Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности
Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет путей сообщения МИИТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела»
Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»
Курсовая работа Учебная дисциплина: «Экономика таможенного дела»
На тему: «Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза».
Работу выполнила: студент 3 курса группы ЮТТ – 313 Грищенко Богдан ___________________
Научный руководитель: к.э.н., профессор Дианова В.Ю. ___________________
Допускается к защите «__»______2015г. Защищён «__»______2015г.
Москва 2015 Содержание
Введение ……………………………………………………………………………… 3 1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности ………. 4 1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике .4 1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза …………………………………………………. 12 1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций …………………………………………………………………………..14 2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации .17 2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России ……………………….....17 2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам …………………………………………………………20 2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот ……………………………………………………………………….23 3. Повышение эффективности использования тарифных льгот …………………..28 3. 1 Совершенствование единой системы преференций ……………………28 Заключение ……………………………………………………………………………33 Список использованных источников ………………………………………………..35
Введение Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве. Цель данной курсовой – изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза. Объекты исследования данной курсовой – тарифные преференции (льготы). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - выявить сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике; - выявить виды, особенности и роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности; - изучить нормативно-правовую базу Таможенного союза и РФ, касающуюся тарифных преференций; - рассмотреть таможенные льготы по видам; - проанализировать динамику внешнеторгового оборота, ввоз преференциальных товаров из развивающихся стран; - оценить реализацию целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот, их влияние на развитие производства в таможенном союзе; - указать основные направления усиления тарифных льгот в реализации основных целей таможенного тарифа, совершенствования единой системы преференций.
Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности 1.1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике
Внешнеторговая деятельность (ВТД) является составной частью ВЭД. Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Торговая политика – составная часть экономической деятельности государства. Цель торговой политики РФ – создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговую политику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли государства. Современная стратегия внешнеторговой политики РФ нацелена на интенсивную интеграцию страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики, а также последовательное преодоление присущих ей трудностей и проблем. Основной документ, регламентирующий регулирование ВТД в РФ – это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем же и указаны методы государственного регулирования ВТД: таможенно-тарифное регулирование; меры нетарифного регулирования; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД». По своему характеру методы государственного регулирования ВЭД делятся на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) – экономические, нетарифные (прочие) – административные и паратарифные. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт. К тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д. Важным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВТД является таможенный тариф. Таможенный тариф (ТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах-участницах ТС до установления Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой ВЭД. Основными целями ЕТТ являются: 1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС; 2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории ТС; 3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС; 4) защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; 5) обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику. Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара (СПТ), пределы полномочий органов исполнительной власти. Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством как средство ограничения вывоза определенных групп товаров. Также необходимо рассмотреть таможенный тариф как неотъемлемую часть единой налоговой системы, что означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом. Это сделать довольно-таки трудно, т.к. необходимо учитывать нормативно-правовые акты ТС, а не только РФ. Таможенный тариф имеет протекционистскую и фискальную функции. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя. К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года) – например, сезонные пошлины; лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Одним из основных инструментов таможенно-тарифного регулирования являются тарифные льготы, способствующие увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. В соответствии со статьей 34 Закона «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики страны льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Классификация тарифных льгот в зависимости от товарных групп и целей предоставления представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Классификация тарифных льгот по товарным группам
Подготовлено по Буданова, О.Г. Роль тарифных льгот и преференций в регулировании ВЭД. – Академический вестник, № 7. – 2009. – С. 147-152.
В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства. Понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота» различаются, также как и понятия «таможенные преференции» и «тарифные преференции» (таблица 1.2).
Таблица 1.2 Различие в определениях «льгота» и «преференция»
Подготовлено по Сафонова, Е.А., Осипова, А.А. Особенности предоставления тарифных льгот и тарифных преференций в рамках таможенного союза. – Ученые записки СПб филиала РТА, № 1 (38). – 2011. – С. 63-75.
