. д. Эти отношения настолько осложняются, что нередко эксперты, занимающиеся расследованием деятельности корпораций, заявляют о невозможности разобраться в запутанной структуре холдинг-компаний. Как правило, структура современной корпорации включает в себя: — «чистый» холдинг — держатель акционерных портфелей, осуществляющий общее финансовое руководство; — субхолдинги — холдинги, подчиненные головному, держатели акционерных портфелей внучатых фирм и т. п.; — смешанные холдинги — производственно-финансовые группы, осуществляющие не только финансовый контроль, но и собственно производственную деятельность; — акционерные компании, занятые непосредственно производственно-сбытовой деятельностью. Особенностью современного холдинга явилось формирование многоотраслевой структуры. А сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», которой исторически предшествовали горизонтальная и вертикальная интеграции. Горизонтальная интеграция — сосредоточение в руках крупных фирм все большей доли производства в отрасли, что характерно для начала XX века. Вертикальная интеграция — проникновение крупных фирм в другие отрасли. С 1920-х годов по настоящее время она играет главенствующую роль в процессах концентрации и централизации капитала. На сегодняшний день диверсификация остается главным направлением концентрационного процесса в Японии, где к настоящему времени доля вертикальных слияний составляет 14,2%, горизонтальных — 23,4%, диверсификационного типа — 55%. Диверсификация привела к образованию концернов и конгломератов. КОНЦЕРН — это союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства (при наличии одного ведущего направления) и непроизводственной сферы на основе общей финансовой зависимости от головной компании. КОНГЛОМЕРАТ — крупные объединения разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком и не имеющих профилирующей специализации. В новой обстановке они оказались наименее жизнеспособными. Особенности НТП определяют нецелесообразность большого разброса интересов в различных областях. Главным действующим лицом современной экономики является ДИВЕРТИСИФИКАЦИОННЫЙ КОНЦЕРН. Целью образования концерна может быть: — выравнивание определенных отраслевых колебаний и риска (например, для предприятия, изготавливающего лыжи, целесообразно приобрести другое предприятие, выпускающее оборудование для летних видов спорта — теннисные ракетки, парусные лодки и т. п.); — перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности. Так, в 1970-е годы в США каждая фирма из числа 500 крупнейших имела в своем составе 11 отраслей, а наиболее мощные — 30— 50 отраслей. В Великобритании из 100 ведущих промышленных фирм 96 были многоотраслевые, во Франции из 100 — 84, в Италии из 100 - 90. Основные тенденции развития концернов на современном этапе: 1. Децентрализация за счет создания подразделений компаний (усиливает персональную ответственность за число продаж и получение прибыли); 2. Концентрация усилий на получении высокорентабельных товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании; 3. Создание в структуре компаний внутренних венчурных предприятий. Они, оставаясь в рамках крупной компании, пользуются свободой малых предприятий, способны быстро внедрять новшества, оперативно реагировать на изменения в технике и технологии; 4. Расширение крупными компаниями контрактных отношений с мелкими и средними фирмами. Если особенностью современного периода стал диверсификационный концерн, объединяющий огромные капиталы фирм-участников, то еще одной особенностью крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, и в результате образование международных компаний. Международные компании бывают: 1. Транснациональные компании (ТНК); 2. Многонациональные компании (МНК). В первом случае корпорация контролируется капиталом одного, а во втором — нескольких государств. В мировой экономической практике большое распространение получили ТНК. Существует целый ряд факторов экономического порядка, затрудняющих формирование и деятельность МНК. Например: — необходимость определенного согласования юрисдикции государств—участников многонационального предприятия; — различия в уровне и системе налогообложения, правилах валютного обмена и т. д. Осуществляя свою деятельность, компании осуществляют перелив капитала вслед за изменением нормы прибыли. Обмен деятельностью между филиалами осуществляется по ТРАНСФЕРНЫМ ЦЕНАМ, которые устанавливаются централизованно штаб-квартирой ТНК. С помощью систем трансферта и происходит перелив капитала внутри ТНК. Такие цены служат важным фактором успеха в конкурентной борьбе филиала ТНК с национальными монополиями, поскольку позволяют использовать в необходимых случаях средства других дочерних компаний. В середине 1980-х годов ТНК контролировали 40% промышленного производства, 60% внешней торговли и 80% патентов на мировую технику и технологию в капиталистическом мире. Ядром транснационального капитала по-прежнему являются ТНК США. Из 250 крупнейших ТНК 145 — американские. Основные тенденции развития ТНК: 1. Тесное научно-техническое сотрудничество в области передовой технологии и обмен научно-технической информацией между ТНК, что характеризует углубление мирохозяйственных связей (стратегический альянс, партнерские соглашения); 2. Создание большого числа совместных предприятий в рамках ТНК. При этом часто вкладом иностранных партнеров служат патент, лицензия или разработка технологии; 3. ТНК в развивающихся странах — «технологический неоколониализм» — привязывает развивающиеся страны к внешним источникам финансирования, научно-технической информации, проектам. Наиболее крупной ТНК является американский концерн «Дженерал моторс». Его годовой оборот в последние годы превышает 100 млрд. долл. (половина стоимости экспорта таких отдельно взятых стран, как США — 252 млрд. долл. и Япония — 231 млрд. долл.). На «Дженерал моторс» приходится почти 20% мирового производства автомашин. Этому концерну принадлежат 209 заводов в США и Канаде, а также предприятия в 32 странах. На всех предприятиях концерна занято 813 тыс. человек, а чистая прибыль в 1987 году составила 3,5 млрд. долл. Цифры, отражающие экономическую мощь ТНК, разумеется, весьма внушительные. Но нельзя упускать из виду того, что и крупный организм таит в себе серьезные опасности: — административная структура становится практически неуправляемой и уязвимой для конкурентов; — переплетение экономической мощи ТНК с политической властью страны, где работают их предприятия, приводит к тому, что руководство корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических решениях также и политические факторы. К примеру, если нерентабельный завод находится в экономически слабом районе, решение о его закрытии может повлечь за собой политические осложнения, ведь рост числа безработных стоит правительству многих голосов на выборах; — в связи с тем что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в значительной мере зависят от колебаний мировой экономической конъюнктуры, динамики курсов основных валют и т. п.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |