Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика стран Балтии



2016-01-05 1561 Обсуждений (0)
Экономика стран Балтии 0.00 из 5.00 0 оценок




С обретением независимости в государствах Прибалтики вводят новые национальные валюты, и начинается процесс повальной приватизации. Приватизация сыграла важную роль в экономическом формировании состояния прибалтийских странах. Как писал экономист Л. М. Григорьев, «по оценке многих исследователей, в странах Балтии политические основания приватизации превалировали над экономическими». Для сохранения национальной экономики были осуществлены многоуровневые барьеры для инвесторов и Российской Федерации. В Латвии и Эстонии ограничили участие неграждан в приватизации. Приватизация осложнялась законами о реституции. Регресс в ходе трансформационного упадка был невероятно падким: 35 % в Эстонии, 49 % в Литве и 52 % в Латвии. В 1994 году государства Балтии совместно с Евросоюзом заключили договор о свободной торговле[5].

На сегодняшний день экономические отношение Российской Федерации для государств Балтии подразделяются на три основных аспекта:

Во-первых, сервисное обслуживание транзита из России стал для стран Балтии принципиально удачным способом дохода. На сегодняшний день размер российского транзита через Эстонию составляет около 9 млн. тонн ежегодно, Литва – 10,2 млн. тонн, а с Латвией – 36 млн. тонн[6]. Для всех трёх республик увеличение транзита является выгодным аспектом экономики. Для этих целей осуществляется перепланировка бывших советских военно-морских баз, привлечение инвесторов и реконструкции транспортных объектов. Так, например, Латвия особое внимание уделяет планам транспортировки нефти из Тимано-Печорской нефтяной провинции. Эстония также выступает за привлечение российского капитала, по заявлению премьер-министра Тийто Вяхи грузооборот российских инвесторов станет для страны «зоной приятного развития[7]»;

Во-вторых, Российская Федерация считаются важным источником топлива, полезных ископаемых и других ценных энергоносителей для стран Балтии. Россия удовлетворяет около 92% топливной потребности Латвии, 90% - в цветных металлах, 80% - химической промышленности и 50% в области электроэнергии[8]. На сегодняшний день, отточены схемы поставки сырья из России в Прибалтику, процент российского капитала в акционерных компаниях Балтии занимающихся транспортировкой сырья непрерывно увеличивается;

В-третьих, страны Балтии поставляют в Россию большое количество продукции сельского хозяйства. Стоит отметить, что сельское хозяйство и сельхоз услуги основная часть экспортной продукции Балтийских государств. Однако всё чаще можно услышать о том, как оппозиционные блоки ведут полемику о перекрытии поставок сельхоз услуг в Россию, в основном на этом играют националистические круги парламентов.

Известный факт, что в Советском Союзе республики Балтии были наиболее экономически развиты, однако современные показатели уровня АПК и промышленности в целом заметно ниже советского периода. Лучшим примером служит благополучная Эстонская республика, где уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, ориентированное в Советские годы на восток необъятной страны, пережило ещё более глубокий спад.

Экономика Балтийских стран за годы реформ пережила заметные структурные сдвиги. Сформировался и ценный для рыночной экономики банковско-денежный сектор. Если раньше Эстония занималась в основном в высокотехнической сфере: металлообработка, электроника, машиностроение, то сейчас экономика трансформировалась в русло сельскохозяйственной продукции, лесообрабатывающей промышленности. В убытке оказались рыбное хозяйство и судопроизводство, тяжелые препятствия ощущает сланцевая индустрия.

В целом государства Балтии отличаются меньшими издержками на всём постсоветском пространстве. За 1991-1995 года индексы инфляции экономики Эстонии и Латвии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), в то время как в Российской Федерации подъём потребительских тарифов составил около 5 тыс. раз[9]. Инфляционный минимум Балтии объясняется сдержанной валютно-денежной политикой. Из кризисного упадка Прибалтика вышла к концу 1995 года.

МВФ положительно оценивает макроэкономические темпы развития Прибалтийских государств. Заметно снижается процентная ставка, высокий уровень которой содействовал распространению финансового кризиса в стране девяностых годов.

Серьёзное внимание в макроэкономическом секторе было предано приватизации.

Проблема монополизации объектов экономики не обошла Прибалтику стороной, ситуация всецело напоминала Россию того же времени. Так, Эстония к 1996 году перевела в частные руки 64% государственных организаций. Жильё попала в первую волну ваучерной приватизации. Эстонская приватизация была акцентирована на восточногерманскую модель. Начался процесс привлечения иностранных инвесторов, в основном это были шведские и финские предприниматели, они составили примерно 2/3 стратегических вкладчиков в эстонскую экономику. Всё это привело к тому, что к началу 1996 года только 4% предприятий (15% капитала) находилось в ведомстве Эстонии[10].