Таким образом, если рассматривать по широте обобщения понятия, то сначала стоит понятие льготы – преференция – таможенная льгота – таможенные преференции – тарифная льгота – тарифные преференции. Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов [16]. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Тарифные льготы применяются при уплате таможенной пошлины. При ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможеннойпошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров: 1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством; 2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя 3) ввозимых в рамках международного сотрудничества ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией. Полное освобождение от уплаты таможенной пошлины указано в статье 6 Соглашения от 25 января 2008 г. и определяет, какие товары при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию ТС освобождаются от уплаты ввознойтаможенной пошлины. Также освобождение от уплаты пошлины устанавливается Решением Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 728. От уплаты освобождаются преференциальные товары, товары из стран СНГ и ЕврАзЭс, из Беларуси, товары, перемещаемые под отдельными таможенными процедурами. Условное освобождение от уплаты таможенных пошлин связано с условным выпуском товаров. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, применяется частичное условное освобождение от уплаты (согласно ст. 282 Таможенного кодекса ТС). Освобождение от уплаты таможенной пошлины происходит на товары, ввозимых по таможенным процедурам: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля. Частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин применяется при определении страны происхождения товаров, т.е. для развивающихся стран льготы будет составлять 25 %, для наименее развитых стран – 100 %, для развитых – 0 %. Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и преференций имеет некоторые особенности: подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика; при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 ФЗ-311 таможенных пошлин проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата; излишне уплаченные пошлины не перечисляются на счет других платежей, но могут перечисляться в счет будущих оплат ввозных таможенных пошлин. Возврат ранее уплаченных пошлин используется при перемещении товаров под таможенными процедурами реэкспорт и реимпорт. Вступивший с 1 июля 2010 г. в силу ТК ТС предоставляет участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами. Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию ТС, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт. Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами ТС. 18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободных складов. Применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего, это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран ТС товаров из третьих стран. Тарифная квота – мера регулирования ввоза на таможенной территории отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товаров по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ. Устанавливаются на сельскохозяйственные товары, котрые производятся на территории ТС. Тарифные квоты: - определяются Комиссией ТС как разница между объемом потребления и объемом производства на территории ТС; - распределяются пропорционально разницы между объемом потребления и объемом производства; - ввоз по квотам осуществляется по лицензиям; - выдача лицензий осуществляется по заявлению участников ВТД; - устанавливаются на определенный срок, информация о применении квоты и сроке ее действия опубликовывается в СМИ. Тарифные льготы необходимы для поддержки конкурентоспособности экономики развивающихся и наименее развитых стран. Таким образом, делаем вывод: - к тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.; - тарифные льготы бывают в виде освобождения от уплаты ввозной таможеннойпошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины; - существует также полное, частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, возврат ранее уплаченных таможенных пошлин и преференций; - ЕТТ основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ЕТТ определяет ставки ввозных таможенных пошлин.
1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза
Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран (статья 7 Соглашения от 25.01.2008). В конце 2008 г. страны ТС подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров [36]. Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин. Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами ТС единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров. В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены: перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%; перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины; перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп). Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России. Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит. Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию ТС будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран. В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности. В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара. Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008. Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны ТС, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию РФ по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран ТС. Таким образом, основные нормативно-правовые акты, которые применяются при единой системе преференций – это Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130, Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008, Соглашение от 12.04.1996 «О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций».
1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций
При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами. При ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции. Правовые аспекты определения и применения тарифных льгот, тарифных преференций на единой таможенной территории с 1 января 2010 года регулируются: Решением Комиссии Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 18; Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года; Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 года; отдельными решениями Комиссии Таможенного союза. В таблице 1.3 указан перечень основных нормативно-правовых актов, которые касаются тарифных льгот и преференций.
Таблица 1.3 Перечень основных нормативно-правовых актов
Подготовлено по Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - www.consultant.ru
Таким образом, тарифные льготы и преференции устанавливаются ТК ТС, Решениями Комиссии ТС, Соглашениями и Федеральным законом № 311-ФЗ. Но все-таки основное значение в определении преференций имеет Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, где указаны перечень наименее развитых и развивающихся стран, перечень товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |