Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой статус политических партий



2016-01-05 409 Обсуждений (0)
Правовой статус политических партий 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовой статус политических партий, их назначение, поря­док и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются ст. 4 Конституции. Политические партии об­разуются свободно и их существование непосредственно не свя­зано с решением какого-либо государственного органа, санкцио­нирующего или отказывающего в признании политической партии. Иначе говоря, во Франции используется так называемая уведо­мительная система, при которой само объявление о создании по­литической партии уже представляет собой определенный юри­дический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия. Во Франции, в отличие от ФРГ, нет подробного и всестороннего регулирования статуса партий в специальном зако­не. Поэтому французская юридическая доктрина широко приме­няет при определении статуса партий Закон об ассоциациях, из­данный еще в 1901 г., основные положения которого были под­тверждены Конституционным советом, признавшим свободу создания ассоциаций, в том числе и политических, основополага­ющим принципом конституционного характера. Политические партии не обязаны проходить регистрацию. Однако если политическая партия хочет обрести качество юриди­ческого лица, она должна удовлетворять требованиям Закона об ассоциациях и представить необходимые для регистрации доку­менты. Особенность правового регулирования заключается в дан­ном случае в том, что государственные органы, осуществляю­щие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в этой ре­гистрации, а следовательно, и в публичном объявлении о ее создании.

В Конституции Франции предусмотрено и существование спе­циального уполномоченного по правам человека (медиатора).Он обладает относительно скромными полномочиями, глав­ное из которых — привлекать внимание общественности и обра­щать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека.

Основные политические партии и партийная

Система Франции.

Как во времена Третьей республики до Второй мировой войны, так и во времена Четвертой республики с 1946 по 1958 крупнейшие партии (исключение составляла лишь Французская коммунистическая партия – ФКП) являлись широкими, внутренне неоднородными коалициями. Они объединялись вокруг авторитетных политиков и представляли интересы местных и региональных блоков избирателей. Имелось также большое число мелких партий, особенно на правом фланге. Правительства, как правило, формировались на основе коалиции нескольких партий.
В начальный период существования Третьей республики на первый план вышли три основные политические коалиции, или партии. Социалистическая партия была господствующей политической силой левого толка и выступала за революционные преобразования, в частности национализацию промышленности. На практике она делала особый упор на антиклерикализм, антимилитаризм (исключая времена Первой мировой войны) и радикальные социальные реформы. В 1920 от Социалистической партии откололось левое крыло – Французская коммунистическая партия, являвшаяся секцией Коммунистического Интернационала.

Центристские и умеренно настроенные левые входили в партию радикалов и радикал-социалистов. В ее рядах состояли люди свободных профессий, мелкие бизнесмены, интеллигенция (главным образом школьные учителя) и некоторые крестьяне. Основные группы консерваторов – католики, националисты, сторонники авторитарной власти и монархисты – сформировали в период с 1901 по 1939 сильную парламентскую коалицию, названную Демократическим альянсом.

Его сторонники имели влияние в таких сельских и католических районах, как Нормандия, Бретань, а после 1918 – в Эльзасе и Лотарингии.

После Второй мировой войны ФКП стала ведущей политической силой левого фланга, ее престиж значительно вырос благодаря активной роли коммунистов в движении Сопротивления. На смену правым партиям пришли христианско-демократическое Народно-республиканское движение (МРП) и партия сторонников генерала де Голля – Объединение французского народа (РПФ). ФКП и РПФ представляли более трети электората. Однако они не вступали в коалиции с другими политическими объединениями. Остальные партии – от социалистов на левом крыле до «независимых» на правом – формировали нестабильные, часто сменявшие друг друга коалиции.

Серьезный политический кризис, вызванный войной в Алжире, привел к установлению в 1958 Пятой республики во главе с генералом Ш. де Голлем. Его сторонники сразу после утверждения новой конституции объединились в партию Союз за новую республику (ЮНР). На первых же парламентских выборах Пятой республики ЮНР занял ведущее место в Национальном собрании.

