Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Участие государства в политической системе общества



2016-01-05 747 Обсуждений (0)
Глава 2. Участие государства в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Государство как постоянный структурный элемент политической системы общества.

В политической системе общества центральное место занимает государство. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Государство-это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабе всего общества.

Только государство для организации управления обществом обладает публичной властью, т.е. располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзирательными органами. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство с помощью аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивая порядок в обществе.

Государство имеет экономическую основу для своей политической деятельности. Только государство имеет право собирать налоги с населения, организаций. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных путей до экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, её недр оно финансирует наиболее основные отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону.

Самое главное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом[13]. « Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию» (ч.1 ст.4 Конституции РФ). Принимаемые государством решения обязательны к исполнению всеми гражданами и их объединениями. Только государство может издавать обязательные нормативные акты; государство имеет право на законное применение силы, принуждения и располагает специальным для этого аппаратом.

Государство – это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество объединяет общая цель, бек которой оно не может ни возникнуть, ни существовать. Такой целью является объединение людей под единой властью.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная организующая и принуждающая сила в обществе.

Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: экономическим, политическим, духовным, профессиональным. Таким являются политические партии, творческие объединения, профсоюзы, религиозные организации, органы общественной самодеятельности, ассоциации, производственные кооперативы и т.п. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны а, таким образом, «вплетаются» в политическую систему общества.

Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими признаками:

Во – первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Во – вторых, государство является официальным представителем внутри страны и на международной арене.

В – третьих, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией. История свидетельствует, что наряду с государством возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, наций, социальных групп и принимающие участие в политической жизни общества. В условиях феодального общества значительное на осуществление политической власти оказывали различные объединение собственников – общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно - идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действую разного рода политические партии, профсоюзы

Политическая система – это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.

Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель – благо человека. В основе взаимоотношений государства, общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные, задачи не подменяя друг друга.

Первые стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах. Так, ст. 1 Конституции СССР 1977 года, провозглашала, что «Союз Советский Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Государство и общественные организации – это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Будучи относительно независимыми звеньями политической системы, государство и общественные организации тесно взаимодействуют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации в свою очередь всячески помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного строительства, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвана обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

1) Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе.

2) Государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций. Правовая регламентация деятельности общественных организаций со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируется не правом, а нормами общественной организации.

3) Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.Такое сотрудничество и взаимодействие государственных органов и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественно жизни, установлено в обществе режима реальной демократии.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы – государственные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

Государство является самой массовой политической организацией, так как оно включает всех членов общества. Роль гражданина может быть разной: политически активная и пассивная.

Любой человек участвует в жизни государства как политической организации. Даже политическая пассивность, которая проявляется, например, в неучастии в выборах, так же оказывается формой участия в политической жизни.

 

2.2. Государство и другие политические системы общества.

Государство и политические партии. Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания власти или участия в её осуществлении.

Уже в рабовладельческом и феодальном обществе сложились зачатки политических партий в виде сословных группировок, выражавших и интересы различных слоев господствующего класса и боровшихся между собой за обладание государственной властью или за её влияние.

Партии активно участвуют в политической жизни общества в самых различных формах. Например, выборы представительных органов государства (выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссий), формирование других государственных органов, принятии и реализации государственных решений.

Так, государство при помощи права может регулировать (или не регулировать) процессы образования и функционирования политических партий. Но сейчас подробно регулируют участие политических партий в политической жизни, т.к. усложняется форма и методы их деятельности, возрастет их роль в обществе. Если конституции 20 веков не упоминали о политических партиях, хотя они существовали на тот момент, то сейчас регулирование их деятельности – самостоятельный правовой статус.