Находившаяся в упадке экономика Латвии проводила схожую экономическую модель иностранной приватизации, что до этого осуществила Эстония. Вскоре этот процесс принял широкие масштабы.

Следующий шаг приватизации (неваучерной) стартовал в Литве в 1996 году. На торги выдвигались неконтрольные пакеты акций компаний, которые уже миновали ваучерную приватизацию. По итогам 1997 года 835 предприятий было приватизировано, включая таких крупных гигантов как: «Литовские аэролинии», «Литовский радио-телевизионный центр», «Литовские телекоммуникации». Оппозиционный блок социал-демократов Литвы открыто выступал против подобной широкомасштабной приватизации и требовал проведения референдума по данному вопросу. После обострения экономической нестабильности внутри страны лишь одна небольшая транспортная компания была куплена с привлечением частного иностранного капитала[11].

В 1997 году российский Газпром совместно с немецким РУР-Газ скупили по 16,25% акций "Латвийского газа", государственного поставщика естественного газа в республике.

На сегодняшний день, российские инвестиции направляются в основном в банковскую сферу, недвижимость, энергетику, сектора производств, ориентированных на экспорт.

По данным Минэкономики ЛР, в Латвии зарегистрировано более 4500 российско-латвийских предприятий. Российский капитал присутствует в таких крупных компаниях, как: «Латвияс газе», «Лукойл – Балтия», «Итера – Латвия», «ЛатРосТранс», «Северстальлат», «Гриндекс», а также электромашиностроительный завод – «РЭЗ», автосборочный завод «АМО Плант» в Елгаве, «Балтийский угольный терминал» в Вентспилсе, «Балтия-кристалл» – производство по выращиванию кристаллов и др. Из действующих в Латвии компаний пищевой промышленности с российским участием наиболее значимыми являются «Фуд Юнион» (Food Union), занимающаяся переработкой молочной продукции, а также рыбоперерабатывающее предприятие «Колумбия» в городе Лиепая.

Развивается сотрудничество в транспортной сфере. Через морские порты Латвии в 2013 году прошло более 70 млн. тонн грузов, значительная часть из которых имеет российское происхождение (около 70% от общего объема). По итогам 1квартала 2014 г. объем транзита через порты вырос почти на 14%. Основные торгово-экономические связи на региональном уровне заметны в Санкт-Петербурге и Псковской области. Востребованным форматом укрепления двусторонних торгово-экономических связей остаются бизнес-презентации возможностей российских регионов: в 2013 г. свой потенциал представили Ставропольский край, Свердловская и Ярославская области[12].

Россия по объему товарообмена, входит в первую пятерку торговых партнеров Эстонии. По экспорту Россия в 2009 году заняла четвертое место среди торговых партнеров (9,3% всего экспорта) и по импорту – пятое место среди партнеров по импорту (8,8% всего импорта). Объем товарообмена в условиях экономического кризиса уменьшился, как со многими другими странами – если в 2008 году оборот составил 1 712,82 млн. евро, то в 2009 году 1 198,56 млн. евро. В 2010 году товарообмен вырос немного более чем на четверть (25,5%) – если в 2009 году весь оборот двустороннего товарообмена составил 1 198,56 млн. евро, то в 2010 году этот показатель был 1 609,62 млн. евро, составивший 8,9% от всего оборота товарообмена. По этим показателям Россия заняла четвёртое место среди торговых партнеров после Финляндии, Швеции и Латвии. В 2010 году Россия стала по величине третьим партнером Эстонии по экспорту (846,79 млн. евро) и пятым партнером по импорту (762,84 млн. евро). После экономического кризиса товарообмен с Россией увеличивался быстрее средних показателей и по состоянию на 2012 год в плане экспорта и общего объёма товарообмена Россия стала третьим по величине торговым партнёром Эстонии. В 2012 году доля России в общем товаробмене Эстонии составила9,3% и в экспорте 12,1%[13].

Основой экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Литовской Республикой служит соглашение о торгово-экономических отношениях от 1993 года (адаптировано к нормам ЕС в 2004 году). В списке главных инвесторов в литовскую экономику Россия занимает третье место (2005), вслед за Данией и Швецией, причём с каждым годом её инвестиции растут в геометрической прогрессии.

Подавляющее большинство товаров, в том числе нефти, газа и металлов, должны быть импортированы в основном из России. По этой причине, Россия является крупнейшим партнёром Литвы. Импорт минеральных продуктов имеет значительную долю в размере 30%, в свою очередь Литва использует свой нефтеперерабатывающий завод, компания , с мощностью переработки 9 миллионов тонн в год.

