Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и функции социального обеспечения



2016-01-05 1370 Обсуждений (0)
Понятие и функции социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

 

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от­расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номической природе являются распределительными. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений.

В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности не существовало. Для ветеранов воинской службы в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельного надела. В феодальный период государ­ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом.

С принятием в 988 г. христи­анства, на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо­дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны», с этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, богодельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­ден первый дом для инвалидов.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни­ков начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ­ством. В качестве способа его организации вводится государственное со­циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель­ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются так же в Англии и Франции.

И так, актуальность данной темы обуславливается тем, что социальное обеспечение необходимо необходимо каждому человеку в течении всей его жизни. При достижении определенного возраста, в случаях болезни, инвалидности, безработицы, потери кормильца, наличия детей и в других, установленных законодательством Российской Федерации, случаях он так или иначе нуждается в материальной поддержке или социальном обслуживании.

Объектомданной курсовой работы являтся роль работы органов социального обеспечения.

Предметомкурсовой работы выступили: научные публикации по иследуемому вопросу.

Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы понять целесообразность работы органов социального обеспечения.

Исходя из поставленных целей необходимо решить слудующие задачи:

- проанализировать понятие и значие социального обеспечения в Российской Федерации,

- иследовать работу органов социального обеспечения.

Конституция РФ закрепляет права граждан в области социального обеспечения. В соответствии с положениями российской Конституции каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение при наступлении соответствующего возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. При этом каждый человек имеет право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения[1]. Предоставление гражданам социального обеспечения осуществляется в виде пенсий, пособий и компенсационных выплат, социальных услуг и медицинской помощи, государственной социальной помощи, льгот и преимуществ. В совокупности все вышеперечисленные виды социального обеспечения представляют собой государственную систему, которая рассматривается вданной курсовой работе. Реализация конституционного права граждан на социальное обе- спечение осуществляется различными приемами (способами). Одним из основных способов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения, является деятельность соответствующих органов. В настоящее время в стране функционирует достаточно разветвленная система таких органов.

 

 

Понятие и функции социального обеспечения.

В российском законодательстве отсутствуют сформулированные поня- тия социальной защиты населения и социального обеспечения. В связи с этим сначала необходимо определить их содержание, что позволит в дальнейшем четко представить систему социального обеспечения и структуру его органов. Задачу осложняет отсутствие общего нормативного правового акта, в котором была бы определена и закреплена как государственная система социального обеспечения в целом, так и система органов социального обеспечения граждан.

Для выяснения содержания понятия «социальная защита» населения обратимся к происхождению слов «социальный» и «защита».

Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь»; «предохранить, обезопасить от чего-нибудь»; «то, что защи- щает, служит обороной».

Слово «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»[2].

Сочетание терминов «социальный» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой можно понимать комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воз- действия окружающего мира.

Отсюда следует, что социальное государство, каковым является Россия, должно предпринимать всевозможные усилия (и меры) для создания и поддержания благоприятных условий жизни своих граждан. При этом главной целью этих мер и усилий должно стать создание определенного уровня жизни, обеспечивающего возможность физического и духовного развития человека, а также создание благоприятной среды обитания.

Среда обитания человека-это емкое по своему содержанию понятие. Оно включает в себя:

— обеспечение занятости российских граждан;

— работу и нормальные условия труда;

— достойную оплату труда;

— наличие и обеспечение комфортным жильем;

— благополучную экологическую обстановку;

— здоровую пищу;

— доступ к образованию и культурным ценностям;

— охрану здоровья;

— сохранность частной собственности;

— предоставление гражданам различных видов социального обеспечения в связи с событиями, влекущими социально значимое негативное изменение материального и социального положения человека или его здоровья по не зависящим от него причинам.

Все вышеперечисленное входит в содержание понятия «социальная защита» и должно служить главной целью деятельности любого государства[3].

Применительно к современной ситуации в России обобщенное определение социальной защиты населения может быть сформулировано так: социальная защита населения- это совокупность экономических, правовых и организационных мер государства, адресованных нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленных на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.

Основу развития социального обеспечения как отрасли российского права должны составлять действующие нормы основного закона нашего государства. Так, в ст. 39 Конституции РФ прямо говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Таким образом, в конституционных нормах содержатся ориентиры выявления качественной определенности социального обеспечения. Наличие этих качеств позволяет выделить наиболее характерные признаки социального обеспечения и сформулировать это понятие. Для выявления сущности социального обеспечения и формулирования самого понятия изберем такой критерий, как общественные отношения.

