Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания



2016-01-02 557 Обсуждений (0)
Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский филиал

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

Социология

Направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

 

Разработчики: Полтавская Мария Борисовна, к. социол.. н.,
доцент кафедры философии и социологии ВФ РАНХиГС ,

Дроздова Ю.А., к. социол. н., доцент кафедры философии и социологии
ВФ РАНХиГС

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол №1 от «31» августа 2015 г.
 
Зав. кафедрой _______________Кузеванова А.Л.
(подпись заведующего кафедрой)

 

Волгоград 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА № СТР.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Пояснительная записка
1.2. Тематический план учебной дисциплины
1.3. Содержание учебной дисциплины
1.4. Организация самостоятельной работы
1.5. Список литературы
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)

 


РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Пояснительная записка

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Являясь дисциплиной, дающей знания о функционировании и развитии общества в целом, социальных систем, социальных отношений, социальных общностей, социология занимает важное место в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» Дисциплина «Социология» принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Философия», «Политология», «История экономических учений», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Управление общественными отношениями», «Социология управления» и др.
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения
Цель и задачи учебной дисциплины Целью дисциплины «Социология» является формирование у студентов целостного научно-обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем. В ходе ее достижения решаются задачи: - Сформировать у студентов содержательное представление об объекте, предмете социологической науки, о методологических основах социологии, структуре социологического знания, социальных функциях социологии в современном обществе. - Показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций. - Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки. - Дать представление об обществе как социальной реальности и целостной социокультурной системе; - Раскрыть сущность социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений. - Сформировать представление о личности как о системном качестве индивида, раскрыть содержание процесса социализации личности; - Показать многообразие социальных групп и общностей, раскрыть механизмы социального контроля и социальной регуляции поведения людей; - Сформировать установку на практическое применение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности.
Требования к результатам обучения В результате изучения социологии студент должен: Знать: - место и функции социологии в системе гуманитарного знания; - специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов; - типологию основных источников возникновения социальных общностей, массовых социально-политических движений, типов и структур организаций. Уметь: - организовать и провести микросоциологические исследования в целях оптимизации внутриколлективных отношений и повышения активности работы группы, организации; - адаптироваться в различных группах, организациях и коллективах; Владеть навыками: - сбора и методами анализа социальных процессов; - применения в профессиональной деятельности приемов разрешения и предотвращения социальных конфликтов, совершенствования коммуникативных способностей; - самообразования и работы с научной литературой социологической направленности. По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:[1] знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3); знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность. Учебная дисциплина «Социология» общим объемом 108 часов изучается в течение 1-го семестра. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 1-ом семестре.

 


1.2 Тематический план учебной дисциплины «Социология» (108 час.)

на 2015 – 2016 уч. год.

 

Наименование тем Количество часов
Лек Лаб Пр СРС Всего
Очная форма обучения
1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания   -
2. История развития социологии -
3. Общество: понятие и типология обществ. -
4. Человек в социокультурной системе. -
5. Социальные группы и общности. -
6. Культура как фактор социальных изменений -
7. Социальный контроль и девиация - -
8. Программа прикладного социологического исследования -
9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации -
Экзамен - - -    
Итого по курсу: - (3 ЗЕ)
Заочная форма обучения
1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания   - -
2. История развития социологии - -
3. Общество: понятие и типология обществ. - -
4. Человек в социокультурной системе. - -
5. Социальные группы и общности. - -
6. Культура как фактор социальных изменений - - -
7. Социальный контроль и девиация - - -
8. Программа прикладного социологического исследования - - -
9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации - -
Экзамен          
Итого - (3 ЗЕ)

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания

Общество как объект изучения социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами.

Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Современные представления об объекте и предмете социологии. Структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Законы и функции социологии.

Понятие социального. Место социологии в системе гуманитарных наук. Изменение предмета и методов социологии в ходе развития гуманитарного знания. Понятие парадигмы в социологическом знании. Социологические за коны и категории.

Структура социологии, ее основные стороны.Уровни социологического знания: общетеоретическая социология; специальные (частные) социологические теории; конкретные социологические исследования. Понятие эмпирической социологии. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.

Функции социологии: гносеологическая, мировоззренческая, методологическая, практическая, и др. Социология и другие социально-гуманитарные дисциплины.



2016-01-02 557 Обсуждений (0)
Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)