Некоторые секторы направлены в основном на экспортную деятельность. Транспорт и логистика составляет 2/3 продукции экспорта; биотехнологии в экспорте составляет 80%; лазерные технологии 86%; обработка металлов и электрооборудование 64%; деревообработка 55%; пищевая промышленность около 36%[14].

Российские инвесторы (в основном частные) проявляют интерес к рынку недвижимости в Литве, особенно в городах со значительной русскоязычной инфраструктурой (Вильнюс, Клайпеда).

Говоря о экономико-политических взаимоотношениях между странами Балтии и Российской Федерацией на 2014-2015 годы, стоит особое внимание уделить проблематике взаимных санкций. Так, премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас выступая на заседаниях саммита Евросоюза, неоднократно призывал к ужесточению антироссийских санкций. Со схожими предложениями о продление санкций против России выступила президент Литвы Даля Грибаукайте[15].

Политика стран Балтии

После обретения независимости Эстония, Литва и Латвия предприняли активные шаги, направленные на скорейшую интеграцию в Европейскую систему и Атлантические институты. Прибалтика ускоренными темпами заимствовала политические модели западных стран, в основном Северной Европы, ФРГ и Канады. Это вызвало большое одобрение внутри общества, сказывалась давняя историческая мечта – стремление выйти из сферы влияния России.

Во внешних связях с Россией, республики Балтии активно играли на острых проблемах присутствия российских войск на своей территории и статусе русскоговорящих. Политический кризис России, вызванный чеченской войной, применялся в средствах массовой информации Балтии как идею общенациональной мобилизации прибалтийских народов против внешнего врага.

В июне 1993 года на Европейском саммите в Копенгагене прозвучали идеи о упрощенной приёме Латвии, Литвы и Эстонии в члены ЕС наряду с бывшими странами социалистического лагеря: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария.

За два года республики Балтии смогли интегрироваться в систему Европейского союза, на что странам Восточной Европы понадобилось шесть лет. Вскоре между Прибалтикой и ЕС были достигнуты соглашения об особом статусе свободной торговли. Учитывая специфики новых государственных образования, ЕС предоставила отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Латвии (4 года) и Литвы (6 лет).

Новым этапом интеграционной политики послужило подписание договоров об ассоциации Балтийских республик и Европейского союза. В этих договорах были установлены обязательства по установлению свободной торговли между странами участницами, снятие ограничений на перемещение капиталов, принятие Латвией, Литвой и Эстонией Европейских стандартов. В мае 1994 года ЕС предоставило статус «ассоциированных партнёров» странам Центральной и Восточной Европы (включая Балтийские республики). Статус "ассоциированного члена" позволял участвовать в заседаниях союза без права блокировки решений.

Парижская конференция декабря 1995 года ознаменовалось идеей создания «ганзейского корпуса» из военно-морских соединений стран Балтики. В него вошли Королевство Дания, ФРГ, Польская Республика и Балтийские государства.

Особое внимание стоит уделить такому важному факту, что быстрые темпы интеграции в Европейскую систему для стран Балтии пришлись на острый период российско-балтийских взаимоотношений. Существовала напряженность, связанная с выводом российской военной техники с территории Эстонии и Латвия, в это же время Латвия внесла изменения в закон о предоставление гражданства. Для Европы новообразовавшиеся республики предстали регионом политического влияния на Балтийском море и вытеснением России из сферы влияния на Балтике.

Дания стала первой страной, представители которой активно заключали двухсторонние соглашения с Прибалтикой. После выступления в Европейский союз шведский капитал нашёл своё применение в Латвии и Литве. Эстония традиционно попала под влияние Финляндии, сказывалась общая история, культура и даже этническая связь (пример Суоми-Эстонии, где проживают прибалтийско-финские народы). Североевропейские страны оказывали непосредственную поддержку Литве, Латвии и Эстонии ещё в период их борьбы за самостийность. Формирование их совместной работы после возрождения независимости имеет давние причины. Определенный интерес представляет для стран Северной Европы рынок относительно дешевой и довольно квалифицированной рабочей силы в Литве, Латвии и Эстонии.

Страны Северной Европы считаются ключевыми западными финансовыми партнерами Литвы, Латвии и Эстонии.

Стоит заметить, что североевропейские государства всячески содействуют созданию национальной вооруженной мощи Балтии. Это обосновывается проникновением нелегальных лиц из третьих стран в Скандинавию и Финляндию, контрабанда запрещенных вещей и услуг. В основном это касается пограничных территорий, правда снаряжение и военная техника уступает западным аналогам.

