Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции развития совместных предприятий за рубежом



2016-01-05 839 Обсуждений (0)
Тенденции развития совместных предприятий за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс формирования предприятий с иностранными ин­вестициями мотивирован рядом стимулов для иностранных инвесторов по осуществлению прямых инвестиций. Среди важнейших причин создания предприятий с иностранными инвестициями можно выделить следующие.

Основным доминирующим мотивом инвесторов является стремление получить доступ на новые рынки. При принятии решений о создании предприятия с иностранными инвести­циями рассматриваются также возможности выхода на регио­нальные рынки (например, рынок Европейского Союза). Так, значительный приток прямых иностранных инвестиций в Венгрию не в последнюю очередь объясняется тем, что эта страна служит своеобразными воротами в Центральную Ев­ропу Предприятие, созданное в Венгрии, одновременно име­ет большие возможности для торговли на рынках Чехии, Сло­вакии, Румынии и т.д.

Важнейшее значение для иностранных инвесторов имеют предпринимательские цели, которые сводятся, прежде всего, к открытию, сохранению и расширению рынков сбыта продук­ции и обеспечению более высокой доходности на вложенный капитал. Важными моментами также являются размеры рын­ка и ожидания инвестора, связанные с долгосрочным разви­тием той или иной страны. Именно эти факторы должны учитываться государством в проведении инвестиционной политики. На первый план по привлекательности для иност­ранного инвестора также выходит степень развития рыноч­ной инфраструктуры, качество сервиса. Еще одной мотива­цией может быть забота о безопасности своего бизнеса. Ин­вестор, минимизирующий риск, будет стремиться макси­мально диверсифицировать свои активы для того, чтобы не подвергать их отдельные части воздействию синхронно дей­ствующих опасностей.

Еще одним мотивом создания предприятий с иностранны­ми инвестициями является конкуренция между транснацио­нальными корпорациями.

Достаточно часто упоминается в различных исследованиях такой мотив, как низкая стоимость высококвалифицированной рабочей силы. Инвесторы придерживаются довольно невысокого мнения о профессионализме местного персонала. Правда, в последние годы уровень профессиональных навыков растет, но устойчиво низким остается мнение об уровне профессио­нальной этике местных работников. Кроме того, основными проблемами использования местного персонала является:

• невысокий уровень языковой подготовки;

• плохое понимание основных категорий свободного рынка;

• ожидание постоянного роста заработной платы вследст­вие как завышенной самооценки, так и инфляции.

Инвесторы, для которых главным является снижение из­держек, — это в основном транснациональные корпорации, которые реализуют свою продукцию на мировом рынке. По­скольку прямые иностранные инвестиции окупаются в тече­ние нескольких лет, то инвестиционная стратегия, нацелен­ная на снижение издержек, осуществляется в тех странах, где не только невысока заработная плата рабочей силы соответст­вующей квалификации, но и существуют экономические ус­ловия, обеспечивающие в долгосрочной перспективе невысо­кие темпы роста заработной платы. Таким регионом по сего­дняшний день является Юго-Восточная Азия. Бывшие соци­алистические страны Европы по такому показателю, как объ­ем валового внутреннего продукта надушу населения, близки к среднеразвитым странам, а по показателям социального раз­вития, и в частности медицинского обслуживания, имеют бо­лее высокий уровень, чем среднеразвитые страны. Такое поло­жение дел дает основание предположить, что в этих странах требования к росту заработной платы со стороны занятых бу­дут оставаться завышенными. Люди стремятся сохранить сло­жившуюся структуру потребления, и это будет приводить к по­стоянной борьбе наемных работников за доходы, позволяю­щие сохранить прежний уровень их потребления в таких сфе­рах, как здравоохранение и образование. В тоже время в азиат­ских странах гораздо ниже социальные ожидания населения и гораздо больше доля сельского населения, приток которого в города создает постоянное давление на рынок рабочей силы.

Среди важных факторов также можно отметить уровень на­логовой нагрузки. Чем выше становится уровень налоговых ставок, тем сильнее стимул к поиску легальных и нелегальных путей уклонения от налогов. Один из путей уклонения очеви­ден — поиск такой принимающей страны, где установлены наименьшие ставки налогов. Транснациональные корпора­ции могут располагать свои филиалы в странах с минимальным налогообложением и, используя трансфертные цены и другие инструменты, заявлять свои прибыли в странах с низ­ким уровнем налогообложения, хотя сами прибыли получены в странах с высокими Налогами.

Что касается налоговых льгот, то можно отметить, что для потенциальных инвесторов это не имеет большого значения. Инвесторы обычно воспринимают налоговое стимулирова­ние со стороны правительств как удачное стечение обстоя­тельств, однако в основе принятия решений лежат другие ста­бильные и фундаментальные решения, те, которые обеспечи­ли бы политическую и экономическую стабильность. Некото­рые инвесторы даже относятся к льготам в налогообложении как к дорогому и ненужному положению, которое страны с финансовыми трудностями вряд ли должны себе позволять; гораздо важнее прозрачные и устойчивые системы налогооб­ложения, в соответствии с которыми компания должна вы­плачивать какую-то определенную разумную сумму.