В 1967, когда состоялись третьи выборы Пятой республики, голлисты, партия которых была переименована в Союз демократов за республику (ЮДР), и их союзники, партия «независимых республиканцев», получили большинство в Национальном собрании. В июне 1968, вслед за студенческими волнениями и всеобщей забастовкой, состоялись новые выборы. На них голлисты, выступившие под маркой «партии порядка», одержали полную победу. На парламентских выборах 1973 голлисты с союзниками («независимыми республиканцами» и центристами) получили только незначительное большинство голосов.

На президентских выборах 1974, последовавших после смерти президента Помпиду, голлисты не смогли выступить единым фронтом, и их официальный кандидат в первом туре выборов вышел на третье место. Во втором туре кандидат «независимых республиканцев» Валери Жискар д'Эстен с небольшим перевесом победил социалиста Франсуа Миттерана. Накануне парламентских выборов 1978 союз левых сил распался.

В результате победу одержали правящие партии – голлисты, партия которых стала называться Объединением в поддержку Республики (ОПР), республиканцы и центристы, объединившиеся в Союз за французскую демократию (ЮДФ). Однако в 1981 левые добились успеха. На президентских выборах в мае Ф.Миттеран победил Жискар д'Эстена. Последовавшие в июне парламентские выборы принесли социалистам абсолютное большинство голосов. Следующие парламентские выборы 1986 привели к победе правых. ОПР и ЮДФ получили незначительное большинство в Национальном собрании. Премьер-министром стал лидер голлистов Жак Ширак. Социалисты оставались самой большой единой партией. Влияние коммунистов значительно уменьшилось. На крайне правом фланге широкую поддержку получил Национальный фронт. Период «сосуществования» Миттерана и Ширака значительно усилил авторитет социалистов, и в мае 1988 Миттеран был переизбран на пост президента.

На парламентских выборах в следующем месяце социалисты опять получили большинство. Новым премьер-министром был назначен социалист Мишель Рокар.

В мае 1991 правительство Рокара ушло в отставку. Следующим премьер-министром была назначена Эдит Крессон, кабинет которой оставался у власти до апреля 1992. На посту премьера Крессон сменил Пьер Береговуа. В марте 1993 на новых парламентских выборах победу вновь одержали правые партии.

Новым премьер-министром стал представитель ОПР Эдуар Балладюр. В 1995 как Балладюр, так и Ширак выставили свои кандидатуры на пост президента. В первом туре голосования Ширак опережал Балладюра, однако на первом месте оказался кандидат социалистов Лионель Жоспен.[8]

Во втором туре Ширак обошел Жоспена, набрал 52% голосов и стал пятым президентом Пятой республики. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Ален Жюппе. Весной 1997 Ширак воспользовался своим правом роспуска Национального собрания и назначил внеочередные выборы, победу в которых одержали социалисты. Премьер-министром был назначен Лионель Жоспен. Правовая система. В 1958–1959 система обычных судов была существенно реформирована. Мировые суды были ликвидированы, а их функции переданы 471 суду малой инстанции (трибуналам). На том же низшем уровне иерархического статуса находятся суды по трудовым соглашениям и торговым делам. Более серьезные дела переходят в 181 суд большой инстанции (трибуналы большой инстанции) или, если рассматривается уголовное дело, – в исправительные суды. На этом же уровне действуют суды по делам несовершеннолетних.

Апелляции по гражданским делам из судов большой инстанции подаются в апелляционные суды. Апелляции по уголовным делам из исправительных судов подаются в суды присяжных.

Однако дела по серьезным преступлениям поступают непосредственно в суды присяжных, минуя суды низшей инстанции. Наконец, как гражданские, так и уголовные дела могут быть переданы в высший, Кассационный суд. Такой суд не выносит нового вердикта, но может отменить решение суда более низкой инстанции и вернуть дело для его пересмотра.