Первымосновным признаком, характеризующим социальное обеспечение, являются особые общественные отношения. Они складываются между гражданами при удовлетворении своих потребностей и соответствующими компетентными органами в следующих случаях: по достижении гражданами определенного возраста; в связи с болезнью; инвалидностью; потерей кормильца; воспитанием детей; безработицей и др. По своей сути такие отношения, возникающие между вышеназванными субъектами в указанных случаях, являются материальными отношениями. Входе их осуществления гражданам предоставляются материальные блага, посредством которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставляются названные блага гражданам в денежной или натуральной форме - в виде государственных пенсий, социальных пособий, социальных услуг и прочее. О них прямо говорится в ст. 7 Конституции РФ. Таким образом формулируется главная цель предоставления материального обеспечения — выравнивание доходов граждан до определенного уровня, вследствие наличия социального риска (старости, болезни, инвалидности, безработицы и пр.). В современных условиях можно говорить только о «подтягивании» до уровня так называемого прожиточного минимума. (Данный минимум нельзя рассматривать в качестве социального стандарта. В нем отсутствует обкективный учет физиологических и духовных потребностей человека).

Вторымосновным признаком, свойственным социальному обеспечению, является то, что оно осуществляется государством за счет части общего национального продукта, произведенного обществом. Именно наличие общественного национального продукта позволяет государству выделять средства на предоставление материальных благ гражданам в указанных выше случаях. Такие средства формируются в ходе функционирования финансовых отношений между их участниками. Главным участником таких отношений являются занятые в общественном производстве граждане, работающие понайму, самостоятельно обеспечивающие себя трудом, и иные категории лиц. Именно они создают общее богатство в том или ином государстве - национальный продукт. В экономическом смысле речь идет о создании валового внутреннего продукта и распределении его части на социальные нужды. Непосредственное финансирование социального обеспечения осуществляется за счет разных источников. Главными из них являют ся специализированные фонды социального страхования (страховые внебюджетные фонды) и бюджетные ассигнования. Средства страховых внебюджетных фондов формируются за счет страховых взносов страхователей и частично лиц, добровольно вступивших в систему обязательного социального страхования. Имеются в виду такие фонды, как Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС). В Законе об основах социального страхования выделяется прин- цип осуществления названного страхования - автономность финансовой системы, поэтому средства социальных внебюджетных фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и подлежать изъятию. Источники поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов следующие:

страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством;

штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств данного страхования; платежи лиц, добровольно вступивших в отдельные виды обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству. Размер тарифов страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование устанавливался НК РФ и иными законами о социальном страховании, а с 2009 г. — Законом о страховых взносах и иными законами. В них определяется контингент плательщиков в страховые внебюджетные фонды, а также объект обложения страховыми взносами и др. Таким образом, вне федерального бюджета образуются фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, в связи с рождением и воспитанием детей; в случае безработицы; для охраны здоровья иполучения бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Денежные средства социальных внебюджетных фондов расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах вышеназ- ванных фондов на очередной финансовый год. Когда говорят о бюджетных ассигнованиях, то имеют в виду ту часть государственного бюджета, которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обяза тельному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иные категории граждан в случаях, установленных законом. По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ. Таким образом, основными источниками социального обеспече- ния являются средства названных социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета.

Третий основной признак, присущий социальному обеспечению,— это особый субъектный состав. С одной стороны- это дети; больные; лица, имеющие детей; пожилые и престарелые граждане; инвалиды; лица, потерявшие кормильца; лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми и инвалидами; безработные граждане; иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся вматериальной поддержке в силу различных причин и обстоятельств, установленных законом, а с другой стороны- это соответствующие органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Четвертый признак, характерный для социального обеспечения,- это его гарантированность, которая проявляется в трех аспектах:

-экономическом,

-юридическом,

-организационном.

Совокупность перечисленных признаков свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением и имеющих свои особенности. В обобщенном виде эти особенности могут быть сгруппированы по существующим общественным связям (отношениям).

Первая группа- это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели.

Вторая группа - это отношения (связи) по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение.

Третья группа- отношения по организации управления социальным обеспечением.

Кратко рассмотрим каждую группу отношений.

Первая группа общественных отношений связана с непосредственным предоставлением указанным в законе категориям граждан соответствующих видов государственного социального обеспечения. В ходе функционирования таких отношений происходит реализация права лиц на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения, в совокупности составляют право социального обеспечения.

Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы, правомочные организации, работодатели, в отдельных случаях сами граждане. Такие отношения регулируются нормами финансового права. Третья группа отношений регулируется нормами административного права. Это связано с тем, что организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между соответствующими компетентными органами и организациями, а в некоторых случаях и между гражданами.

Учитывая вышеизложенное, дадим следующее определение.

Государственное социальное обеспечение- это регулируемая нормами соответствующих отраслей права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости,временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом за счет специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований. Таким образом, государственное социальное обеспечение представляет собой комплекс мер, направленных на материальное обеспечение особых категорий граждан.



2016-01-05 1370 Обсуждений (0)
Понятие и функции социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и функции социального обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)