Также одним из мотивов может выступать доступ с помо­щью предприятия с иностранными инвестициями к современным научным разработкам ученых принимающей страны, особен­но в области фундаментальных исследований.

К тому же могут быть экологические мотивы, а именно: выбор той страны, где экологические нормы ниже, и перенос грязного производства в эту страну для избежания больших штрафов.

В целом специфические преимущества нерезидента под­талкивают его к прямому иностранному инвестированию по тем же причинам, которые заставляют резидента на внутрен­нем рынке создавать новые производственные мощности, а не просто покупать их у других предприятий. Экономическое обоснование прямого иностранного инвестирования — это всего лишь расширение поля принятия решений (создавать или покупать, владеть или брать в аренду и т.п.) за пределы национальных границ. Процесс выхода иностранных инвес­торов на рынки стран будет облегчен, если предоставляемые ими услуги будут удовлетворять следующим критериям:

• обеспечение решения существующих проблем на уровне более высоком, чем это делается внутренними усилиями (ка­чество, количество, надежность, комплексность);

• согласованность с местными условиями;

• маркетинговый потенциал (восприимчивость потребите­лей к нововведениям);

• финансовая и временная сопоставимость;

• конкурентоспособность;

• надежность и устойчивость.

Вместе с тем вне зависимости от мотивов, которые движут экспортерами капиталов, любой из потенциальных инвесто­ров предварительно оценивает привлекательность страны, принимающей капиталовложения, а также изучает степень существующего инвестиционного риска. Принимаются во внимание следующие факторы:

1. Степень продвинуто переходных экономик по пути ры­ночных преобразований, а также гарантии необратимости про­водимых реформ. Европейский банк реконструкции и разви­тия применяет следующую совокупность показателей, харак­теризующих рассматриваемый фактор:

• размеры доли частного сектора в ВВП',

• степень преобразования предприятий, в том числе: уровень приватизации (малой и большой); степень реструктуризации управления и менеджмента предприятий;

• переход к рынку и преобразования в торговле, в том числе: степень либерализации цен; преобразования системы торговли и обменного курса, направленные на устранение количествен­ных и административных мер контроля над импортом и экспор­том и на полную конвертируемость валюты; существование конкурентной политики по образцу развитых промышленных стран;

• переходные преобразования финансовых органов, в том чис­ле: банковская реформа и либерализация процентных ста­вок, направленная на полную конвергенцию банковского за­конодательства и обеспечение полного круга банковских ус­луг; преобразование рынка ценных бумаг и небанковских уч­реждений, направленное на значительное расширение выпус­ка ценных бумаг частными предприятиями и полную конвер­генцию соответствующего законодательства и нормативных актов;

• реформа законодательства и развитие инфраструктуры включает оценку обширности и эффективности коммерчес­кого законодательства, направленного на регулирование во­просов создания и банкротства компаний, функционирова­ния рынка и конкурентной борьбы.

2. Наличие специальной политики стран-импортеров по при­влечению прямых иностранных инвестиций. Страны-получате­ли в рамках своей экономической концепции могут разрабатывать специальную политику по привлечению прямых иност­ранных инвестиций, включающую правила и руководящие принципы деятельности иностранных инвесторов в данной стране. Варианты такой политики могут варьироваться от полного запрета прямых иностранных инвестиций до предо­ставления экспортерам иностранных капиталов режима наи­большего благоприятствования. Целью этой политики явля­ется оказание влияния как на общий объем иностранных ин­вестиций, привлекаемых в страну, так и на их структуру по от­раслям и географическим регионам. Политика по привлече­нию прямых иностранных инвестиций может быть двух ви­дов: политика всеобщей либерализации и политика предо­ставления особых стимулов тем или иным предприятиям и от­раслям экономики.

Политика всеобщей либерализации применима ко всем потенциальным инвесторам и создает рыночную среду, в ко­торой работают все фирмы. И наоборот, политика предостав­ления особых стимулов отдельным предприятиям или отрас­лям экономики направлена на увеличение их норм прибыли, снижение их расходов и степени риска. Такие стимулы могут включать налогово-бюджетные льготы (например, налого­вые льготы для корпораций, налоговые каникулы, освобож­дение от импортных пошлин), финансовые льготы (напри­мер, государственные субсидии, субсидированные кредиты, участие государства в уставном капитале) или различные средства защиты от конкуренции. Данные по странам с пере­ходной экономикой свидетельствуют о том, что предоставле­ние особых стимулов, как правило, не оказывает значитель­ного влияния на количество создаваемых предприятий с ино­странными инвестициями. Гораздо большее значение имеет все же общая политика либерализации. В частности, такие меры, как предоставление налоговых каникул для инвестици­онных компаний, в ряде стран с переходной экономикой не оказались достаточно эффективными и в некоторых случаях были отменены.