Бытуем мнение, что сотрудничество североевропейских и прибалтийских стран имеет под собой институциональную основу. По мнению экспертов, Швеция становиться куратором Северной Европы и Балтии. Сказываются исторические притязания шведской короны на территорию Балтики и Финляндии. Начиная с девяностых годов, шведская комиссия курировала проекты по урегулированию пограничных споров между Эстонией и Латвией, способствовала вводу российской военной техники из Латвии[16]. Интересный факт, в апреле 1996 года новоизбранный премьер-министр Швеции Ханс Перссон свой первый заграничный визит совершил именно в Эстонию.

Новым экономическим партнёром Балтийских республик стала ФРГ. Германия имеет давние исторические и цивилизационные контакты с данным регионом, вплоть до восьмидесятых годов XIX века германские остзейские бароны были подлинными владельцами Балтики.

С сентября 1994 года между ФРГ и Балтийскими республиками заключён военный договор. Со своей стороны ФРГ оказывала Литве, Латвии и Эстонии финансово-материальную помощь. Она передала два транспортных самолёта и восемь катеров производства ГДР, 136 тонн различного военного обмундирования Латвии. Вскоре после предоставления военно-технической помощи Латвию с визитом посетил министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ[17].

Соединенные Штаты Америки никогда не признавали законность присоединения республик Балтии в состав Советского Союза в 1940 году. Обретение самостийности новообразовавшихся государств верховным кругом США воспринималось как победа в «Холодной войне», и потому причисляют их не к «новоиспеченным самостоятельным странам», а рассматривают как «нации, восстановившие свободу».[18] Для Америки важность Балтийских государств заключается в пограничных контактах с РФ, именно поэтому 6 июля 1994 года Билл Клинтон посетил Ригу, а 8 июля 1996 года Хиллари Клинтон совершила визит в Таллинн.

Для Североатлантического альянса республики Балтии служат гарантом стабильности в регионе. Высшее руководство Прибалтийских государств активно способствовало наращиванию дружеских связей с НАТО, используя националистические лозунги и антисоветские лозунги, население также подхватило эту идею. На ранних этапах господствовала идея партнёрской программы под названием «партнерство во имя мира».

Вступление в Североатлантический альянс входило в перечень основных положений внешней политики Латвии, что получило одобрение парламентом этой страны в феврале 1995 года. Литва же подала заявку на вступление в НАТО ещё в январе 1994 года. Литва первая из стран Балтийского бассейна, которая приветствовала расширение НАТО на восток, в своей внешнеполитической деятельности она ориентировалась на Польскую модель. Республики Балтии в официальных заявлениях всячески подчёркивали, что процесс расширения НАТО не направлен против политики Российской Федерации.

Прибалтика не попала в список первых приглашённых стран социалистического блока в Североатлантический альянс. Бытует мнение, что западный мир не хотел усугублять отношения с демократической Россией. Подобного рода аргументы хорошо сформулированы в докладе 1996 года «От коллективной обороны к коллективной безопасности». В свою очередь Прибалтика питала надежды добиться от президента России Бориса Ельцина решения пограничных и экономических противоречий. Неизвестно также, стремилась ли НАТО предложить столь малым по площади странам, не имевшим должной военной силы, надежную степень защиты в случае, если присоединение к НАТО приведёт к противостоянию с Россией.

И всё же долгий процесс трансформации внешний политики республик Балтии в сторону Североатлантического альянса завершился. Так, в 2004 году все три балтийские державы благополучно были приняты в состав НАТО.

Пытаясь избежать прямого столкновения с Российской Федерацией, западные державы проводили политику плавного «выдавливания» её из Балтии, сделав из Прибалтики сначала буферную зону, а затем включив в сферу своего влияния. Однако стоит принимать во внимание тот факт, что запад не готов к обострению российско-балтийских отношений, и, вероятно, западная элита никак не готова на прямую помощь Балтии в их противостоянии Российской Федерации.

Сегодня как никогда остро стоит вопрос о нормализации российско-балтийских отношений. В первую очередь это, конечно же, связано с экономическими и политическими санкциями. Стоит также вспомнить события 23 февраля 2015 года в Нарве, когда в рамках репетиции парада ко дню независимости по городу прошло около 60 единиц различной военной техники, в основном из стран Североатлантического альянса. На многих транспортных средствах развивались флаги Соединённых Штатов Америки[19]. Также в репетиции приняла участие моторизованная пехота армии Нидерландов, которая участвовала в двухнедельных зимних учениях в лагере разведывательного батальона армии обороны Эстонии.

Стоит понимать, что в будущем российские интересы на Балтике будут сталкиваться со скрытыми, возможно, и открытыми противодействиями западных держав.

 



2016-01-05 1561 Обсуждений (0)
Экономика стран Балтии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика стран Балтии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)