Глава 2. Эмпирическое исследование воображения и творчества в период детства
2.1 Организация и методы опытно-экспериментальной работы Данная глава посвящена описанию экспериментальной работы по определению уровня развития творческого воображения. Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе, проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выделили признаки и критерии творческого воображения. На втором этапе в результате констатирующего эксперимента определили уровень воображения у младших школьников. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо введение в учебный процесс специальных упражнений и игр, занятий изобразительной деятельностью на начальном этапе обучения. На третьем этапе разработали серию занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности и применили данную программу на практике. На четвертом этапе провели контрольный срез и сравнили с результатами первого констатирующего эксперимента. Для осуществления реальной ориентации на личность в современной школе должна существовать специальная служба, осуществляющая поэтапное изучение личности и выдачу рекомендации по дифференциации и индивидуализации обучения, учитывая при этом природные способности и наклонности ребенка, свойства нервной психики и нервной системы. В сегодняшней школьной практике должна существовать ранняя диагностика по выявлению одаренных детей и специальная программа, помогающая развивать эти способности. Необходимо создать среду, позволяющую в деятельности проявлять и развивать природные наклонности и способности учащихся. Следовательно, возникает необходимость введение в школьные занятия специальных заданий, ориентированных на развитие воображения. В процессе реализации программы, на развитие воображения, мы попыталась создать в экспериментальной группе все условия для развития творческого потенциала младших школьников. Воображение - основа активного участия ребенка в различных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической, художественной и т.д. Оно включается в состав исходных форм мышления, самосознания, отношения к другому человеку. Достаточно развитое воображение позволяет преодолевать ребенку сложившиеся стереотипы изображения реальных объектов окружающего мира и фантастических образов. На основе воображения у ребенка складываются первые проявления творческого отношения к действительности. Творчество детей, хотя еще и выступает в неразвитой форме, содержит в себе важные качества, которые создают возможность выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт. Творческий процесс ребенка - это поиск нового сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, в процессе конструирования. Цель констатирующего эксперимента: выявить влияние изобразительной деятельности на уровень развития воображения. При выполнении использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование,тестирование. В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям. Что-же это за критерии? Д. Локк оценивал воображение по следующим показателям: -количество образцов; -образная адаптивная гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения); -оригинальность; -сюжетная разработка. Барышева Т. А. Осуществляет оценку творческого мышления по таким критериям как: -оригинальность; -способы создания образов; -разработанность сюжета; -завершенность; -эмоциональная выразительность; -степень «отлета от реальности»; -детализированность; -разнообразие использования средств выразительности; -композиционное решение; -мастерство, проявление индивидуальности и т. д. Диагностика дивергентного мышления и воображения была разработана Д. Гилфордом и получила практическую апробацию в Иллинойском университете (США), где была использована в программе диагностики и обучения одаренных детей. Д. Гилфорд выделил следующие критерии: -беглость; -гибкость; -оригинальность; -разработанность; -законченность, осмысленность. П. Торренс в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил следующие параметры креативности: -беглость; -гибкость; -оригинальность; -разработанность. Методики Туник Е. Е. На дивергентную продукцию образносимволической системы оценивает уровень развития воображения по таким критериям: -оригинальность; -беглость; разработанность; -степень отдаленности идей от стимула; -эмоциональная экспрессия; -художественно-эстетические элементы; -выход за пределы задания (зависимость - независимость). Д. Джонсон в своем экспресс-методе выделил следующие характеристики креативности: -эмоциональность; -количество идей; -разработанность (различные стратегии решения проблемы); -оригинальность; -независимость; -изобретательность и др. Если подвести итог всем вышеперечисленным параметрам творческого воображения, то можно выделить четыре основных характеристики: оригинальность, разработанность, беглость, гибкость. Проведем характеристику основных показателей творческого воображения. Оригинальностьхарактеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей. Разработанность - тщательность, детализация образов - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи. Беглость - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.
Для изучения уровня воображения, творческой активности нами были использованы следующие методики. Методика 1 Изучение оригинальности решения задач на построение образа. Цель: Определить уровни развития воображения в экспериментальной и контрольной группах. Подготовка исследования: подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами : контурное изображение частей предметов. Подготовить цветные карандаши, фломастеры. Проведение исследования. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картина. Предварительно можно провести беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака в небе и т. д.). Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не понимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок включает в него какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.
Методика 2. Методика изучения детской креативности. (Е.Е. Туник) Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как к процессу. Проведение исследования. Данная методика состоит из восьми субтестов: «Словесная ассоциация», «Использование предметов», «Заключение», «Составление изображения», «Эскизы», «спрятанная форма»,Задачи со спичками Методика 3.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3796)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |