Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подбор учебно-производственных работ



2016-01-05 1126 Обсуждений (0)
Подбор учебно-производственных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной работе принимают участие все мастера производственного обучения конкретной специальности. Перечни обсуждаются методической комиссией и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. Составляются перечни обычно на полугодие, иногда - на весь учебный год. Приступая к подбору учебно-производственных работ, необходимо руководствоваться их соответствием рабочей учебной программе. Умело подобранные работы и правильная организация их выполнения способствуют профессиональному становлению будущих молодых рабочих.

Учебно-производственные работы должны носить политехнический характер, соответствовать требованиям современного производства, способствовать приобретению обще-трудовых умений, охватывающих многие виды трудовой деятельности в различных производственных условиях.

К обще-трудовым умениям политехнического характера относят:

- планирование выполнения приемов работы и операций в рациональной технологической последовательности; рациональную организацию труда, рабочего места;

- определение оптимальных режимов технологических процессов, дающих высокую эффективность и качество;

- использование материалов письменного инструктирования;

- применение высокопроизводительных механизированных инструментов и приспособлений, универсальных средств автоматики и контрольно-измерительных приборов и инструментов.

Политехнический подход к подбору работ для производственного обучения должен обеспечивать такую деятельность учащихся, при которой для решения конкретной учебно-производственной задачи им придется осмысленно и целесообразно использовать всю предыдущую общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Научно-техническая направленность обучения требует подбора таких учебно-производственных работ, которые позволят сформировать у учащихся навыки творческой деятельности. Для этого учебно-производственная база должна быть оснащена в соответствии с современными требованиями к производству.

Производственное обучение должно осуществляться на научной основе с использованием последних достижений физиологии и психологии труда, педагогической и инженерной психологии, технической эстетики, современных подходов к обучению, обеспечивать интенсификацию процесса формирования профессиональных умений и навыков, повышение воспитательных результатов учебного процесса и широкое применение технических и электронных средств обучения, развитие навыков рациональной организации рабочего места, совершенствование приемов и способов выполнения учебных работ.

Развивающий характер обучения, в свою очередь, предусматривает приобщение учащихся к творческому труду, к совершенствованию средств производства, технологических процессов и организации производства. Систематичность и прочность усвоения знаний, умений и навыка во многом определяются подбором учебно-производственных работ, позволяющих сформулировать целостную систему трудовых умений и навыков, освоение которых шло бы от простых к более сложным с постепенным нарастанием сложности технологических операций и соответствующих им трудовых процессов. Учебные работы должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям и познавательным возможностям учащихся. При этом нужно иметь в виду, что познавательные возможности непрерывно совершенствуются и развиваются, если усложняются сами работы и их выполнение постоянно требует напряжения умственных и физических сил.

На каждом этапе должна быть правильно определена оптимальная загруженность учащихся, т. е. выполняемые задания не должны быть легкими, но и не должны перегружать учащихся. Нужно обращать внимание на скоростные навыки и стремиться к тому, чтобы к концу обучения нормы выработки учащихся соответствовали нормам выработки кадровых рабочих.

В ходе обучения следует учитывать характер умственной деятельности и морали на волевые качества каждого учащегося с тем, чтобы развивать в них лучшее и помогать избавляться от недостатков. Доступные, посильные задания, подобранные с учетом индивидуальных особенностей учащихся, приносят удовлетворение от выполненной работы, формируют устойчивый интерес к изучаемой специальности и, наоборот, ошибки в подборе учебно-производственных работ могут привести к неоправданному снижению этого интереса.

Педагогические, технические и технологические требования к подбору работ должны сочетаться с экономическими. Перечни учебно-производственных работ должны быть стабильными, что создает благоприятные условия для разработки комплексной учебно-технической документации оснащения учебных мастерских высокопроизводительным оборудованием, инструментами и оснасткой. В перечень в случае необходимости включаются работы учебно-тренировочного характера, а также лабораторно-практические. В нем должно быть точно определено плановое время выполнения каждой работы в соответствии с действующими инструкциями и нормами времени.

Перед началом производственного обучения и производственной практики непосредственно на предприятиях перед мастером стоит задача подобрать не только учебно-производственные работы, но и рабочие места, на которых они будут выполняться, составить план производственного обучения (производственной практики) и графики отработки тем учебных программ. Эта сложная и чрезвычайно ответственная работа требует от мастера знания организации труда на базовом предприятии.

Мастеру необходимо:

- хорошо ознакомиться с базовым предприятием, его профилем, организационной структурой и формами организаций труда;

- изучить производственный процесс в целом и каждого подразделения в отдельности;

- сделать анализ применяемого оборудования, машин, механизмов, процессов, убедиться в его соответствии современным требованиям;

- определить, где и в какой период целесообразно организовать производственное обучение учащихся, и обосновать выбор, основываясь на требованиях учебной программы;

- убедиться в возможностях базового предприятия обеспечить обучение каждого учащегося;

- ознакомиться с технической и технологической документацией на объекты труда, производственные процессы;

- изучить соответствие условий производства требованиям здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте.

