Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали



2016-01-02 691 Обсуждений (0)
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали 0.00 из 5.00 0 оценок






 


1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали.
Именно на формирование этих знаний направлено изучение этики.

К сожалению, одни этические знания не обеспечивают моральности субъ­екта: можно прекрасно знать все требования морали и, однако, не соблю­дать их. Иными словами, этические знания — необходимый, но недостаточ­ный компонент морального сознания, так же как моральная компетентность еще не есть гарантия нравственной воспитанности личности.

2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необхо­
димости их применения. Для налаживания нравственных отноше­
ний важны как правильность, так и близость этого понимания раз­
ными субъектами.

Известно, что в одни и те же понятия мы зачастую вкладываем разный смысл, например, в понимание того, что есть добро и зло (и отсюда — не только отсутствие взаимопонимания, но зачастую и враждебность друг к другу). Или, скажем, непонимание смысла и необходимости заповеди «возлюбите врагов ваших», направленной на предупреждение нетерпи­мости, агрессивностй> неумения прощать.

3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними,
включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их ис­
пользование в качестве «руководства к действию».

Сочетание знания, понимания и принятия этого знания может быть ва­риативным.

Ситуация 1. Человек попадает в совершенно новую для себя обста­новку — реальную или фантастическую (на дипломатический прием, к австралийским аборигенам, в 2222 год или на Альфу Центавра), не обладая никакими знаниями о ее моральных нормах. Это ситуация «нрав­ственного вакуума»: человек ничего не понимает и не ориентируется в этой обстановке, совершая одну промашку за другой. Ситуация доста­точно редкая, но возможная.

Ситуация 2. Полученное моральное знание вызывает мучительные раздумья, сомнения, не укладывается в систему индивидуального отно­шения к миру. Ведь еще древние римляне говорили: «Знать — еще не значит понимать». Это знание без понимания, ведущее, как правило, к отказу или сопротивлению его принятию и исполнению.

Ситуация 3. Принятие знания и его исполнение без всякой рефлек­сии и понимания — синдром «оловянного солдатика», действующего по приказу.


Ситуация 4. Человек знает, что хорошо и что плохо, понимает, по­чему это так и почему это необходимо, но не принимает этого, делает для себя исключение или попросту не хочет делать то, что должно, при­крываясь внешним согласием или отговорками — «нравственная де­магогия» или «нравственный камуфляж».

Ситуация 5. Оптимальный вариант, когда человек в достаточной мере обладает знанием моральных норм и требований, понимает их разумность и необходимость, соглашается с ними и принимает их как «руководство к действию».

Важнейшей проблемой морального сознания является соотно­шение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности. К сожалению, в реальной жиз­ни механизм взаимопроникновения эмоционального и рациональ­ного нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» час­то бывает противоречие между ними.

Действительно, мы не так часто встречаемся с людьми, демонстрирую­щими это единство: чаще люди обладают или повышенной эмоцио­нальностью, или сухим рационализмом. Первые остро реагируют на происходящее, принимают все близко к сердцу, способны на глубокие переживания. Вторые более аналитичны, рассудочны и холодны. Свя­зано это со многими обстоятельствами: темпераментом, воспитанием, профессией, условиями жизни. Что лучше: первое или второе? Труд­но сказать. Многое зависит от ситуации. Негоже, например, инженеру проявлять излишнюю эмоциональность в момент аварии, когда надо принимать срочное, взвешенное решение: здесь необходим трезвый, ра­циональный подход. Но если человек будет применять этот же подход в работе с людьми или в отношениях с любимой, вряд ли такое поведе­ние сделает ему честь, хотя аморальным и безнравственным его и не назовешь.

Моральное поведение

Итогом, результатом становления личности и ее свободного вы­бора является моральное поведение,опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной фор­мой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека является


'


Щ________________ Раздел II, Теоретические проблемы этики


Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали________________ 121


 


показателем его нравственной культуры. Не случайно говорят: «О че­ловеке судят по его делам».