3. Существующие торговые и культурные связи.

Роль торговых и культурных связей со странами — экспор­терами капитала имеет особо важное значение для стран с пе­реходной экономикой, о чем, например, свидетельствует от­носительно высокая доля австрийских инвесторов в Венгрии или немецких инвесторов в Чехии.

Иностранные инвестиции способны оказывать как поло­жительное, так и отрицательное влияние на темпы экономи­ческого роста национальной экономики, уровень благососто­яния населения. В целом же принимающая сторона выигры­вает от притока иностранных инвестиций.

Причинами создания предприятий с иностранными инве­стициями являются очевидные преимущества необходимости формирования иностранных или совместных предприятий над деятельностью местных субъектов хозяйствования. При прочих равных условиях местная компания имеет преимуще­ства над иностранными инвесторами. Управление операция­ми «на расстоянии» требует значительных издержек, возрас­тают затраты на поездки и связь, но главное — велика опас­ность недопонимания. Для того чтобы превзойти местную фирму, имеющую «генетическое» преимущество — быть мест­ным образованием, иностранный инвестор должен иметь ка­кое-то иное преимущество, недоступное местному конкурен­ту. Обычно превосходство связано с технологией или облада­нием патентом. Другой вариант - свободный доступ к источ­никам капитала в особо крупных размерах, которого обычно лишены местные фирмы.

Мотивация к созданию предприятий с иностранными инвестициями, а также финансовое обеспечение функцио­нирования этих субъектов хозяйствования приводит к необ­ходимости разработки организационного механизма по реа­лизации инвестиционного проекта. От первых шагов по ре­гистрации и началу деятельности предприятия зависит его дальнейшая мотивация к расширению производства и при­влечению новых капиталов. Специфические особенности данного процесса заключены в законодательстве Республи­ки Беларусь.

В качестве практического примера по данному вопросу рассмотрим управление международными СП в банковской сфере.

В последнее десятилетие деятельность банков приобретает все более выраженный международный характер, и, например, в государствах Европейского союза имеют отделения и дочерние компании порядка 200 банков из 43 стран мира. Иногда даже крупнейшие из банков идут на создание СП с некоторыми своими конкурентами на мировом рынке, хотя это и влечет некоторые проблемы функционирования. Так, из 50 крупнейших банков мира 28 активно участвуют в совместных предприятиях акционерного типа. Для средних по размеру банков СП является практически единственным способом развертывания своей деятельности в другом государстве.

В данном случае СП – дочерняя компания, учреждаемая в какой-либо стране двумя или более банками. Не менее 20% акций вновь учреждаемой компании принадлежит транснациональному банку из какой-нибудь промышленно-развитой страны, остальные акции находятся во владении банка, представляющего ту страну, где предполагается создание СП.

Вот основные типы совместных предприятий: СП с участием фирм из развивающихся стран и континентальное партнерство.

Существует три основные проблемы СП: его образование требует значительных затрат времени и сил, им непросто управлять даже после того, как СП начало функционировать; его деятельность трудно направлять на достижение поставленных целей. Руководители "родительских" компаний воспринимают СП как рискованный вид бизнеса, однако немногие осознают те проблемы, с которыми эти предприятия сталкиваются в действительности. Зависимость от партнеров делает процесс аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов достаточно неопределенным. Партнеры могут далеко не всегда понимать ближайшие и долгосрочные задачи друг друга, а в результате – и направление развития СП. Цели партнеров нередко со временем меняются вне зависимости от формально утвержденных документов о политике совместного предприятия.

В период организации СП до завершения переговоров о его создании высшие руководители и их аппарат должны определить четкую позицию и достичь согласия в вопросах, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций: контракты с руководителями, организация технического содействия, определение общей политики СП и т.д. Потенциальными внутренними проблемами для банков-учредителей являются также состав и деятельность руководства СП, формальные и неформальные каналы связи, прием на работу и оплата труда руководителей и специалистов.

Очевидно, что СП нужно рассматривать, как долговременный проект, как предприятие, со временем способное превратиться в доминирующего партнера в этом союзе. Между партнерами не всегда существуют тесные связи. Важной особенностью СП является то, что они управляются практически как филиалы своих учредителей, но не являются в полной мере собственностью "родительских" компаний. Вместе с тем компания, занимающая пассивную позицию, может стремиться усилить свое влияние.

