Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность понятий «средства воспитания», «система средств воспитания»



2016-01-05 2944 Обсуждений (0)
Сущность понятий «средства воспитания», «система средств воспитания» 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………….…………….2

§1.Сущность понятий «средства воспитания», «система средств воспитания».....................................................................................................4

§2.Историяи становления системы средств воспитания............................13

§3. Классификация средств воспитания …………………………………..17

§4. Игра как средство воспитания.................................................................23

Заключение......................................................................................................33

Список используемой литературы................................................................35

 

 

Введение

Мы выбрали тему «систему средства воспитания» так как это важнейший раздел, который изучает наука педагогика. Тема система средств воспитания актуальна как раньше, так и сейчас.

Средства воспитания в различной мере всегда использовались в морально-психологическом обеспечении. Но характер их применения в значительной мере был вспомогательным, дополнительным. В современных условиях стремительного роста объема информации, числа каналов, видов и форм её передачи, поступления и сохранения возникает проблема нового осмысления роли и места средства воспитания. Они становятся не только важным средством овладения современными достижениями, но и формирования творческого мышления, проектирования и моделирования их практической деятельности.

Развитие науки и практики объективно требует включения в программы морально-психологического обеспечения всё более нового и, как правило, сложного, учебного материала. Его изучение предполагает овладение обучаемыми знаниями, навыками и умениями, соответствующими самым современным требованиям. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования комплексного использования средства воспитания как одного из важных направлений повышения качества морально-психологического обеспечения, формирования навыков и умений самостоятельной работы с различными источниками информации и современными техническими средствами.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: система средств воспитания в учебно-воспитательном процессе.

Цель работы: определить функциональные возможности системы средств воспитания в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследования:

• Раскрыть место и роль систем средств воспитания в учебно-воспитательном процессе;

• Рассмотреть исторические аспекты применения средств воспитания в учебно-воспитательном процессе;

• Рассмотреть существующие подходы к классификации средств воспитания, раскрыть их функциональные возможности;

• Раскрыть функциональные возможности игры как средства воспитания.

Структура работы. Курсовая работа содержит:содержание,введение,4 раздела, выводы, список использованной литературы

 

 

Сущность понятий «средства воспитания», «система средств воспитания»

Как известно, в философии под средством понимают все то, что находится между целью и результатом (триада: цель – средство – результат). В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этого понятия. В одном из ранее изданных учебников читаем: «Под средством... воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»1

Первая и вторая дефиниция являются слишком общими и не делает ясным данное понятие. К тому же, как в первом, так и во втором определении упускается из виду то, что, как уже отмечалось, воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Кроме того, средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

К объектам материальной и духовной культуры относятся:

- Знаковые символы (речь, книги, живопись);

- Материальные средства (игрушки, одежда, посуда);

- Способы коммуникации (речь, письменность, средства связи);

1Теория Обучения:учебник для вузов. / Г.И. Ибрагимов, Е.М Ибрагимов, Т.М. Андрианова -М.:Гуманитар. изд. ентр ВЛАДОС,2011. - 383 с.

- Коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.2

При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании.

Как известно, личность развивается только в процессе разнообразной деятельности, что в полной мере относится и к формированию отношений личности (личностных качеств) как предмета воспитания. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия средств воспитания.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств.

__________________

2.Проблемы истории материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран : материалы Всероссийской с международным участием научной конференции студентов и аспирантов (Сыктывкар, 30 марта 2012 г.). Сыктывкар: Изд.- во Сыктывкарскго госуниверситета, 2013.- 467 с.

Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.

В ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.

Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как средства воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Отсюда следует, что система средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.3Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания. Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

Таким образом, под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди — воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого.К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок.

_________________

3.Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1997.

 

Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Кроме того, в последние годы наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.

Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

• объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

• как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.

Воспитательные возможности единичного средства ограничены; реально воспитатель использует систему средств воспитания, причем, чем богаче набор используемых средств воспитания, тем более эффективен результат воспитания. Зависимость уровня воспитанности детей от использования системы средств воспитания представляет собой один из фундаментальных законов педагогики.

Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельностей воспитателя и воспитанников. Они обусловлены воспитательной целью, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на развитие личности воспитанника. Связи средств с другими компонентами обеих деятельностей складываются в процессе воспитания и прекращаются по окончании его. Для воспитания каждого качества личности, каждого убеждения, любого элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные средства воспитания. Обычно объекты для этих функций подбирает воспитатель. Но при работе со старшеклассниками, студентами он может научить этому самих воспитанников путем возбуждения интереса к вопросам воспитания. По мере становления навыков самовоспитания участие воспитателя в совместной деятельности становится все более опосредованным, направленным на управление самостоятельной деятельностью воспитанников.

Система средств разрабатывается воспитателем соответственно цели воспитания. Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это разделение целей по времени их достижения весьма условно. Одни средства воспитания являются общими, используются для достижения любой цели; другие - специальными, применяемыми для достижения некоторых целей. К общим средствам относятся газеты, художественная литература, физическая культура.

Существуют общие и специальные формы организации воспитательного процесса (по их отношению к средствам воспитания). К общим формам воспитательной работы относятся: кружки, олимпиады, тематические вечера, утренники, смотры, конкурсы, выставки и т. д. Специальные формы воспитания связаны с отдельными задачами эстетического, умственного, нравственного, трудового, физического и других сторон развития личности. Специальные формы могут быть конкретизацией общих форм, либо специфическими. При их проведении используются общие и специальные средства воспитания.

Средства воспитания оказывают значительное влияние на развитие личности. Средства материальной культуры связаны с развитием практического интеллекта, а средства духовной культуры, представленные в знаковой форме, более существенны для развития теоретического мышления и других психических функций. Л.С. Выготский выделяет четыре стадии развития в зависимости от освоения средств деятельности. Первая - естественно-примитивных, простейших культурных форм поведения, приобретаемых в сотрудничестве с воспитателем. Вторая - освоение средств культурного поведения, представленных в знаковой форме и выраженных в устной речи. Третья - накопление опыта использования знаковых средств и появление привычек культурного поведения. Четвертая - самовоспитание, когда внешний знак заменяется внутренним; появляется духовная потребность в культурном саморазвитии.

По мнению Л. С. Выготского, развитие личности есть процесс овладения средствами материальной и духовной культуры, созданной человечеством, причем воспитанник не только берет нечто от культуры, усваивает нечто, прививает себе нечто извне, но и сама культура перерабатывает все природное поведение ребенка и перекраивает по-новому весь ход его развития.

Знаковые средства духовной культуры выполняют в воспитании две функции. Во-первых, они служат средствами связи воспитателей и воспитанников, а также между воспитанниками, обеспечивая коммуникацию в коллективе и циркуляцию информации. Средства связи используются воспитателем для волевого воздействия, воспитания внимательности, образования представлений. В дальнейшем они становятся средствами самовоспитания, проявляясь в самоконтроле и воздействии на себя. Во-вторых, они используются в совместной деятельности как средства решения воспитательных задач. Материальные и символические средства совместной деятельности, связанные с речью, образуют сложную систему, в которой символические средства направлены на управление и планирование деятельности воспитанников. Результатом этой деятельности являются абстрактно-символьное мышление, сознание, мировоззрение, моральные, эстетические и другие качества личности.

Средства воспитания высших эмоций, таких как гуманизм и патриотизм, имеют свою специфику. Большое значение имеют эмоции педагога и других взрослых, с которых берут пример воспитанники. Эмоции воспитываются эмоциями. Эмоции взрослых как средство воспитания дополняются другим средством - межличностным (субъект - субъектными) отношением и общением. В общении закрепляются привычки эмоционального поведения и эмоционального отношения к внешнему миру, другим людям и к самому себе.

Эффективность использования этих средств зависит от того, в какую деятельность воспитанников они включены. Максимальный эффект в воспитании эмоций достигается тогда, когда предметная деятельность воспитанников сочетается со специальной работой по возбуждению эстетических и нравственных потребностей, осознанию несовершенства своего внутреннего мира, созданию условий для саморазвития эстетического вкуса, свободного и естественного проявления высших эмоций в коллективе.

Средства воспитания волевых качеств личности являются: личный пример авторитетного взрослого; деятельность, направленная на достижение трудной цели; коллектив воспитанников; общественное мнение; система целей, имеющих важное значение в жизнедеятельности воспитанника.

Таким образом, в широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) понимают действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

Но как же сложилась в педагогике эта система средств воспитания? Об этом пойдет речь в следующем параграфе.

 

 



2016-01-05 2944 Обсуждений (0)
Сущность понятий «средства воспитания», «система средств воспитания» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность понятий «средства воспитания», «система средств воспитания»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)