Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика форм права



2016-01-05 552 Обсуждений (0)
Характеристика форм права 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Известны следующие основные виды форм права.

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна .Например, согласно ст. 5 ГК РФ «Обычаи делового оборота» отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. Применение обычая предусмотрено и СК РФ.

Обычаи – требования, подкрепленные длительной традицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства6 .

Примеры такого признания государством правовых обычаев можно найти в ст.130,131,132 Кодекса торгового мореплавания РФ ( утвержден Президентом РФ 30 апреля 1990 года)7

Прецедентом является такое юридически значимое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательноеправило при разрешении всех аналогичных дел8

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.

Судебный прецедент как форма права не свойствен государствам романо-германской правовой системы и никогда не был функционирующей формой отечественного права. В имеющихся юридико-психологических условиях заимствование прецедентной модели правовой системы не представляется возможным. На законодателя возлагается обязанность воздерживаться от создания возможностей для условно-легитимной творческой роли судов. Эта задача в определенной степени может решаться надлежащим выполнением требований законодательной техники. Решающая роль принадлежит определенности, точности и полноте норм законодательства9 .

Правовая доктрина – это особая форма права, представляющая труды выдающихся ученых-юристов или общепризнанные учения, на которые можно официально (с одобрения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм. В настоящий момент в англосаксонской и мусульманской правовой системе возможны ссылки на труды выдающихся ученых-правоведов.

Относительно доктрины советского периода, как и по поводу других источников советского права, можно сделать некоторые замечания, связанные с особенностями советской правовой системы. Когда говорят о доктрине и ее роли в советском праве, то имеют в виду не только юридические работы, опубликованные в стране. Прежде всего требуют внимания документы, которые достаточно авторитетно формулируют марксистско-ленинскую доктрину10 .

В современной правовой системе роль правовой доктрины в основном является вспомогательной и сводится к толкованию права, участию науки в формировании модели правового регулирования. Как правило ,доктрина выступает в качестве источника права в сферах, где еще не применяется законодательное регулирование по тем или иным причинам.

В Российской Федерации доктрина либо не рассматривается как источник права, либо характеризуется как нетрадиционный источник11 .

Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является12 .

Нормативный договор - соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы. Нормативный договор является результатом волеизъявления 2-х или более субъектов права, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов сторон. Как источник конституционного права Нормативный договор характерен для ряда национальных правовых систем, в том числе правовой системы России. Примерами нормативного договора являются заключенный РСФСР и рядом др. государств 30.12.1922 г. Договор об образовании Союза ССР, имевший важное общественно-политическое и международное значение, Федеративный договор, заключенный в Москве 31.03.1992 г.

Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права13 .

Нормативный правовой акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права14 .

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию .

Виды подзаконных актов:

- указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

- постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

- решения и постановления местных органов государственной власти;

- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

- нормативные акты муниципальных органов;

- локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

- нормативные акты государственных органов;

- нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

- нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

- нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

- общефедеральные;

- нормативные акты субъектов Российской Федерации;

- нормативные акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

- нормативные акты неопределенно длительного действия;

- временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой - от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права . Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Все народы, – писал Гай, – которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей».

Современный уровень теории права позволяет определить право как имеющую большую социальную ценность регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможною и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена15 .

Изучив и проанализировав выбранную тему ,можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Рассмотрев вопросы сущности, типа и формы права, можно сделать вывод, что право есть не застывшая субстанция, а живая, постоянно меняющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации. Право - это исключительно сложное, многогранное социальное понятие, чем и объясняется наличие множества точек зрения о его сущности, типах и т.д. Однако в любом случае бесспорна ценность права как регулятора социальных отношений. Несмотря на определенные незыблемые основы и нормы, которые характеризуются моральными, этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения и применения постоянно меняется. Эволюция права приведет к укреплению и развитию его нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости, равенства, гуманизма. Хочется верить, что с развитием цивилизации нравственная основа права будет расширяться.

Вопрос о форме права становится одним из основных узлов, которые пытаются развязать как нормативисты, так и сторонники естественно-правовой концепции, полем теоретических сражений разного понимания права.

Следует подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

 



2016-01-05 552 Обсуждений (0)
Характеристика форм права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика форм права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)