Глава 1. Теоретические основы формирования межэтнической толерантности младших школьников
Введение Актуальность.Толерантность сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности – обращается все больше исследователей. В России этот интерес особенно стимулирует, принятая в 2001 г. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего. В России одним из важнейших условий национально-этнических отношений является всестороннее формирование и развитие гражданского самосознания, подлинно демократического федерализма и обеспечение достойного существования каждой нации и каждой этнической группы. Что же понимается по термином толерантность: - толерантность – терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, отличающихся от собственных. - толерантность – как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Выделяются два аспекта толерантности: - внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, с учетом разных факторов; - внутренняя толерантность (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если неизвестны все факты и возможные последствия [27, с. 72] Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. В связи с этим, глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как · воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народа мира, · достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, · воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления. В национальной доктрине образования в Российской Федерации среди основных целей и задач образования на третьем месте стоит задача обеспечить формирование культуры мира и межличностных отношений. В 1997 году в одной их концепций воспитания было сказано «национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально – этническую обрядность. Однако национальная «окрашенность» воспитания не должна препятствовать выходу у учащихся в широкий многонациональный и поликультурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям». Возрождение национальных традиций, эффективное привнесение в учебно-воспитательный процесс сельской школы ценностей этнокультуры является необходимым условием воспитания личности на селе потому, что, как показывает исторический экскурс, изначально искусство было народным и называлось отечественными педагогами крестьянским искусством (А.В. Бакушинский, К. Д. Ушинский, В. С. Воронов и другие). Гуманитарные дисциплины как культурно-формирующие становятся в настоящее время приоритетными в образовании. Обусловлено это как новыми запросами, предъявляемыми к школе, так и общей стратегией современной российской школы, её направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Поэтому велика роль уроков начального образования в формировании межэтнической толерантности младших школьников. Вышеизложенные аспекты определяют актуальность темы данного исследования. Тема: «Формирование межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе». Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать положительную роль внеклассной работы на формирование межэтнической толерантности младших школьников. Объект: межэтническая толерантность младших школьников. Предмет:формирование межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе. Гипотеза: внеклассная работа будет способствовать формированию межэтнической толерантности, если, учитель: - учитывает уровень развития межэтнической толерантности у младших школьников; - включает учащихся в социально-значимую, общую для всего классного коллектива деятельность; - использует формы и методы внеклассной работы, способствующие формированию у учащихся умений и навыков толерантности.
Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межэтнической толерантности учащихся. 2. Изучить особенности межэтнической толерантности младших школьников. 3. Раскрыть сущность и особенности межэтнической толерантности. 4. Выявить уровень межэтнической толерантности у младших школьников. 5. Рассмотреть методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе и проверить ее в ходе опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследованиясоставляют: - теоретические положения по формированию толерантности в ходе проведения внеклассной работы (Артюхова, И.С., Болотина, Т.В., Байбородова, Л.В.) Методы исследования: 1.Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2.Эмпирические: педагогический эксперимент (контрольный этап); диагностические методики: «Шкала оценки значимости эмоций» Б. И. Додонова. Практическая значимость исследования:результаты исследования могут быть использованы учителем начальных классов в учебно-воспитательном процессе. База исследования: МБОУ СОШ №24 г. Абакан. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Глава 1. Теоретические основы формирования межэтнической толерантности младших школьников
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1499)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |