Марксистская (классово-материалистичесая) теория
Классово-материалистическая теория объясняет происхождение государства с классовых позиций, усматривая его появление в процессах экономического разложения общества на имущих и неимущих. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку(с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. Концепция американского историка и этнографа Льюиса Генри Моргана о первобытном обществе и закономерностях его развития( «Древнее общество») была положена в основу работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной с учетом того исторического и политического материала, которым он располагал в свое время. Общеизвестно, что государство существовало не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй - древний тип коллективного производства, пишет Энгельс. Особенность первобытно-общинного строя состояла в том, что в нем не было частной собственности, не было господства и подчинения, не было эксплуататоров и эксплуатируемых. Однако, как писал Энгельс, этому розовому «детству человеческого рода» суждено было существовать не вечно. На определенной стадии общественного развития совершенствование земледелия и скотоводства приводит к тому, что эти два попутных и тесно связанных вида занятий первобытного рода отделяются друг от друга. Начинается первое крупное разделение труда: пастушьи племена отделяются друг от друга. Наблюдается относительное перепроизводство, например мяса скотоводческими племенами, а хлеба земледельческими. В то же время у одного племени отсутствует хлеб, а у другого мясо. Появляется необходимость в обмене продуктов. Для обмена требуется большое количество пригодных к обмену продуктов. Теперь захваченных в плен людей из враждебного племени заставляют работать, производить продукты. Это в свою очередь приводит к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности, появляется надобность к охране богатства. Развитие производства идет не только в области земледелия и скотоводства. С началом использования бронзы, железа, плавки металлов развивается ремесло, появляются ремесленники: кузнецы ,гончары и т.п. Появление ремесла означает второе крупное разделение труда. Наличие отдельных пастушьих, земледельческих и ремесленнических видов деятельности приводит к появлению новой группы людей- торговцев, т.е. лиц, занимающихся обменом производимой продукции. Это свидетельствует о новом, третьем разделении труда. Таким образом, развитие человеческого общества неизбежно ведет к образованию частной собственности, поскольку излишки производимой продукции не потребляются сразу, а остаются, и скорее всего в руках старейшин, вождей, военачальников. Родовая организация жизни общества становится уже непригодной. Теперь имущество не поступает в распоряжение всего рода, а главным образом становится собственностью вождей, старейшин, имущественной знати. Имущество наследуется сыновьями, родственниками владельцев. Появляется собственность - и появляются классы, т.е. группы людей имущих и неимущих, из которых одна группа может присваивать труд другой. В таких условиях родовая организация не отвечает интересам тех, в чьих руках сосредоточено богатство, рабы, скот, земля. Появляется необходимость в новом устройстве общества, которое бы более эффективно обеспечивало защиту интересов богатого слоя людей, обеспечивало бы твердые условия охраны собственности и эксплуатации людей. И в результате «родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством»[11]. Таким образом, согласно теории марксизма государство является следствием следующих трех основных причин: разделения труда, возникновения частной собственности на средства производства, разделение общества на антагонистические классы. Непосредственной же причиной является непримиримость классовых противоречий эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. В.И.Ленин подчеркивал, что «государство возникает там, тогда и поскольку, где ,когда и поскольку происходит раскол общества на классы». Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, служащее тому, чтобы экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. По В.И.Ленину, - «государство - есть машина для угнетения одного класса над другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».[12] Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и для закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось государство и его аппарат. Существование государства обусловлено, в конечном счете, характером производственных отношений и способом производства в целом: оно становится надстройкой над экономическим базисом. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую. Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство. Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы. Из этого положения делается вывод о том, что государство не устраняет борьбу классов. Государство есть «продукт» «проявление» непримиримости классов. С позиции классовой теории происхождения и сущности государства последнее не отражает объективно существующие интересы людей и защищает интересы лишь господствующего класса. Деятельность государственной власти по сути есть деятельность насильственная, подавляющая интересы той или иной социальной группы общества. Так, в Манифесте Коммунистической партии Маркс и Энгельс писали: «Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого». В другой своей работе они утверждали, что государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы. Классово-материалистическая концепция, формировавшаяся в условиях обострения классовой борьбы, недостаточно точно отражала генезис государства, концентрируя внимание лишь на его классовой сущности. Современные археологические и этнографические исследования свидетельствуют о том, что первоначально государство создавалось не только в качестве организации для поддержания господства, но и в целях удовлетворения общих потребностей и интересов, объективно возникающих в обществе. Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений. Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений». В настоящее время вопрос о том, можно ли ставить в жесткую зависимость два таких процесса, как образование классовой структуры общества и появление государственных форм управления, в современной науке не вызывает сомнений только у сторонников классического марксизма. Но в работах многих современных исследователей подобная жесткая связь не установлена. (Е.В.Пчелов в статье «К вопросу о времени возникновения древнерусского государства» Заключение Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений. В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора. Список использованной литературы 1. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.- М., 2001.- С. 66. 2.Алексеев С. С. Государство и право. М., 2003. 3.Камаров С.А. Основы государства и права: Учебное пособие– М. Манускрипт, Русь-90, 1996. 4.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. 5. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. - М.: Юрист, 1996. 3.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. 4.Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. - М.: Юрист, 1996. 5.Манов Г.Н.Теория права и государства: Учебник для вузов– М. БЕК, 1999. 6.Камаров С.А. Основы государства и права: Учебное пособие– М. Манускрипт, Русь-90, 1996. С.23. 7.Камаров С.А. Основы государства и права: Учебное пособие– М. Манускрипт, Русь-90, 1996 С. 23. 8.Коркунов ИМ. Лекции по общей теории права. СПб., 1999. 9. Петров, И. В. Журнал, международный журнал экспериментального образования выпуск № 5-1 / 2015 Коды ГРНТИ: 43 — Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук. 10. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. Гл. 2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права М., 2006. 11. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Энгельс Ф. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21.-С.169 12. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.39. -С.75.
[1] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.- М., 2001.- С. 66. [2] Алексеев С. С. Государство и право. М., 2003. [3] Камаров С.А. Основы государства и права: Учебное пособие– М. Манускрипт, Русь-90, 1996. [4] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. [5] Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. - М.: Юрист, 1996. [6] Манов Г.Н.Теория права и государства: Учебник для вузов– М. БЕК, 1999. [7] Камаров С.А. Основы государства и права: Учебное пособие– М. Манускрипт, Русь-90, 1996 С. 23. [8] Коркунов ИМ. Лекции по общей теории права. СПб., 1999. [9] Петров, И. В. Журнал, международный журнал экспериментального образования выпуск № 5-1 / 2015 Коды ГРНТИ: 43 — Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук. [10] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. Гл. 2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права М., 2006. [11] Происхождение семьи, частной собственности и государства / Энгельс Ф. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21.-С.169 [12] Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.39. -С.75.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |