Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям



2016-01-02 1374 Обсуждений (0)
Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям 0.00 из 5.00 0 оценок




Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания.

В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено;
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

 

 

17. Государство, его признаки.
Государство — важнейший институт политической системы общества.
Признаки государства:
1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство;
2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
3) наличие людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. Функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.
Попытки превратить государство в систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции народу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

 

 

18. Духовное производство и духовное потребление.
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности. Ученые выделяют три вида духовного производства: 1) наука; 2) искусство; 3) религия.
Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретические взгляды на окружающий мир и основанные на данных научных исследований. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.).

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство есть специфическая форма человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая художественные образы, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, формируя у людей абстрактное мышление, способность вычленять общее и особенное в окружающем мире.

Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека.
В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.

 

 

19. Политическая система общества, ее структура.
Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны:
1) определение целей, задач, путей развития общества;
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
5) обеспечение стабильности и безопасности общества;
6) приобщение людей к политической жизни;
7) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности.

Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.

Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно через выборы и референдум. В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет, избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека.

 

20. Трудовая деятельность человека.
Трудовая деятельность людей — это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Общие требования к участнику трудовой деятельности таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

 

 

21. Свобода в деятельности человека.
Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

 

22. Правовое государство.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства:
1) верховенство закона, — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости.
2) соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1) рыночная экономика

2) режим демократии
3) высокий уровень политического и правового сознания людей
4) создание единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

 

23. Исторический процесс и его участники.
Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.
Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.
В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества.
Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.
Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса». Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к созиданию.
Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Общественными объединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.
Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями. Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства.
Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

 

 

24. Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
Плюрализм — это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима. Политический плюрализм, во-первых, признает, во-вторых, создает необходимые условия для реализации, в-третьих, поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой. Среди политических организаций, включенных в политическую систему (движения, группы, клубы и др.). важнейшими по значению являются партии.
Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры.
Среди функций политических партий выделяют:
1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;
2) социальную — каждая партия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе;
3) социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;
6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;
7) набора новых членов в партию и их политическое воспитание.
Таким образом, партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.
Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем.
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

 

 

25. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
Слово «политика» означает государственные дела, искусство управления государством.
Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникновения —появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении. Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.
Среди функций политики выделяют: а) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию (объединение) различных социальных слоев; в) обеспечение дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий.
Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее.
Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.
Политика имеет определенные цели. Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества.

 

26. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в современной России.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые принято называть духовной культурой.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Продукты духовного производства:
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров).

 

 

27. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает регресса. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они истощили природные ресурсы Земли.
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

 

 

28. Политический статус личности.
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова и т.д. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами.

Для определения политического статуса личности важно знать, какие политические функции, роли, она в ней выполняет.

Личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека.

Итогом политической социализации (усвоение ценностей, знаний) становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли.
Выделяют различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

29. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления.

1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).
2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (конфуцианство, учения Платона).
4. Философия нового времени (марксистская теория).
5. Обществознание XX века

Общественные науки занимаются изучением общества, его различных сфер. Таковы социология, культурология, история, экономика и многие другие.
Особенности общественных наук.
1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя.
2. Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп.
4. Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта.
5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений.

 

30. Религия, ее место в системе отношений человека и окружающего мира. Атеизм.
Религия является одной из древнейших и основных форм духовной культуры. Религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого.
Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знание вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и язычество (исповедующие многобожие).
К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство, ислам, буддизм.
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

 

 

31. Цивилизации и формации.
Наиболее разработанными подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии. Любая цивилизация характеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, господство традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

 

32. Образование и его роль в развитии общества.
Образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта. От качества образования во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

 

33. Традиционное и индустриальное общество.
Традиционное общество (восток)
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею
5. Уровень социальной мобильности невысок
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует
8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений
Индустриальное общество (запад)
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее
4. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Социальная мобильность населения высока
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных.
8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.
Сегодня очевидно безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное общество» существенно ограничивает НТП, обладает выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем: баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.

 

34. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.
1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом.
На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.
2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Решить проблему преодоления экологического кризиса человечество может только сообща.
3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. Однако очевидно, что ресурсы Земли ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.
4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.

 

35. Духовный мир личности. Мировоззрение.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

 

36. Общество и научно-технический прогресс.
Современное состояние НТП определяется понятием научно-технической революции.
Научно-техническая революция — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

37. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Исполнительная власть принадлежит президенту и правительству.

Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. При такой организации власти избранные народом представители получают не только монопольное (исключительное) право на законодательство, но и реальные рычаги контроля за органами исполнительной власти. Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право голоса. Деятельность парламентов освещается средствами массовой информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. Власть парламента велика, но не безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют так<



2016-01-02 1374 Обсуждений (0)
Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)