Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и регламент работы Государственной думы



2016-01-02 588 Обсуждений (0)
Структура и регламент работы Государственной думы 0.00 из 5.00 0 оценок





Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов.

Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору "О занятиях Государственной Думы".

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки.

Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Государственного совета.

 

1 И 2 ГОС.ДУМА.

 

Избирательный закон 11 декабря 1905 г., на основе которого проходили выборы и в I, и во II Государственные думы, был принят в условиях наивысшей неустойчивости самодержавия периода первой революции в России. Правительство, вынужденное отказаться от Думы "булыгинского образца", пытаясь избежать больших уступок, чем требовал политический расчет, изобрело сложный механизм выборов.

Так называемая куриальная система предусматривала, в частности, четырехступенные выборы в деревне: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде и двухстепенные - в городах (выборы выборщиков на городском избирательном собрании и выборы членов Думы на совместном съезде городских и сельских выборщиков). Системе выборов отводилась роль социального фильтра.

В думских планах правительства Сибирь занимала особое место. И Витте, и Столыпин стремились сохранить за обширным краем свойственное ему положение глухой провинции. Здесь выборы шли в мае - июне 1906 г., когда I Государственная дума уже заседала, а в правительственных сферах зрела мысль о ёе разгоне. На примере Сибири отрабатывался эксперимент эффективности избирательных кампаний в режиме военного положения.

Оно было введено царем указом 23 декабря 1905 г, во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги: Курганском, Ишимском, Тюкалинском Тобольской губернии, Петропавловском, Омском Акмолинской области, Каинском, Барнаульском, Томском, Мариинском Томской губернии, Ачинском, Красноярском, Канском Енисейской губернии, Нижнеудинском, Балаганском, Иркутском Иркутской губернии, а также в Тюменском и Тобольском уездах Тобольской губернии.

Творцы избирательного закона не включили Сибирь в число районов, в которых создавалась самостоятельная рабочая курия. Не полагаясь на рабочих и демократические слои интеллигенции, правительство надеялось на сохранение у крестьянства края монархического инстинкта.

Не случайно уполномоченным от волостей сибирских губерний предоставлялось право избрать 2/3 выборщиков (а в Тобольской губернии - свыше 80 %), в то время как в Европейской России крестьяне выбирали менее половины состава выборщиков.

Однако расчеты на консервативность крестьянства Сибири не оправдались, о чем свидетельствуют итоги выборных кампаний. В I Думу из 15 избранных депутатов (до роспуска Думы выборы состоялась лишь в трех губерниях - Тобольской, Томской, Енисейской и Акмолинской области) по партийной принадлежности 1 являлся октябристом, 1 - сторонником партии демократических реформ, 9 - кадетами, 2 - трудовиками, 1 - социал-демократом и 1 беспартийным.

Во II Думе значительно укрепили свои позиции социалисты - 2 эсера, 3 энеса и 3 социал-демократа, трудовиков увеличилось до 3 человек, кадетов, наоборот, сократилось до 4 человек, представительство партии демократических реформ осталось прежним - 1 человек, 4 объявили себя беспартийными депутатами (итого 20 членов II Думы от Сибири).

То обстоятельство, что выборы в I Думу в сибирских губерниях и областях (территория Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской губерний, Акмолинской и Забайкальской областей) проходили позднее, чем в европейской части страны, имело важным последствием участие в избирательной кампании социал-демократов, до конца апреля 1906 г. бойкотировавших выборы (I Дума открыла заседания 27 апреля 1906 г.).

Отказавшись от бойкота, сибирские социал-демократические комитеты в 1906 г. придерживались тем не менее различных тактических взглядов, например, в вопросе об избирательных соглашениях.

Томский комитет РСДРП на выборах поддержал "прогрессивных" (т.е. кадетских) кандидатов, а в Омске предложение местных кадетов о совместном списке социал-демократы отклонили, выступили самостоятельно и весьма успешно (депутатом Думы был избран социал-демократ В.И. Ишерский).

Сибирская администрация, в условиях военного положения, имела благоприятные возможности "корректировать" ход избирательных кампаний в I и II Государственные думы, чем она в ряде случаев и воспользовалась. Чиновники от выборов нередко "разъясняли" прогрессивно мысливших избирателей, особенно выборщиков, лишали их права голоса (в Барнауле, Красноярске и др.).

Выборы считались состоявшимися даже тогда, когда участвовали менее 50% граждан, включенных в избирательные списки.

Показатели участия населения Сибири в выборах свидетельствуют об индифферентном отношении многих избирателей к Государственной думе. Невысокий процент участвовавших (от 30 до 60 %) обусловлен рядом факторов: бюрократическим произволом на местах, запуганностью обывателя карательной экспедицией Меллера-Закомельского, усталостью масс от общественного противостояния 1905 года, отсутствием традиций парламентаризма и др. Тем более, что абсентеизм населения не вызывал реакции принуждения со стороны властей, во всяком случае в губернских и уездных городах.

Наказы депутатам скорее всего следует рассматривать как возложение надежд на конкретных представителей края, а не на Государственную думу как законодательное учреждение Российской империи.

Спокойное восприятие в Сибири известий о роспуске I и II Государственных дум, за исключением печатных пропагандистских кампаний социалистических организаций, подтверждает мысль о том, что в большинстве своем широкие массы края были свободными от иллюзии относительно собрания народных представителей.

 

 



2016-01-02 588 Обсуждений (0)
Структура и регламент работы Государственной думы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и регламент работы Государственной думы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)