Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Культура как фактор социальных изменений



2016-01-02 431 Обсуждений (0)
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок




Происхождение понятия «культура». Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Типология культуры. Субкультура как часть общей культуры, ее функции. Признаки культуры и субкультуры. Причины и условия образования контркультуры. Виды субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, предметно-опосредованные и т.п.

Функции культуры. Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Культурный релятивизм и культурный этноцентризм.

Основные научные подходы к социальным изменениям. Понятие «социальные изменения». Основные виды и формы социальных изменений. Классические теории социальных изменений. Источники и механизмы социальных изменений. Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, реформа, социальный процесс. Социальное изменение, социальное развитие, социальная стабильность. Разновидности социальных процессов.Функционирование, рост, прогресс и регресс как социальные процессы. Модернизация. Трансформация обществ. Мировая система и процессы глобализации. Глобализация человеческого общества. Формирование мировой системы. Многополярный мир. Место России в мировом сообществе.

Тема 7. Социальный контроль и девиация

Понятие девиации в социологии. Общая характеристика социальных отклонений. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.

Девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Социальные эффекты девиации. Социологические теории девиации.

Тема 8. Программа прикладного социологического исследования

Понятие социологического исследования. Основные виды и этапы социологического исследования. Фундаментальные и прикладные исследования: общее и особенное. Основные принципы проведения социологического исследования.

Программа социологического исследования. Место и роль программы в социологическом исследовании. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Определение объекта и предмета исследования. Системный анализ объекта исследования.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий: цель и содержание процедур. Операциональные определения и процедура операционализации понятий. Понятие рабочей гипотезы. Требования к гипотезе. Понятия генеральной и выборочной совокупностей. Репрезентативность выборки и требования к ней. Определение объема выборки. Типы выборки. Стратегический план исследования. Стратегии исследования.

Подготовка отчёта о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта. Исследовательские центры, лаборатории, группы.

Тема 9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации

Классификация методов сбора данных. Количественные и качественные методы, их соотношение. Основные методы сбора первичных эмпирических данных: опросы, наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение.

Разновидности опросов: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос. Основные требования к структуре анкеты. Основные требования к анкетному вопросу. Открытые, полуоткрытые и закрытые вопросы. Уточняющие вопросы и вопросы-ловушки. Содержание социально-демографического блока вопросов. Рекомендации по графическому оформлению анкеты. Специфика анкетного опроса. Классификация экспертных опросов.

Интервью как метод опроса. Виды интервью. Особенности социологического интервью. Достоинства и недостатки метода интервью.

Применение психологических тестовых методик при проведении социологического исследования. Социометрический опрос.

Метод наблюдения и его разновидности. Прямое наблюдение (простое и включенное). Место наблюдения среди других методов сбора данных. Анализ документов. Метод контент-анализа. Социальный эксперимент. Документальные источники. Проблема достоверности документальной информации. Приемы качественно-количественного анализа документов. Метод контент-анализа. Фокус-группа.

Процедуры обработки, анализ и интерпретация полученных данных. Анализ социологических данных. Оформление результатов исследования.




2016-01-02 431 Обсуждений (0)
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Культура как фактор социальных изменений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)