При тоталитарных и авторитарных режимах существует единственная правящая партия, которая «сливается» с государством, т. е партия выше всех законов, у неё не было никаких ограничений. Её статус может быть закреплен законодательно. Например, ст. 6 Конституции СССР 1997 Ч. 1. «Руководящей правящей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско – ленинским учением, Коммунистическая партия определяет роль генеральную роль перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

А в условиях демократического политического режима признается многопартийность (плюрализм). Не допускается незаконное ограничение деятельности политических партий и чрезмерное (когда решения партий становятся обязательными для государства) или пагубное (деструктивное) влияние политических партий на государство.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое – либо объединение или пребыванию в нем. Статья 13 Конституции РФ провозглашает политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Но в тоже время «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Государство и общественные объединения. Все большую роль в политических системах современных стран играют социально – экономические (социально – культурные) общественные объединения некоммерческого характера. Они разнообразны по названию (движения, общества, организации, ассоциации, фонды и т.д.) и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Общественные объединения. Это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих идей, целей.

Политическая деятельность не является основной их целью. Их главная задача – выявление и реализация интересов своих членов в той или иной сфере.

Основной формой воздействия общественных объединения на государство является участие в выборах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, участвовать в образовании комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов. Так же, общественные объединения могут принимать участие в работе государственных органов и учреждений (межведомственные комитеты, парламентские комиссии и т.д.), ориентировать органы власти и управления с целью учета интересов отдельных групп населения при разработке новых нормативных актов, при принятий решений, получать информацию от государственных органов, необходимую для выполнения своих целей.

Общественные объединения тесно сотрудничают с органами исполнительной власти. Они могут участвовать в выработке решений этих органов; проводить митинги, шествия, поставив в известность соответствующие исполнительные органы и т.д.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена по инициативе исполнительной власти. Однако осуществляется оно на срок от шести месяцев только судом.

Общественные объединения организуются и действуют в Российской Федерации на основе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. Общий правовой статус общественных объединений вытекает из содержания ст.30 Конституции РФ ( право граждан на объединение)

В странах с тоталитарным и авторитарным политическим режимом создание, каких – либо общественных объединений на добровольной основе и их реальное влияние на политическую жизнь невозможно. Если там и существуют общественные организации, то они не выполняю своих задач, а являются проводниками партийно – государственной политики.

Государство и профессиональные союзы.Профессиональные союзы – это массовые общественные организации наемных работников, основанные на общих интересах, где главной целью является улучшение условий жизни и труда своих членов.

Правовое регулирование статуса профсоюзов прошло долгий путь от запретов и уголовных наказаний за членство «заговорщицких организациях» до их юридической институционализации. В 19 веке происходит легализация профсоюзного и забастовочного движения, а в 20 веке деятельность профсоюзов подробно регулируется юридическими актами.

Спад профсоюзного движения в 80х годах 20 века произошел из-за вступления многих стран в эпоху информатизации,[14] что привело в перестройке экономики.

В условиях уменьшения значения профсоюзного движения произошли и в законодательстве. Появились нормы, запрещающие антипрофсоюзную дискриминацию и закрепляющие негативное право на объединение – право не вступать в профсоюзы. (см конституционное право зарубежных стран)

Государство и организации предпринимателей. Объединения предпринимателей могут влиять на политику государства, учитываются при разработке законов, проектов экономических планов и программ их мнения и пожелания. В Российской Федерации накопление денежных средств организационно только начало оформляться, и о развернутом правовом регулировании влияния капитала на принятие политических решений говорить пока не приходится.

Государства и иные общественные организации, массовые общественные движения.Промышленные, потребительские, молодежные, женские, ветеранские и другие союзы, ассоциации общества, которые отражают интересы различных слоев общества, так же могут принимать участие в политической жизни. Из перечисленных выше организации есть, которые активно влияют на принятие политических решений, касающаяся их интересов. Тем временем государством регулирует деятельность этих объединений. Массовые общественные движения занимают определенное место в политической системе. Они допускают присутствие в своем составе политические партий. Они преследуют разнообразные цели, за исключением, предотвращение экологической катастрофы, угроза ядерной войны, развитие культурного, экономического и политического сотрудничества и т.д.