Центральным моментом нравственного поведения является посту­пок. Он должен рассматриваться в совокупности с предшествующей и последующей деятельностью морального сознания, в общем контек­сте моральных отношений в обществе. Именно совокупность всех этих элементов составляет содержание нравственного поступка, кото­рый характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внут­ренне свободному, морально ответственному действию.

Нравственное поведение личности включает также мотивацию поступка и его оценку (самооценку).

Мотивация поведения личности не менее важна, чем сам посту­пок. Она предшествует ему и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческой дея­тельности. Мотив играет роль импульса, побудителя к действию: немотивированных поступков не существует.

Даже если человек не в состоянии ответить на вопрос, почему он посту­пает так, а не иначе, это не значит, что у него не было мотива: просто он не может (а возможно, и не хочет) его определить. Иногда это связано с отсутствием у него способности к самоанализу или леностью мысли, а иногда человек сознательно, из чувства самосохранения не желает при­знаться никому, даже себе, в подлинных мотивах своего поведения, осо­бенно если сам считает их неблаговидными.

Вместе с тем мотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: так, не всегда «благие намерения» (мо­тивы) приводят к благим поступкам и наоборот. Как часто, напри­мер, наши прекрасные побуждения оборачиваются глупостью или неудачей («хотели как лучше, а получилось как всегда»)! Это сви­детельствует о том, что связь между мотивом и поступком неодно­значна: один и тот же мотив может подтолкнуть человека на раз­ные поступки.

• Например, любовь к женщине может побудить к беззаветному служе­нию ей (вспомним преданность Дон-Кихота Дульсинее Тобосской); вы­звать стремление к самосовершенствованию, дабы завоевать ее сердце; желание уничтожить или унизить соперника, чтобы убрать его со своего пути; измучить любимую ревностью (Отелло убивает Дездемону из любви к ней).


И наоборот: одна и та же линия поведения может быть продик­тована разными мотивами.

Например, за самоотверженным трудом могут стоять интерес, любовь, творческое отношение к делу; стремление к материальному вознаграж­дению; простая исполнительность; соображения карьеры; азарт «трудо­голика». Или активная политическая деятельность: она может дикто­ваться как стремлением к беззаветному служению своему народу, борьбой за правду и справедливость, так и желанием удовлетворить собственные политические амбиции и достичь власти.

Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе, чего хочу добиться, зачем мне это нужно — за этими вопросами высвечивается не только интерес и причины поведения личности, но и ее сущность. Нельзя, да и невозможно преуменьшить роль мотива в поведении человека. Это, в частности, ярко подтверждается отношением к мотиву в юриспру­денции: отсутствие такового может освободить человека от подозрения: «Сш ргойея!?» — «Кому выгодно?» — это латинское выражение, лежа­щее в основе уголовного расследования, вполне может применяться для выяснения мотива и нравственной оценки любого поступка.

Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение по­ступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Моральная оценка играет большую роль в нрав­ственной регуляции поведения. Мы жаждем одобрения, стремимся к положительной оценке — как путем совершения хороших поступ­ков, так и путем недопущения или сокрытия своих дурных действий. Мы говорим об одном человеке, что он добр, о другом — что он злой. Одни поступки мы оцениваем как высоконравственные, другие — как безнравственные, аморальные. Какой смысл мы вкладываем в эти суж­дения? Как разграничить добро и зло в поведении человека? Как оце­нить, правильно ли поступил человек в данной ситуации или ему следо­вало найти другой выход?

Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено), должному. Возможна оценка и будущих действий — например, при


122


Раздел II. Теоретические проблемы этики


I


Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали 123


 


выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одно­временно служить его мотивацией.

Свое положительное или отрицательное отношение люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия и критики, про­явлений симпатии и антипатии, любви и ненависти. Однако в этике все эти внешние формы оценки несут одинаковый смысл и содержа­ние — оценку с позиций Добра и Зла.



2016-01-02 691 Обсуждений (0)
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)