Банкам – учредителям следует с самого начала определить свое отношение к проблемам, которые возникают из-за неравного соотношения сил. В развивающихся странах оно часто проявляется в заключении неравноправного контракта, который до конца не устраивает одного или нескольких партнеров. В результате банки – учредители СП часто остаются безмолвными или даже фиктивными партнерами, которые через несколько лет лишаются рычагов реального воздействия на СП.

Существует еще одна форма неравенства. Банки-учредители могут значительно различаться как по размеру, так и по опыту ведения бизнеса за рубежом. И именно "дополняющий" характер партнерства зачастую и является привлекательным моментом, и в сфере бизнеса очень много примеров такого рода "естественного" неравенства.

Банки-учредители могут вести свой бизнес независимо друг от друга и совместного предприятия, а последнее может стать относительно самостоятельным. Это отличает организационную форму СП от таких видов функционирования, как слияние банков или их участие в акционерном капитале дочерних компаний. С другой стороны, будучи отдельной корпоративной и организационной единицей, СП отличается и от менее жестких форм сотрудничества – синдицированного кредитования или установления корреспондентских отношений с открытием счета.

Руководители материнских компаний должны постоянно выверять критерии принятия решений, относящихся к различным сферам деятельности совместного предприятия. Можно выделить следующие основные диллемы: использовать или инвестировать; формировать деятельность СП или позволять предприятию расти самостоятельно; бороться или сотрудничать; назначать собственных представителей в руководстве предприятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры. Международное совместное предприятие имеет настолько сложную организационную структуру, что его успех зависит от способности руководства мыслить не только в рамках задач, стоящих перед банком, но и в тех областях, где трудно обеспечить взвешенный подход и оптимальные решения.

Важнейшей задачей каждого из банков-учредителей является получение прибыли по окончании периода первоначального финансирования. Но даже самый строгий анализ не даст ответ на вопрос о точном размере прибыли на инвестированный капитал и реальном периоде его окупаемости. Во-первых, невозможно запланировать различные цели с достаточной степенью точности. Во-вторых, деловые интересы партнеров могут отличаться настолько разительно, что рано или поздно это приведет к отсутствию единства в политике СП и повышенной вероятности его краха. Для достижения успеха совместному предприятию необходимы как управленческие ресурсы, так и адекватный капитал. Если материнской компанией является небольшой транснациональный банк, не способный поддержать возможный быстрый рост СП, ему придется или использовать предприятие в том виде, в каком оно существует, либо сокращать капиталовложения на стадии формирования новых направлений деятельности СП. Второй же партнер – более крупный банк – может иметь реальную возможность решить вопрос в пользу инвестиционной стороны данной диллемы. Помимо расхождений во взглядах на проводимую СП политику, материнские компании могут быть несопоставимы в финансовом отношении. Партнерам необходимо как можно более последовательно определить верхнюю и нижнюю границы распределения прибылей и финансовых рисков.

СП обычно является удобной формой для передачи ценной информации и для распространения среди партнеров опыта работы в области некоторых ноу-хау. При совместном использовании ноу-хау, так же, как и при совместном финансировании, банки-учредители должны четко сформулировать свои цели. Преуспевающие банки могут вести сложную игру, пытаясь с помощью СП получить доступ к новым рынкам, с тем, чтобы впоследствии продолжить дело самостоятельно. Однако успех СП зависит не столько от конкретных планов банков-учредителей, сколько от осознания ими общих интересов.

Диллема "использовать-инвестировать" по сути представляет собой стратегическое балансирование и является прерогативой головных офисов банков-учредителей и небольшой группы руководителей СП. У "родительских" банков и СП могут с самого начала возникнуть серьезные проблемы и разногласия по вопросам управления, если партнеры существенно отличаются по степени децентрализации и делегирования оперативных задач.

Диллема назначать собственного представителя в руководстве предприятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры также имеет большое значение. Совершенствование управления является стратегической задачей высшего руководства, поэтому оно вправе назначать руководителя. Другой партнер, в свою очередь, может оговорить себе право назначить своего бухгалтера. Это представляется весьма логичным, но становится малоприемлемым, когда партнер, не принимающий участия в управлении, требует равных прав в контроле за деятельностью СП. Способ решения этой проблемы – передача управления наиболее компетентному партнеру или же предоставление всей полноты власти директору СП. Но, очевидно, любое из этих решений сопряжено с риском.

Начальный период создания международного совместного предприятия обычно бывает весьма длинным. В это время позиция руководителей по отношению к диллемам обуславливает в значительной степени и решения, которые будут приниматься в дальнейшем. Поэтому этот период считается самым непредсказуемым и опасным. Процесс приятия решений по стратегии СП можно облегчить и ускорить, если руководители будут четко представлять, какие основные позиции им следует занять. В этом случае они будут действовать более оперативно и более независимо.

 

 



2016-01-05 839 Обсуждений (0)
Тенденции развития совместных предприятий за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тенденции развития совместных предприятий за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)