Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика проведения занятия



2016-01-05 2181 Обсуждений (0)
Методика проведения занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая структуру занятия, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементах, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, основная и заключительная части. Каждый из них выполняет определенную только ему присущую роль, но все они тесно связаны.

Кратко рассмотрим каждый структурный элемент занятия.

Занятие всегда начинается с организационного момента. Мастер контролирует присутствие студентов, проверяет их вешний вид. Сообщает студентам тему занятия. Затем мастер проводит повторение теоретических знаний студентов. А также проверку их практической подготовленности. Эффективность трудовой деятельности любого человека, как показывает практика, зависит во многом от его вдумчивости, осмысленности действий и добросовестности. Следовательно. Этот элемент занятия психологически готовит студентов к восприятию и усвоению нового учебного материала. Повторение проходит в форме беседы, в ходе которой у студентов восстанавливаются в памяти необходимые и на данном занятии сведения. Затем на практике проверяется качество трудовых приемов и действий, освоенных на предыдущих занятиях. Мастер заранее в ходе подготовки к данному занятию намечает контрольные вопросы и задания. Они должны быть преимущественно обобщающего типа.

Вводная часть занятия направлена на подготовку студентов к освоению новых навыков и умений, к выполнению определенных знаний, способствующих углублению и расширению профессиональных знаний, складывается из вводного инструктажа, инструктажа по безопасному ведению работ, рассказ об организации рабочего места, распределения и разбора заданий студентами группы.

Вводный инструктаж начинается с ознакомления студентов с целями и задачами данного занятия. Поэтому в предварительно разрабатываемом плане занятия его задачи следует формулировать конкретно. На вводном занятии мастер обязательно останавливается на правилах безопасного ведения работ, которые следует соблюдать на данном уроке. Мастеру следует подробно рассказывать об организации рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание студентов на его особенности. После этого сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди студентами, говорит об ученической норме времени, сравнивая ее с нормой времени квалифицированного рабочего.

Практика показывает, что на вводную часть отводится примерно 0-12% времени всего занятия.

В основной части занятия студенты выполняют задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения студенты осваивают заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ студенты учатся применять свои знания в конкретных практических ситуациях. Важными моментами трудовой деятельности студентов на этой части занятия являются следующие:

- организация рабочего места;

- выбор и применение правильных приемов работ;

- использование учебно-технологической документации;

- соблюдение правил безопасности труда;

- контроль выполнения приемов и действий;

Деятельность студентов проходит при непосредственном руководстве мастера. Мастер наблюдает за студентами с рабочего места, а также в ходе целевых обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать, это поможет квалифицированно провести заключительную часть занятия. Контроль осуществляется мастером, как в процессе трудовой деятельности студентов, так и при приеме задания. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов и действий в качество выполнения всего задания.

В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовою деятельность студентов. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест студентов. Мастер заранее продумывает и определяет цель каждого обхода. Количество их зависит от содержания. Сложности учебного материала и особенностей группы студентов.

В заключительной части подводят итоги занятия. На основе анализа выявляются степень обученности студентов, слабые стороны обучения, указываются причины появления недостатков и способы их устранения. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет. В итоговом инструктаже мастер кратко рассказывает об успехах и недостатках каждого студента, анализирует их причины. Он подробно разбирает причины появления типичных ошибок, отмечает, как студенты использовали передовые приемы и способы работы, и прогрессивную технологию.

Особое внимание мастер обращает на соблюдение каждым студентом правил безопасного ведения работ. После подведения итогов мастер говорит о содержании будущего (следующего) занятия и выдает задание на дом. Домашнее задание может содержать выполнение небольших работ, вычерчивание различных эскизов и чертежей, подготовку маршрутной карты, чтение основной и дополнительной учебно-технической литературы. На заключительную часть занятия отводится примерно 5-7% времени всего занятия.

Построение занятия должно способствовать возбуждению интереса студентов к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками. Деятельность мастера на любой стадии занятия не должна подавлять активность студентов. Ход урока во многом зависит от содержания учебного материала. Имеющейся материально - технической базы, применяемых методов и средств обучения.

Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно только при активной познавательной деятельности студента, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и студента и мастера на занятии осуществляется двояко:

1) Деятельность студента переплетается с активной деятельностью мастера.

2) Деятельность студента проходит самостоятельно под управлением.

В ходе самостоятельной деятельности студент использует справочные материалы, а в не обходимых случаях обращается за помощью к мастеру. Эффективности деятельности студентов этой части урока во многом зависит о того, как мастер подготовил её. Мастер, делая указания давая пояснения, исправляя ошибки студентов, создает предпосылки для интенсивной самостоятельной их работы.

В основу самонаучения следует брать производственную деятельность студентов. При изготовлении материальных ценностей всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования определенных знаний и умений. Студентам необходимо осознать задание, найти оптимальное решение условия выполнения, а затем уже приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный. Он вбирает в себя как простое механическое воспроизведение - первоначальные периоды обучения, так и сложные, осознанные действия, включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.

Под самоконтролем следует понимать действия студента по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда. Он обладает функциями констатации, фиксирующими возможность дальнейшего выполнения трудового акта. По времени проведения его следует подразделить на текущий и конечный, т.е. он дискретен прерывист.

Саморегуляция - процесс непрерывный и более сложный. Направленный в основном на рабочие операции. Состояние работающего и условия его деятельности. Студенты самостоятельно планируют время и соответственно регулируют сам трудовой процесс, изменяя при необходимости его интенсивность сочетания применяемых приемов и способов. Деятельность студентов по самонаучению во многом зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной работе. Поэтому важно с первых занятий учить студентов умению учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и способы активно - трудовой деятельности студентов. Это - использование инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт, выполнения домашнего задания, использование раздаточного дидактического материала и др.

Динамика формирования на занятиях умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов самонаучения. Подготовленностью студентов, их умением самостоятельно учиться.

 

 



2016-01-05 2181 Обсуждений (0)
Методика проведения занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика проведения занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)