Государство и церковь.Церковь – религиозная организация, которая создается для обеспечения регулярных, постоянных отношений между членами религиозного объединения для поддержания связи со светскими организациями. С древнейших времен церковь являлась одним из основных субъектов политической системы общества. А. Б. Венгеров отмечает, что еще в городах – государствах, возникших в 4-3 веках до нашей эры «организуются три центра управления: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают как религиозные, распределительные системы».[15]. В традиционных государствах церковь являлась опорой существующего режима, оказывая влияние на политическую, экономическую и культурную сферы жизни общества. В период буржуазной революции обычно провозглашается требование отделение церкви от всей политической жизни и самого государства.

В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций, таким образом, она не является элементом политической системы общества (Российская Федерация). Следует учитывать и то обстоятельство, что церковь может оказывать влияние на принятие политических решений не только непосредственное, но и опосредованно. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, но охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует её наиболее важные стороны. Большинство светских государств, признают права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: « 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему ею свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».

В теократических государствах государственная власть принадлежит церкви, сам монарх одновременно является священнослужителем ( Ватикан).

Существует и такое государство, как клерикальное, которое с церковью не едино, но церковь через законодательно установленные институты может влиять на государственную политику (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль).

В России до 1917 года православная церковь была государственной. Положение государственной церкви предполагает тесное сотрудничество церкви и государства в различных сферах, особенно в политике. Все руководящие государственные должности могут занимать лишь лица, исповедующие государственную религию. Глава государства дает религиозную клятву при вступлении в должность.

Влияние церкви на политическую жизнь зависит, прежде всего, от уровня развития демократии в стране. В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедание, церковь отделена от государства, запрещена любая дискриминация по религиозным мотивам.

При авторитарных и тоталитарных режимах признаются следующие направления в отношениях церкви и власти:

1. Религия и церковь полностью подчиняется властям или преследуются ими. Например, большинство коммунистических, фашистских режимов подчиняли себе наиболее влиятельную церковь и преследовали небольшие религиозные объединения.

2. Религия и церковь приобретают государственный характер ( Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.).

3. Религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти ( страны Латинской Америки).

«Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст.14 Конституции РФ). «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию. Или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст.28 Конституции РФ).

Таким образом, в настоящее время Российская Федерация – светское государство, в котором религиозные организации не имеют право участвовать в политической деятельности, церковь не является субъектом политической системы. Тем не менее, непереоценима роль церкви в деле духовного и нравственного развития общества. [16]

Государство и органы местного самоуправления.Местное самоуправление – это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов ограниченного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления ( референдум, выборы и др.), а так же через выборные и другие органы местной власти.

Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Местное самоуправление осуществляется через назначаемые вышестоящей властью административные органы. В зависимости от соотношения с местным управлением различаются две основные модели организации местного самоуправления. Англо – американская модель характеризуется наличием местного самоуправления на всех уровнях ниже государства, субъекта федерации или государственно – автономного региона. Европейская модель предполагает сочетание местного самоуправления с местным управлением.

Государство и трудовые коллективы. Так же, определенную роль в политической жизни общества играют трудовые коллективы. Трудовые коллективы – это объединение граждан по производственному признаку. Они могут выполнять определенные политические функции, в частности, им может предоставлено право выдвижения кандидатов в депутаты, они могут быть допущены к участию в деятельности избирательных комиссий.

Государство и граждане. Граждане могут принимать участие в политическом процессе как опосредованно, так и непосредственно. При опосредованной форме участия политическая деятельность граждан осуществляется через различные элементы политической системы общества: путем выборов или по назначению лицо занимает должность в органах государства – в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, или же участвует в деятельности политических партий, профсоюзов, других общественных организаций – в соответствии со ст. 30 Конституции РФ.

Основные формы непосредственного участия граждан в политическом процессе: голосование на референдуме, на выборах, участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетированиях – право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Государство, обеспечивая участие гражданина в политическом процессе, закрепляет на конституционном уровне политические права свободы и обязанности: право участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу союзов и ассоциаций, свободу собраний и манифестаций, свободу информации – это группа прав и свобод слова, свободу печати, свободу распространения информации, право на получение информации, имеющей общественное значение и т.п.

 

 

Заключение:

Таким образом, политическая система общества представляет собой сложное явление, охватывающее сферу политических отношений и процессов, обеспечивает объединения людей посредством политической власти. Назначение политической системы – это управление делами общества, обеспечение реального участия граждан в разработке, принятия и осуществления политических, экономических или социальны решений.

Теории государства и права существует множество различных понятий политической системы. Это связано с тем, что исследователи выбирают разные подходы к изучению и придерживаются разных целей. Но, несмотря на это, можно из всего этого выделить общие характерные признаки политической системы:

Во – первых, выражение интересов отдельных социальных слоев и групп;

Во – вторых, тесная связь с государственной властью, борьба за государственную власть;

В – третьих, обеспечение целостности, единства и действий людей в политике;

В – пятых, наличие организационных форм выражения политических интересов;

В – шестых, выраженная взаимосвязь граждан и государства.

Исходя из данных признаков, можно сказать, что политическая система – это система государственных и негосударственных социальных институтов, выражающие политические интересы все слоев населения.

 

 

Список использованной литературы:

Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» // К. Макрс, Ф. Энгельс. Соч. 2-ое издание, т. 21

«Обществознание» Боголюбов. 2011.

«Учебное пособие по теории государства и права» // Диаконов В.В.

«Общая теория права». Под редакцией проф. А.С Пиголкина. М, 1996

«Общая теория права и государства». Под редакцией В.В. Лазарева., М, 1994 (тема 28)

Спиридонов Л.С – «Правоведение»

Хропонюк В.Н «Теория государства и права»

«Теория государства и права». Учебник для юридических вузов и факультетов, под редакцией проф. С.С. Алексеев, С.С. Архипов, В.Н. Корельский. 3-е издание.

«Теория государства и права: основы наук». В.В. Лазарев, С.В. Липень. 4-е издание. Москва 2011.

«Теория государства и права»: уч. Пособие. Вып.2 Под редакцией А.Б. Венегрова.

«Теория государства и права: конспект курса» Л. И. Спиридонов. СПб., 1994

«Теория государства и права: курс лекций» Н.И. Матузова и А.В. Малько.

Конституция РФ 1993 года.

Конституция СССР 1977 года.

 

 


[1] ТГП: уч. Пособие. Вып.2 Под редакцией А.Б. Венегрова.

[2] См.: Л.И Спиридонов Теория государства и права: Конспект курса. СПб., 1994.

[3] Общая теория государства и права: учеб. Под редакцией Лазарева.

[4] См.: Теория Государства и права. Курс лекций. Под редакцией Н.И Матузова и А.В. Малько.

[5] См.: Теория государства и права: Курс лекций. Под редакцией Н.И Матузова и А.В Малько

[6] Учебное пособие по теории государства и права. Диаконов В.В. 2004.

[7] Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

[8] Институционализация – это упорядоченный процесс с определенной структурой отношений

[9] Непосредственная демократия – прямые выборы, референдумы, отзыв депутата представительного органа, народная законодательная инициатива, сход граждан, собрания и конференция граждан и т.д.

[10] См.: Основы политической науки: учеб. Пособие. Ч.2. М., 1993.с. 90-92

[11] Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенных систем знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

[12] ТГП «Основы наук» В.В Лазарев, С.В. Липень. 4-е издание. Москва 2011.

[13] Суверенитет – это верховенство власти внутри страны и её независимость от всех внешних властей.

[14] Информатизация - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы

[15] Теория государства и права. Ч.1. Теория государства. Под ред. А.Б. Венегрова. М., 1995

[16] ТГП «Основы наук» В.В. Лазарев, С.В. Липень 4-ое издание, Москва 2011.



2016-01-05 747 Обсуждений (0)
Глава 2. Участие государства в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Участие государства в политической системе общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)