Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТА



2016-01-02 818 Обсуждений (0)
СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Социология конфликта

1. ЗНАЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА КОНФЛИКТА.
СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА.

Конфликт как феномен и как научная, философская категория, имеет огромное значение для понимания природы, общества, индивида и его деятельности. Я не говорю уже о самой жизни, но вся наука о человеке, старая и новая вынуждена так или иначе обращаться к данной теме. Можно вообще исключить из антропологического и социального исследования термин "конфликт". Но едва мы будем говорить о потребностях человека, о нравственности, об индивиде и обществе, о родовом человеке и личности, о подлинном и непод-линном существовании, о мире человека, так сразу же окажется, что мы в сущности, занимаемся здесь о проблемах "конфликтологии" /мой термин/ Так ещё не возникшее в своей целостности направление, то и дело заяв-ляет о себе в рамках какой-либо мировоззренческой системы, едва зайдёт речь о б определённых противоречиях, коллизиях, оппозициях. Категория конфликта универсальна уже в силу тотальной конфликтности самого чело-века, что я и хотел бы показать в этой работе. Но конфликт - это ещё и онтологическая категория. К. Райт совершенно прав, когда подчёркивает, что "конфликт - термин широкого назначения с применением в физическом, биологическом, философском и социальном мире". /1/. Так уже онтологию Гераклита можно назвать "конфликтологией отношений", учитывая, правда, и другую сторону этой онтологией, выражаемой понятием "гармония противоречий. Разумеется, онтология у Гераклита полностью определяет и характе-ризует и его антропологию, социологию. Основной конфликт, представленный у Гераклита - это конфликт человека, как стабильного сравнительно существе с весьма нестабильной и многозначной средой.

Итак, категория конфликта универсальна и имеет огромное значение для наук о человеке. К сожалению, ясного осознания этого, кажется, нет. Даже на Западе и посейчас конфликт специально изучается лишь в сравнительно узкой области человеческого знания - социологии. Впрочем, такая социология уже имеет довольно интересные разработки теории конфликта. Многое из этого можно использовать и в философии как таковой, в антропологии и онтологии. На Западе сейчас существуют два основных направления социологии конфликта:

1. Равновесные /эквилибриумные/ и интеграционные модели общества, выросшие из организационных учений. Конфликт рассматривается в них как отклонение от нормы, аномалия.

2. Собственно, социология конфликта. /Термин впервые ввёл Г. Зиммель, 1858-1918г./

З. Здесь ведутся разработки конфликтной модели общества.

4. Родоначальниками теории конфликта многие считают Гераклита, Сократа, Платона, Гоббса, Гегеля.

5. Л. Козер полагает - и не без оснований - классическим теоретиком конфликта К. Маркса,

6. Теория конфликта занимает особое место в персонализме, экзистенциализме, нертомизме, фрейдизме, бихевиоризме, социал-дарвинизма и расизма. Вышел в печать ряд крупных работ по теории конфликта. Например, К. Боулдинг /США/ - автор общей теории конфликта.

7. Ясно, что прежде чем анализировать явление, надо договориться о терминах, точнее, о их смысле и отношениях главного термина и родственных ему. понятий К чему я и приступаю.

2. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "КОНФЛИКТ" И КЛАССИФИКАЦИЯ РОДСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ. ВИДЫ КОНФЛИКТА.

Уместно ли это, по выражению Р. Макка и Р. Снайдера, "резиноподобное понятие" "конфликт" употреблять в онтологическом смысле? Разве не является его онтологической категорией понятие "противоречие"? В принципе, даже употребляя термин "конфликт" в онтологическом смысле, можно считать его однопорядковым с понятием "противоречие" или ставить последнее над ним, как родовое понятие. Но мне бы хотелось здесь представить конфликт как основную категорию бытия. С моей точки зрения само бытие и время прежде всего конфликтны /об отличии противоречия от конфликта - ниже/. Выражение этой конфликтности - борьба физических явлений и сил в пространстве, уничтожение одних мгновений другими и борьба старого с новым во времени, нестабильность духовного. Здесь я следую за Шопенгауэром. /9/. Также имеются и другие соображения. А именно:

1. Конфликт обычно считают обострением противоречия, т.е. крайностью. Противоречие тогда более среднее состояние и не может поэтому быть более широкой категорией. Крайность в онтологическом смысле всегда более общая категория, чем усреднённость. Так вечность, как крайность, более общая категория, чем конкретное время, промежуток времени.

2. Конечно, привычнее употреблять этот термин в узком социальном значении. Но это дело привычки. Между прочим, социальный термин "конфликт" употребляемый как онтологическая категория косвенно указывает на идеаль-ность, субъективность любого знания о мире. Человек, употребляя такое понятие при представлении картины мира, понимая, что конфликт является и категорией социума, уже не рассматривает мир как нечто чуждое ему, вне себя.

З. Такое соотношение и субординация терминов вытекают из их смыслового значения. Сама этимология слова "конфликт" /лат. "конфликтус" - "столкно-вение/ на мой взгляд очень удачно совпадает и с содержанием самого явления, со всеми вытекающими отсюда нюансами. Противоречие же может быть не только в смысле столкновения, но и содружества /в форме противо-положности/. И само по себе противоречие нацелено на сохранение и лишь частичное видоизменение сторон, тогда как конфликт требует полного уничтожения, подчинения другой стороны.

Приведу дефиницию понятия "конфликт", как я это понимаю. Конфликт - это альтернативность, враждебность двух сторон явления или сущности друг другу, когда каждая сторона, в силу своей природы и других причин, стремится, покорив или уничтожив другую сторону, самодавлеть.

Примирение здесь невозможно по той причине, что оно явилось бы уничтожением всего целостного конфликта /не его субъектов или объектов, а сторон конфликта как такового/. Актуализированный конфликт всегда борьба сторон, их совместное бытие без сущностной или формальной совместимости и победа одной стороны уничтожает понятие и явление самого конфликта. Имеется в виду именно победа, а не превращение явного конфликта в скрытый. Прекращение конфликта означает существенные изменения в структуре явления лежащего в его основе, появление новых отношений. Чем серьёзнее явление, тем серьёзнее изменение качества явления и ситуации. Здесь и кроется возможность всякого развития - физического, антропологического, социаль-ного, исторического... Конфликт, видоизменяясь, превращается в противо-речие, коллизию и т.п. Глобальные конфликты, исходящие из самой природы субъекта-объекта, явления, существуют, пока существует само явление. Мелкие конфликты разрешаются, но на их место тотчас приходят другие. Поэтому Шопенгауэр и говорит, что жизнь человека вечная "погоня за призраком", что конец одного желания есть начало другого, что человек мечется между скукой и потребностями, желаниями своими. Чтобы яснее отделить /или сблизить/ категорию "конфликта" от других, привожу определения или классификацию, родственных понятий.

1. Дуализм. - Констатация параллельных явлений с их связью или без связи. Раздвоение.

2. Дихтомия. - Разделение общего на положительную и отрицательную стороны, внешние по отношению друг к другу. Два разных аспекта, значения, пути развития явления. Причём развитие одной стороны часто нивелирует другую сторону.

З. Оппозиция. - Противопоставление сторон явления, при котором одна сторона и предполагает другую и противоречит ей /"день - ночь" и т.п./ Отношение субъекта к явлению и констатация дуальности.

4. Противоположность. - То же, что и оппозиция, но в более онтологическом и социальном значении.

а/ Две стороны явления как наличное. Привязанное друг к другу или произвольно сопоставимое,

б/ Гармония сторон в чём-то несхожих, но одинаково важных для природы объекта, его бытия и развития. в/ Развитое, более стабильное, смягчённое противоречие.

5. Противоречие.

а/ Борьба двух сторон явления,

б/ Присутствие в одной стороне противоэлементов и противотенденций.

в/ Противостояние и борьба за приоритет двух разных явлений одной системы. Социальное противоречие - между группами и классами и т.п.

Противоречие всё же не предполагает уничтожения какой-либо стороны, как конфликт: изменяется одна сторона, изменяется и другая, формы не исчезают, а видоизменяются. Противоречие может стимулировать прогресс явления, а конфликт предполагает и обещает регресс явления - до прекращения конфликта./

6. Антагонизм. Противоречие в самой острой форме. Близок и к конфликту. Глубинное и целостное противостояние.

7. Конфронтация. - Узкосоциальный термин. Противостояние масс, классов, субъектов. Идеологическое противоречие.

8. Коллизия. - Более смягчённая и скрытая форма антагонизма, путь, проти-воречивое развитие.

9. Альтернатива. - Отношение субъекта к дуалистичному явлению, выбор одной из сторон.

Таким образом, если конфликт и противоречие принадлежат сущностной природе мира, то человек, часть этого мира, даже при условии создания этого мира его сознанием, этот житель двух миров - эмпирического и ноуменального /Кант/. Этот человек тем более должен быть тотально противоречив и конфликтен. Уже на чисто физическом уровне человек дуален, разделён на две части, имеет две руки, две ноги, две стороны мозга, - каждая с определёнными функциями. Его чувственности формально противопоставлена способность мышления, духовность его не может существовать без противоречий. Он есть преодоление себя самого, он конфликт сам-в-себе и сам с собой. Конфликт человека с миром, с самим собой и с другими - вот что должно находится в центре философской антропологии.

СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТА.

Основание конфликтности, на мой взгляд, триедино: это сам мир, человеческое тело и межлюдские отношения.

1. Мир. "Всё наше бытие - двусмысленность", - Утверждает Кьеркегор /10/. То же можно сказать и о мире в целом, о нашей картине мира. Материя как наличное во многом враждебна по отношению к духовному, являясь вместе с тем его необходимой средой. Движение, процесс уже предполагают смену фаз, борьбу внутренних сил, тенденции к преодолению и разрушению их субстрата. Само тело человека -.часть этого мира Становления, лишь стабильная относительно. В этом уже общеизвестном факте, в этой идее уже содержится признание противоречивости человеческий природы даже в смысле физическим.

2. Тело. Но не только в вышеуказанном смысле физическая природа человека является основой противоречия /конфликта/, в том числе и конфликтности сознания. С одной стороны тело человека имеет в себе инстинкт самосохране-ния. С другой, вопреки этому инстинкту, имеющему значение лишь для корот-кого сравнительно промежутка времени, человек является смертным существом. Смертность ставит преграды и его телесности и его духовности и, во-первых, несколько обесценивает его наличное бытие и деятельность, а, во-вторых, обостряет значение этого бытия. Отсюда конфликтность самого сознания Человек, как деятельное и эмпирическое существо, не мог бы спокойно жить с острым сознанием своей смертности. Поэтому опытная идея смертности загоняется человеком в глубь его подсознания, но не уничтожается, а превра-щается в отрицательную энергию /конфликтный потенциал/ и может служить источником внутренних стрессов. Стрессы же находят своё выражение и в конфликтном поведении. Его интенсивность и характер зависит от типа нервной системы субъекта и внешней ситуации. Потенциал конфликтности может также быть источником пессимистического и циничного сознания, - наравне с другими факторами. Бросаясь от факта своей смертности я противоположной крайности, человек создаёт идеи, опять же под влиянием и других причин, "бессмертия души", о "том свете" и т.п. Здесь же зерно зарождения убого-оптимистического сознания, искажающее ясное и правильное понимание многих вещей. Отсюда и гедонистски-эгоистический настрой характера и поведения. Но идея смертности лишь отображение эмпирического факта. Поэтому именно тело является основой конфликтного сознания /см. также ниже о потреб-ностях/.

3. Отношение к "другому", коммуникация. К. Ясперс очень хороши выражает/ одну из, главных проблем человека. Согласно ему, человек не может полноценно "подлинно" жить в обществе и не может жить один, вне общества. /II/. Действительно, люди, ради выгод совместного существования, должны приспо-собляться к друг другу. Но собственная природа их, интересы и другие факторы заставляют их оказывать Друг на друга духовное давление и всячески усложнять контакты. Так воспитатель, например, пытается создать "собствен-ное я" в "другом", в воспитуемом. В идеале человек, может быть, и "бытие ради другого" /12/, но на практике всё происходит иначе. Идеология, страсти и эмоции, искажающие ум и способность понимания, амбиции, статус и ряд других явлений делают жизнь индивида ареной конфликтов и противоречий. Нехватка работы, благ и продуктов создаёт У индивида настрой на борьбу за место под солнцем, против всяческих конкурентов. Возникают первые субъек-тивные признаки конфликта - напряжённость, вражда, возможность угрозы и насилия. Конечно, "война всех против всех" /Гоббс/ не имеет место, иначе общество давно бы уже погибло. Но конфликтность всё же обычное и сущностное состояние общества. Конфликтность по природе самого субъекта, как и противоположные тенденции хорошо выражает наличие у него потребностей. На мой взгляд, можно выделить восемь основных экзистенциональных и духовных потребностей.

1. Потребность быть. /Инстинкт самосохранения/.

2. Потребность самообеспечения. /Основание деятельности/.

3. Потребность заполнения временной пустоты. /Второе основание деятельности и основание эстетического сознания/.

4. Потребность отношения. /Основание реакций, эмоций, переживаний мира, интуитивного знания/.

5. Потребность понимания. /Основание интеллекта, мышления. Основание конфликта - при неправильном или "злокозненном" понимании, - или преодо-ления конфликта./

6. Потребность выражения и самовыражения. /Основание эстетической деятельности и речи, частично - мышления./ /13/.

7. Потребность растворения в человеческой массе. /Формальное основание безопасности и согласия, на деле приводящее к обезличиванию./

8. Потребность выделения из массы, индивидуализации. /Основание личности, эгоизма и альтруизма, творчества/.

Потребности приведены здесь полностью, потому, что каждое из них может, в зависимости от конкретных условий, быть и позитивной и негативной силой. Негативность же служит основой конфликта. Обратимся к рассмотрению некоторых сторон субъективности с позиций "конфликтологии".

М. Хайдеггер выводит зависимость деятельности человека коммуникации на способности понимания. Понимание порождает виденье и истолкование, а последнее является причиной речи и слуха, которые необходимы для совместного труда и коммуникации. /14/. Однако и само понимание может быть основой конфликта. Рассудочно понять что-либо но значит ещё признать, одобрить понятое. Очень часто такое понимание используется в неблаго-видных и корыстных целях. И всё же непонимание, незнание бывают более частой причиной конфликтов. А ведь люди "подчас не знают даже масштабов Своего незнания" /15/. Правильно высказался в своё время представитель III фракции анархистов: "Лишь меньшинстве людей руководится в своей деятельности... ясным понимание...". /16/

Одно из самых коварных причин конфликта - заблуждение. Паскаль удивля-ется: "С какой лёгкостью и самодовольствием злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!" /17/. Вечный компаньон заблуждения и незнаний сознательнее невежество. Хотя В. Розанов и утверждает, что "цивилизация не на улице, а в сердце" /18/, но невежественное сердце создаёт очень своеобразный тип "цивилизованного дикаря". А "первый импульс дикаря уничтожить... непонятное ему" /Н. Рерих/, /19/. Отсюда и полёты отрицательной фантазии. Ещё Фейербах замечает: "Незнание - пустоты.

Но человек испытывает боязнь пустоты и населяет ее миражами фантазии /20/. Так формируется, в урон реальному, "воображаемое Я" человека. /21/ Незнание того, что знать необходимо, может иметь самые плачевные последствия. Человек "чем больше стремится уподобиться ангелу, - Пишет Паскаль, тем больше превращается в животное" /22/. Вот это стремление достигнуть высот достоинства без труда, знания и внутренней работы над собой, стимулируя нелепую активность и даже агрессивность невежды, создаёт в нашей жизни проблемы и конфликты подчас совершенно дикие или курьёзные.

