Опыт социально-педагогической деятельности по развитию социальной активности подростков 15- летнего возраста
Описание работы: В данном материале обобщен педагогический опыт в организации досуговой деятельности подростков, использование современных педагогических технологий в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» п. Серноводск. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, работающих в социально-педагогическом направлении. Однако только педагогически организованный досуг, ориентированный на учет возможностей, интересов, склонностей, психофизических особенностей, состояния здоровья, будет способствовать преодолению безнадзорности, уменьшению количества правонарушений, активизации личностного потенциала, развития способностей к принятию и реализации собственных решений, повышению коммуникативной компетентности детей и подростков. Известно, что у подростков есть потребность в самореализации, межличностном и деловом общении, но отсутствуют первичные навыки социальных коммуникаций. Поэтому мы стремимся наполнить их свободное время такими видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их саморазвитие, индивидуальность и профессиональное самоопределение. Ведь педагогическое мастерство состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.[16,c.47] Образовательно-воспитательный процесс в «Центре детского творчества» осуществляется, в том числе и посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений хочется сказать о педагогических технологиях. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Вот некоторые из них: • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогические (образовательные) технологии обеспечивают: - четкая ориентация на развитие творческой деятельности. Одной из главных особенностей инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требуют высокой активности педагога и обучающихся. Активность первого проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность же воспитанников проявляется в возрастающей самостоятельности, в процессе взаимодействия. Педагогическое творчество - системное явление, которое проявляется в творческом подходе к решению педагогических задач, коммуникативных, организаторских, артистических, научно-педагогических и других умениях в творческом мышлении. Именно наличие творческого мышления (элемент педагогического творчества) позволяет осуществить конструктивное прогнозирование как педагогического процесса, так выстроить стратегию своего жизненного пути (целеполагание). А педагогическая рефлексия без развитого творческого мышления вообще невозможна. Осуществление коммуникативных связей типа «Педагог–группа», «Педагог–обучающийся» без наличия организаторских, артистических, коммуникативных умений вряд ли будет плодотворным. Таким образом, новые современные педагогические технологии включают в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм. Педагогами «Центра детского творчества» используются различные педагогические инновационные технологии, например: технология портфолио и технология проектов. Портфолио – это папка, в которой собраны материалы о познавательной, творческой деятельности обучающихся на бумажных или электронных носителях. Основные принципы формирования портфолио: самостоятельность – ребенок сам должен заботиться о наполнении папки материалами, но взрослые могут оказывать помощь (напоминание о необходимости сборов, использование различных способов демонстрации этих достижений, стимулирование активности школьника); систематичность сбора материалов; соблюдение культуры оформления документов (все материалы должны быть оформлены в едином стиле со ссылками на источники, если таковые использовались). Портфолио – это демонстрация личных достижений обучающегося, а также процесс осмысления этих достижений. Портфолио помогает создать целостную картину объективного продвижения ребенка в той или иной области, сформировать у него навыки самоконтроля, самооценки. Постоянно пополняемое портфолио воспитанника дает возможность участия в присуждении ежегодной премии «Юные дарования Прикамья». Для социального становления (социализации) личности большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Это повышает активность подростков, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга. Новизна и особенность проекта состоит в структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в досуговую деятельность как активных организаторов и участников всех игровых, интеллектуально-познавательных мероприятий путём совместной деятельности взрослых и детей. Проект направлен на создание единого воспитательного пространства через взаимодействие школы и ЦДТ и предполагает активное участие в его реализации обучающихся творческого объединения «Поколение». - познакомить с нормами поведения, общения; - развивать творческие способности; - содействовать формированию у обучающихся опыта самостоятельной познавательной деятельности; - формировать навыки сотрудничества, коллективного и коммуникативного взаимодействия; - развивать такие качества личности, как настойчивость, самостоятельность, объективность, лидерские качества. Развитие предметных компетенций: - совершенствовать навыки подростков в разработке и организации интеллектуально-познавательных игр, конкурсов, викторин; - формировать умение анализировать свою деятельность; - отрабатывать навыки ведущего на сценической площадке. Развитие ключевых компетенций: - приобщать к активному, здоровому образу жизни; - формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения; Срок реализации проекта: 1 год Механизмы реализации проекта: Досуговое мероприятие различной направленности (спортивной, патриотической, здоровьесберегающей, интеллектуально-познавательной, развлекательной) проводится бесплатно четыре раза в месяц (по одному часу для каждой группы зрителей). Приглашаются все желающие. Особое внимание уделяется детям «группы риска», детям с ОВЗ, из многодетных семей. - Коллективно-творческое дело. Постановка проблемы, рождение идеи. Приветствуется оригинальность идеи, ее выполнимость и польза. Задача педагога на этом этапе – подвести подростка под ту идею, в которой он максимально реализуется как организатор, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Отбор материала для сценария. Источники для отбора материала зависят от того, какая избрана тема. Актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения подростка к работе с самыми разными источниками: интернетом, энциклопедиями, справочниками, детскими книгами, посвященными разным сферам жизни и деятельности человека и т.д. Оформление мероприятия. Подготовка костюмов, реквизита, декораций, атрибутов для игр. Продумывается музыкальное сопровождение, использование технических средств. - Репетиционно-постановочная работа. Проведение репетиций. Отработка навыков интонационной выразительности и актерского мастерства. Имидж ведущего. Его поведение на сценической площадке, речь, внешний вид. Умение ориентироваться в экстренной, непредвиденной ситуации. Развитие лидерских, коммуникационных, организаторских качеств. Обговариваются условия проведения. Ведется сотрудничество с общественными организациями, социальным педагогом и учителями ГБОУ СОШ п. Серноводск. Организуется реклама. Привлечение спонсоров, местных СМИ. Определение даты и времени проводимого мероприятия. Учет целевой аудитории. Составляется план проведения мероприятия с назначением ответственных лиц. Осуществляется практическая работа по формированию навыков самостоятельного проведения мероприятия. Еще один метод интеллектуально-творческой деятельности обучающихся – культурно-досуговые программы. Досуговые программы – определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Цели проектирования досуговых программ направлены на решение задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир соревнований, конкурсов, развлечений и праздников. Выделяется несколько типов досуговых программ: • Конкурсная игровая программа по заданной тематике, с предварительной подготовкой участников (КВН) • Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выставок с активным участием детей. • Игра-спектакль для приглашенной аудитории. Психологический тест – это один из приемов интеллектуально-творческой деятельности обучающихся. Тесты используются для выявления лидера в коллективе, творческого потенциала, интеллекта, логического мышления, характера и темперамента, коммуникативных способностей. Тесты помогают сориентироваться в мире профессий, узнать свои профессиональные склонности. Ребятам очень нравится проходить такие тесты и узнавать свои способности, самих себя. (показ книги) А также: повышение имиджа «Центра детского творчества» среди детей и подростков, заинтересованности учащихся в дополнительном образовании;
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |