Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды организационных структур управления



2016-01-02 1595 Обсуждений (0)
Виды организационных структур управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Под структурой управления туристской фирмой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.10]

Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

В рамках организационной структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи, между которыми обеспечивают координацию их исполнения.

Элементами структуры управления являются работники, службы, уровни (ступени), звенья (отделы) аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые делятся на горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления предприятием. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев (рис.1.3) .

Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования. Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и умений, тем более горизонтально сложной она является. Горизонтальная специализация приводит к дифференциации функций и охватывает определенные работы (соединение различных заданий) и взаимосвязей между различными видами работ, которые могут выполняться одним или несколькими лицами. Работники, связанные с определенными функциями, - это бухгалтеры, администраторы, руководители производственных звеньев и т.д. [33,с.93-94]

Вертикальные связи – это связи подчинения в условиях иерархичности управления.

 

Рис. 1.3 Уровни управления.

Вертикальная структура состоит из уровней власти, распределяющейся по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Чем больше ступеней существует между высшими уровнем и оперативными работниками, тем сложнее является данная организация. [33,с.93]. Вертикальные связи в структуре управления могут быть линейными и функциональными.

Линейные связи отражают движение информации между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений).

Функциональные связи имеются там, где происходит обмен информацией по тем или иным функциям управления. [32,с.98]

Существуют иерархическая и органическая структуры управления.

Иерархическая структура управления: нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им; действуют формальные правила и нормы при выполнении менеджерами их обязанностей, дух формальной обезличенности, с которыми официальные лица выполняют свои обязанности; найм на работу осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Органическая структура управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Данные структуры легко меняют форму при решении сложных вопросов и приспосабливаются к новым условиям. В большинстве случаев органические структуры формируются на временной основе для реализации конкретных проектов и программ. Сравнение иерархического и органического типов структур управления проведено в таблице 1.1 [33,с.11-12]

Таблица 1.1

Сравнение типов структур управления

Параметр сравнения Тип структуры
Иерархический Органический
Основа построения Четко определенная иерархия Отсутствие иерархии
Тип руководства Моноцентрический, постоянный Полицентрический, смена руководства по ситуации
Преобладающий вид связей Вертикальные Горизонтальные
Формализация отношения Четко определенные обязанности и права Изменяющаяся система норм и ценностей
Организация труда Жесткое разделение функций Временное закрепления функций за группами
Основа получения желаемого результата Рационально спроектированная основа Инициатива персонала и самоорганизация.

 

В управленческой практике наиболее распространены следующие типы организационных структур:

Ø Линейная

Ø Функциональная

Ø Линейно-фунциональная (штабная)

Ø Дивизиональная [33,с.94]

Линейная организационная структура управления. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, т.е. лица, полностью отвечающего за деятельность фирмы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной фирме). Это одна из простейших структур, которая характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный большими полномочиями и осуществляющий все функции управления (рис.1.4.) [33,с.94].

 

Рис. 1.4. Линейная организационная структура управления.

Как видно из рисунка, при линейном управлении каждое звено и подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все каналы управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых ими объектов.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Недостатки и преимущества данной структуры указаны в таблице 1.2. [33,с.94-95]

Таблица 1.2.

Особенности линейной организационной структуры управления

Преимущества: Недостатки:
Единство и четкость распоряжений; Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;
Согласованность действий исполнителей; Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
Простота управления (один канал связи); Перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;
Четко выраженная ответственность; Концентрация власти в управляемой верхушке.
Оперативность в принятии решений;
Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

 

Функциональная организационная структура управленияосуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления (Рис. 1.5.) [33,с.95-96]

Рис. 1.5. Функциональная организационная структура управления

Смысл данной структуры состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения (отделы), например, отделы маркетинга, приема и размещения, плановый отдел и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура правления. [36,с.95]

Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность предприятия. Но вместе с тем, как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1.3.) [33,с.96]


Таблица 1.3.

Специфика функциональной организационной структуры управления

Преимущества: Недостатки:
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов; Появление тенденций чрезмерной централизации;
Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; Длительность процедур принятия решений;
Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля Относительно застывшая форма, с трудом реагирующая на изменения

 

В значительной степени недостатки и линейно, и функциональной структур в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.



2016-01-02 1595 Обсуждений (0)
Виды организационных структур управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды организационных структур управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)