Поскольку мы "непостижимы для себя" /23/, мы вынуждены конфликтовать друг с другом порою из-за совершенно призрачных и убогих интересов. Не зная своих духовных глубин, мы хорошо знаем и ощущаем свой эгоизм, вырастающий из чувства самосохранения,, из ощущениям себя средоточием мира. Крайний эгоизм может быть выражен постулатом: "Когда ботинок жмёт мне ногу, какое мне дело до ... вселенной?!" /24/. Эгоизм неоднозначен. Когда понимаются или ощущается выгоды согласия и согласованного общежи-тия, согласованных и позитивных действий, эгоизм перерастает в альтруизм, даже в филантропию. Но очень черна его отрицательная ипостась. Она приво-дит к закабалению человека "благами", вещами. "Вещи оседлали человека и гонят его вскачь," - сокрушается Эмерсон. Здесь истоки появления массового человека, создающего благоприятную для собственного существа общественную среду. Такая среда оказывается и поводом бунта против неё. Героическую сторону бунта верно подметил А. Камю: бунт - "непрерывная конфронтация человека с таящимся в нём мраком", /25/. Шопенгауэр хорошо изложил причины бунта уже иного Сорта - эгоистического - в двух своих афоризмах. Он пишет, что люди "с бытием, когда оно обеспечено им,/речь идёт о благосостоянии, комфорте и подобных вещах. - Н. О./ не знают что делать "и "становятся себе в тягость". /26/. И в другом месте: "эгоист чувствует себя окружён-ным чуждыми и враждебными явлениями" /27/. К сожалению, от скуки или по другой причине, но возможен бунт человека против себя, против человеч-ности, против лучшего, что есть в человеке. Такой бунт может принять недееспособную или даже преступную форму отчаянья-утверждения, когда. сам субъект оказывается "перстом божества" /28/ и восклицает вместе со Штирнером : "Пусть человечество будет погребено... Я... буду смеяться!" /29/.

То, что положительные свойства человека могут приводить и к отрицательным способностям и актам, хорошо видно на примере сознания и интеллекта.

Именно сознание привале человека к умению притворяться, чего лишены животные. "Человек - восклицает Паскаль. - это сплошное притворства"/30/.

"Человек искренен в пороке и неискренен в добродетели", - добавляет В. Резанов /31/. Возьмём рациональность. М. Вебер так определяет рационализм. Это вера и знание "о том, что, в принципе, нет таинственных, не поддающихся учету сил, которые определяют собой жизненные условия человека.". Всеми вещами можно овладеть путем расчета. /32/. В общем-то полезное свойство может тем не менее превратиться в способность опошлять и формализировать действительность, что может привести к конфликту с разумом, к неумению творчески мыслить и действовать...

В самой природа человека заложено те, что можно назвать "самоконфликтностью" - неумение выявить свой положительный потенциал и при благоприятных внешних условиях, потенциал интеллектуальный, духовный и творческий, развить себя, очеловечить, полноценно общаться. Поэтому Л. Грациан призывает "бояться себя"/33/. Ш. Фурье замечает, что "все престолы установлены на пороховых бочках". /34/. То же самое можно сказать и о сердце человечес-ком. Все формы самотчуждения и есть выражение самоконфликтности человека, Конечно, только в деятельности формируется сознание, но очевидно и то, что сознание сильно влияет на деятельность. Конфликт образуется только на базе двух этих сторон, но сознание, разумеется, более пластично. Существует ещё одна тотальная причина любой конфликтности - наличие в мире страдания. Оно требует своего прекращения, т.е. противодействия тому, что его причиняет. Оно является средством воздействия. Оно выражает любую внешнюю и внутреннюю конфликтность. Оно следствие физической и духовной природы человека, оно объединяет и разъединяет людей. Страдание не только физично. Оно ещё, как подчёркивает Шопенгауэр, и "постоянная мука в качестве мысли, памяти", /35/. Оно есть любая потребность, любое желание, конец которого лишь начало желания нового. /36/. "Всё радостное, желанное завершается страданием", поскольку это радостное временно и непостоянно. /Е. Наклеушев./ /37/. А Ницше язвительно констатирует: "Нет никакого избавления для того, кто страдает сам от себя". /38/. Правда, В. Розанов подмечает и другую особенность страдания. "Только горе -пишет он, - открывает нам великое и святое". /39/. Но уже то, что чтобы открыть великое, надо страдать, характерно само по себе.

Итак, все субъективные условия конфликтнее одной стороны составляют сущностный момент родового и конкретного человека, а с другой формируются жизненной, трудовой, общественной средой. Такая включённость в природно-общественный социум доказывает неустранимость конфликта как такового. Можно лишь прекратить, ослабить и видоизменить частный, отдельный конфликт. Отчуждённые формы сознания приобретают в этой конфликтной среде значение "правил" или законов толпы, элиты /в плохом смысле этого слова/ и самого государства. Традиции имеют всегда двоякий смысл, - они и тормоз и принцип положительной преемственности. "Обычай - деспот меж людей" /Пушкин/, но без него не обойтись.

ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА.



2016-01-02 818 Обсуждений (0)
СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЕ КОНФЛИКТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)