Если после повторного рассмотрения дела суд малой инстанции вынесет решение, противоположное решению Кассационного суда, последний может поставить слушание дела на своем заседании в присутствии не менее 33 судей и затем перенаправить дело на третье рассмотрение в суде малой инстанции, который обязан исполнить решение Кассационного суда. Криминальными делами во Франции занимается следственный судья (следователь), который изучает дело для того, чтобы разобраться, имеется ли состав преступления. Когда обвиняемый предстает перед обычным судом, против него уже собран внушительный материал. Именно это привело к широко распространенной практике, когда обвиняемый становится виновным еще до вынесения приговора. Доказать же вину обвиняемого обязан суд. Дела в области административного права, особенно те, которые касаются государственных чиновников, попадают в административные суды, возглавляемые членом Государственного совета.

Ни один суд не может выносить суждения по поводу конституционности какого-либо закона, хотя Государственный совет может выносить оценки по поводу конституционности административных актов. Конституция 1958 года учредила Конституционный совет в составе 9 членов, назначаемых на 9 лет. В него входят также все бывшие президенты республики. Конституционный совет рассматривает законы, а не дела. Некоторые виды законодательства должны в обязательном порядке представляться на

рассмотрение Конституционного совета. Любой закон, который он признает неконстит.[9]

Заключение.

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или страной с рационализированным парламентаризмом.

Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства. Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов власти.

Президент Республики — высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни.

Правительство — коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики исполнительную власть. Правительство обладает во Франции весьма своеобразной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра.

Парламент — высшее представительное учреждение Французской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания, именуемого зачастую также нижней палатой, и Сената. Место и роль каждой из палат в системе государственных органов Франции определяется Конституцией, органическими законами, относящимися к каждой из палат, а равно их внутренними регламентами, которые вотируются каждой из палат раздельно.

Свобода образования политических партий, провозглашенная Конституцией, способствовала образованию многопартийной системы во Франции.

Основу этой системы образуют, как правило, крупные общенациональные политические партии и объединения, оказывающие активное воздействие на формирование политического курса страны, а равно на функционирование всего механизма власти.

Многопартийность находит свое проявление в существовании не только крупных общенациональных партий, объединений, но и значительного числа сравнительно небольших по численности, а нередко и по влиянию политических группировок. Во Франции действует довольно много политических образований в рамках регионов и даже департаментов, выступающих в качестве политической силы не столько на общенациональных выборах, сколько при проведении выборов в местные представительные учреждения.

Политический плюрализм и многопартийность рассматриваются как одно из главных условий демократии в современной Франции.

Список литературы.

1) Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994, с. 113— 114

2) Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М.: Прогресс, 1977

3) Конституционное (государственное) право зарубежных стран . В 4 т: Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК 1998 с. 139

4) Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. - М., 2005.

5) Основы политологии / серия высшее образование / Ростов-на-Дону / издательство «Феникс» 2004 – 544с

6) Перевалов В.Д. / Политология / учебник для вузов / Москва / издательство «Норма» 2003 – 384с.

7) Смирнов В.В. Ю.А. Юдин. Политические партии и право в современном государстве// Гос-во и право. - 2000. - № 3


[1] ррп

[2] Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М.: Прогресс, 1977.

 

[3] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. - М., 2005.

[4] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. - М., 2005

[5] Конституционное (государственное) право зарубежных стран . В 4 т: Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК 1998 с. 139

[6] Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994, с. 113— 114

[7] В.Д. Перевалов / Политология / учебник для вузов / Москва / издательство «Норма» 2003 – 384с.

[8] Смирнов В.В. Ю.А. Юдин. Политические партии и право в современном государстве// Гос-во и право. - 2000. - № 3

[9] Основы политологии / серия высшее образование / Ростов-на-Дону / издательство «Феникс» 2004 – 544с



2016-01-05 409 Обсуждений (0)
Правовой статус политических партий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой статус политических партий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)