Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическая сущность и структура бюджета



2016-01-05 542 Обсуждений (0)
Социально-экономическая сущность и структура бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт управления и безопасности предпринимательства

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

(наименование)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

(КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

 

по дисциплине: Экономическая теория

 

на тему: «Государственный бюджет: сущность и структура. Пути достижения сбалансированности госбюджета»

 

 

Выполнил студент

Очной формы обучения

направления (специальности)

081100«Государственное и муниципальное управление»

(код) (наименование)

 

1 курса ГМУ-11-14 группы _____________ /Идрисов Р.А./

(индекс) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Руководитель работы

доцент кафедры экономики и менеджмента ____________/Гайниев М.Г./

(должность) (наименование) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Оценка при защите

________________

________________

(подпись)

«___»______20__г.

 

 

Уфа

 


Оглавление

  Введение………………………………………………………………………...3    
1. Сущность и функции бюджета РФ……………………………………........5  
  1.1 Социально-экономическая сущность и структура бюджет…5
  1.2 Доходы государственного бюджета………………………...…9  
  1.3 Расходы государственного бюджета …………………………12  
  1.4 Функции государственного бюджета ………………………....13  
2. Пути достижения сбалансированности госбюджета……………………...16  
  2.1 Понятие профицита и дефицита бюджета……………………16  
  2.2 Способы регулирования бюджетного дефицита…………….16  
  2.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета.21  
  2.4 Государственный долг Российской Федерации……………...24 2.5 Совершенствования государственного бюджета РФ...............33  
Заключение…………………………………………………………………......37  
Библиографический список …………………………………………………..39  
         

 

 


Введение

 

Тема «Государственный бюджет. Пути достижения сбалансированности госбюджета» Выбрана мной потому, что в настоящее время это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Актуальность темы заключается в том, что становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного сбалансирования.

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может


быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Здесь стоит обратить внимание на то, что проявление присущих бюджету свойств, его использование возможно только в процессе человеческой деятельности, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджета на решение экономических и социальных задач. Целью данной работы является изучение государственного бюджета его сущность и структуру и пути достижения сбалансированности госбюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

· определить сущность и структуру государственного бюджета;

· рассмотреть структуру государственного бюджета – доходную и расходную части;

· разобраться в понятии профицита и дефицита бюджета;

· проанализировать государственный долг Российской Федерации;

· выявить проблему балансирования бюджета и способы регулирования государственного бюджета;

Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.

Структура данной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

Сущность и структура бюджета РФ

Социально-экономическая сущность и структура бюджета

 

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства» [1, cт.6].

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств, в бюджете и их использованием.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

«Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом государственной власти» [19, c.304].

«Основой финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план показывает согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти» [2, c.51].

«Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.

2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития» [2, c.87].

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

«Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

· государственное и муниципальное управление;

· международная деятельность государства (Обслуживание международного кредита, возврат кредитов, культурные связи);

· национальная оборона;

· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

· функционирование государственной судебной власти;

· проведение исследований и помощь научно-техническому прогрессу;

· развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);

· предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обеспечение обороноспособности страны;

· развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

· осуществление социальной политики.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства.

3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе.

5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов. Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств.

6. Государственный бюджет играет важную роль в финансировании общегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований» [10, c.174].

 

 



2016-01-05 542 Обсуждений (0)
Социально-экономическая сущность и структура бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическая сущность и структура бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)