Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 4. Стадии законодательного процесса



2016-01-02 1246 Обсуждений (0)
Вопрос № 4. Стадии законодательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательный процесс понимается учеными неоднозначно. Широкое понимание, помимо подготовки, обсуждения, принятия и опубликования законов и вступления их в действие, включает всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона'. Сторонники узкого понимания не считают выявление потребности принятия закона и подготовку законопроекта стадиями законодательного процесса.

1.Принятие решения о подготовке законопроекта.Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство при составлении плана подготовки законопроектов. Каждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ. Возможно совместное составление целевой комплексной программы. При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов РФ, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или

письмах.

2.Сбор необходимой информации.

Информация служит базой всей законотворческой работы. Сейчас законопроект редко пишется ≪с чистого листа≫. Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной, доступной и удобной для пользования. Ю. А. Тихомиров указывает следующие виды информации:

— о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, тенденциях и перспективах их развития;

— состоянии законодательства в данной области;

— зарубежном опыте правового регулирования данной сферы;

— научная;

— расчетная (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и проч.);

— прогнозная (о возможных последствиях действия закона);

— социальная (общественное мнение).

Методы сбора информации могут быть самыми различными:

— анализ литературных источников;

— составление поисковых вопросов, обращенных к ведомствам, предприятиям, учреждениям, специалистам, ученым и др.;

— направление запросов в государственные структуры, обладающие в силу выполняемых ими функций специальной информацией;

— исследование исторической информации;

— анализ нормативных правовых аналогов, как российских, так и зарубежных.

Главное, чтобы полученная информация была достаточной и комплексной. И лишь когда собрана и обобщена необходимая информация, можно приступать к формированию идеи законопроекта.

3.Разработка концепции законопроекта.

Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать и представить в письменном виде в форме документа под названием ≪Концепция закона (далее идет его примерное название)≫. Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить.

Концепция должна отражать:

— предмет правового регулирования;

— цели закона;

— доказательства выбранного подхода решения вопроса;

— соотношение законопроекта с другими нормативными актами;

— структуру закона;

— механизм реализации;

— возможные последствия его принятия;

— его стоимость.

4.Составление проекта закона.

Если концепция закона одобрена органом, вынесшим решение о его принятии, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. В. Б. Исаков считает, что оптимальным является вариант, когда в группе равноправно представлены два ≪крыла≫:

1) специалисты-≪предметники≫, хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предметом правового регулирования;

2) специалисты в области права.

Если этого баланса добиться не удается, законопроект получается односторонним: либо преобладает организационно-технический подход при отсутствии четкой юридической формы, либо при детальной проработке юридических конструкций налицо слабость содержания.

5.Проведение экспертизы

Экспертиза призвана дать оценку соответствия законопроекта:

— общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции РФ и другим законам;

— всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным).

В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы:

— пояснительная записка;

— перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с

вступлением в силу данного закона;

— финансово-экономическое обоснование;

— заключение Правительства РФ.

6.Внесение законопроекта.

Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы неодинаков. Общим же является их официальное установление. Конституция РФ (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы следующим наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должностным лицам:

— Президент РФ;

— Совет Федерации;

— члены Совета Федерации;

— депутаты Государственной Думы;

— Правительство РФ;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

— суды высших инстанций (Конституционный, Верховный,

Высший Арбитражный) по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы:

1) субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками;

2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Думы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации.

И лишь после того как этот законопроект по поручению Председателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответственный комитет на предмет соответствия его требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы, он включается в план законопроектных работ.

7.Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно законопроект направляется в другие комитеты,

комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из их числа комитет, ответственный за законопроект.

Подготовку законопроекта в первом чтении осуществляет ответственный комитет. Для этой цели создается рабочая группа, в которую включаются депутаты, представители субъекта законодательной инициативы, органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты. Аппарат Государственной Думы, его Правовое управление готовит заключение после проведенной им правовой и лингвистической экспертиз. И лишь после этого законопроект направляется в Совет Государственной Думы для вынесения его на пленарное заседание.

8.Обсуждение концепции законопроекта

Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Оно проходит по следующей схеме:

— доклад инициатора законопроекта;

— содоклад ответственного комитета Государственной Думы;

— предложения и замечания фракций и депутатских групп;

— выступление депутатов;

— высказывание мнений полномочными представителями

Президента РФ и Правительства РФ;

— выступления представителей законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

— выступления других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении

Государственная Дума может вынести одно из трех решений:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

2) принять закон;

3) отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

9.Рассмотрение поправок к законопроекту

Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Это делают депутаты, внося в них поправки. Поправки в законопроект вправе вносить не только депутаты, но и все субъекты, имеющие согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление

Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Порядок проведения второго чтения таков:

— с докладом выступает представитель ответственного комитета;

— свое мнение высказывает полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе;

— выступает полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе;

— заслушивают представителя инициатора законопроекта;

— высказывают возражения представители фракций, депутатских групп или депутатов;

— докладчик отвечает на возражения;

— проводят голосование об одобрении или отклонении поправок.

По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

10.Принятие закона

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. На этом этапе уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

11.Утверждение закона Советом Федерации.

Этот орган существует для дополнительной проверки необходимости принятия закона, его качества, наличие средств для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается две недели.

Конституция (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу относятся федеральные конституционные законы и законы по вопросам:

— федерального бюджета;

— федеральных налогов и сборов;

— финансового регулирования;

— валютного регулирования;

— кредитного регулирования;

— таможенного регулирования,

— денежной эмиссии;

— ратификации и денонсации международных договоров РФ;

— статуса и защиты Государственной границы РФ;

— войны и мира.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов (для конституционного закона — большинством не менее трех четвертей голосов) принимает одно из следующих решений:

1) одобрить закон;

2) отклонить закон без обсуждения;

3) обсудить его на заседании палаты.

Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению Советом Федерации, в течение 14 дней не представлен на заседание для рассмотрения, он считается принятым и направляется Президенту Российской Федерации для подписания.

12.Подписание закона Президентом Российской Федерации

Президент РФ выполняет координирующие функции между ветвями власти. Президент подписывает либо может не подписать закон (право вето), но

обычно после этого следует разъяснение причин такого решения.



2016-01-02 1246 Обсуждений (0)
Вопрос № 4. Стадии законодательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 4. Стадии законодательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)