После проведения этой предварительной работы можно приступить непосредственно к составлению перечней, планов и графиков. Подбирая учебно-производственные работы для конкретного периода обучения, нужно руководствоваться следующим:

- работы должны соответствовать требованиям квалификационной характеристики и программы производственного обучения;

- отражать содержание труда по изучаемой специальности с учетом специфики базового предприятия и отрасли производства;

- быть разнообразными;

- способствовать применению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков в различных производственных условиях;

- сложность работ должна постепенно возрастать.

Перечень работ следует составлять с таким расчетом, чтобы он обеспечивал возможность использования передовых форм организации труда, применение новейших инструментов и технического оснащения. Время на выполнение работ не должно быть больше отведенного программой на изучение темы (подтемы) с учетом его приведения к норме времени квалифицированного рабочего. В перечне учебно-производственных работ должны быть отражены следующие сведения:

- названия разделов, тем учебной программы и учебных занятий;

- количество учебных часов на раздел, тему, учебное занятие;

- наименования учебно-производственных работ;

- нормы времени для учащегося на выполнение одной единицы учебно-производственных работ;

- количество (объем) работ на группу.

Перечень учебно-производственных работ разрабатывается мастером производственного обучения, рассматривается на заседании методической комиссии и утверждается заместителем директора, курирующим данное направление деятельности. На основе перечня учебно-производственных работ формируются задания для проверочных работ и квалификационных (пробных) работ.

Рабочие места, определяемые для производственного обучения, должны быть характерными, а работы, выполняемые на них, по своему содержанию типичными для изучаемой специальности. Техническое оснащение рабочих мест должно соответствовать уровню современного производства. Объем (фронт) работ, выполняемых на рабочем месте, должен быть рассчитан на полную загрузку учащихся, рабочие места обеспечены материалами, инструментами, приспособлениями, транспортными средствами, энергией и др.

Организация ученических рабочих мест должна отвечать требованиям безопасности труда. В ряде случаев отсутствует возможность подобрать большое количество работ, позволяющих организовать одновременное (фронтальное) их выполнение всеми учащимися. Тогда мастер должен установить очередность их изучения каждым учащимся. Очередность эта должна быть методически обоснована и обеспечивать такой порядок, чтобы обучение одному виду работ готовило учащихся к овладению другим, более сложным.

В производственном обучении все больше используются тренажеры, позволяющие создавать благоприятные условия для успешного овладения профессиональным мастерством.

Они обеспечивают:

- возможность непрерывного эффективного контроля и самоконтроля при выполнении и усвоении трудовых действий;

- планомерного изучения приемов и способов в тex случаях, когда это невозможно или нецелесообразно сделать в производственных условиях;

- способствуют предотвращению несчастных случаев, аварий, значительных материальных потерь.

Особенно эффективно применение тренажеров в первоначальный период обучения. Главное требование к учебным работам, выполняемым на тренажерах, состоит в том, чтобы приобретаемые с их помощью умения и навыки были максимально приближены к трудовым действиям, которые учащиеся будут выполнять в реальной производственной обстановке. Упражнения на тренажерах должны позволить учащимся эффективнее контролировать и оценивать свои действия не только зрительно или путем осязания, но и с помощью всевозможных приспособлений.

Давно применяются при подготовке рабочих лабораторно-практические работы (ЛПР).

Предусмотрены следующие их виды:

- изучение состава и функциональных особенностей устройства машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов, приспособлений и т. д.;

- наблюдение за различными техническими явлениями и процессами;

- описание свойств сырья, материалов и продуктов;

- исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками, оптимальное определение значений этих зависимостей;

- определение и контроль технических и технологических величин и параметров контрольно-измерительными приборами;

- диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка.

Как видно из приведенной классификации, большинство видов ЛПР может применяться как при изучении специальных и общетехнических предметов теоретического курса, так и в производственном обучении.

Особенность ЛПР в производственном обучении заключается в том, что они обеспечивают планомерное нарастание опыта учащихся по мере того, как они овладевают трудовыми навыками и умениями.

Начальный и основной периоды производственного обучения завершаются выполнением учащимися проверочных работ. Проверочные работы подбираются мастерами производственного обучения, затем они рассматриваются методической комиссией и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. Работы должны быть подобраны так, чтобы учащиеся могли проявить умение работать производительно и качественно с соблюдением требуемого технологического режима, правильно выполнять приемы работы, пользоваться оборудованием, инструментом, приспособлениями. Выполняя ученические нормы выработки, учащиеся учатся применять полученные знания на практике.

Заключительный период производственного обучения завершается выполнением квалификационных (пробных) работ. Как правило, квалификационные работы выполняются учащимися на предприятии, где они проходят производственную практику. В отдельных случаях эти работы могут выполняться и в учебных мастерских, по согласованию с заказчиками кадров и местными органами управления образованием. При выполнении квалификационной работы учащиеся должны проявить умение достичь необходимого результата в установленное нормой время, правильно выполнять трудовые приемы, применять передовые методы труда, налаживать и регулировать оборудование, пользоваться инструментами, соблюдать правила безопасного труда, а также умение анализировать свою работу, организовывать рабочее место.

 



2016-01-05 1126 Обсуждений (0)
Подбор учебно-производственных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подбор учебно-производственных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)