Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика этнокультурного воспитания по средствам фольклора в младшем школьном возрасте



2016-01-05 1974 Обсуждений (0)
Специфика этнокультурного воспитания по средствам фольклора в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми этого возраста является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.[12; 970]

Организация работы с детьми в младшем школьном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию этнокультурной среды и принятию детьми мира во всем его многообразии.

Этнокультурное воспитание детей с помощью фольклора делает образовательные функции приобщения обучающихся к национальной культуре своего народа, формируя толерантное отношение к культурам других национальностей, способствуя единению российского государства, представляет важное направление в содержании образовательно-воспитательной деятельности. Не смотря на всю важность этнокультурного воспитания путем народного искусства, существует проблема: отсутствие часов, средств, пособий и материалов. Иначе уже каждая школа имела бы свой кабинет истории народов, своего педагога-специалиста, изобразительное искусство и народная музыка преподавались бы и в старших классах – самом важном периоде формирования личности человека. В специфики содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания с помощью фольклора детей младшего школьного возраста , используют педагогический и культурно-исторический потенциал национальной культуры (устное народное и декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря, народные игры и народный костюм), целесообразно опираться на культурологический, исторический, мотивационный и деятельностный подходы. Постоянно развиваясь и изменяясь, народное творчество никогда не теряет связи с настоящим.

Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных на протяжении многих веков, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной колористической гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, его бытом, условиями жизни, особенностями его культуры и характера. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры. Таким образом, можно выделить основные общие задачи предмета. Первая задача — увлечение фольклором. Вне увлечения народным искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с народом, как не может вообще происходить подлинное общение и с другими народами. Оно становится чисто формальным, фиктивным.

Для этого необходимо придавать формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Именно с учетом этой цели необходимо разрабатывать всю систему конструкций, конкретную последовательность поурочных задач и специфику методических путей их решения.

Вторая задача — приобщение к художественной культуре разных народов. Изучение фольклора на ступени основного этнокультурного воспитания направлено на достижение следующих целей:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- освоение знаний о классическом и современном народном искусстве и связи с культурой других этносов;

- ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Для диагностики воспитания школьника средствами народного искусства необходимо определить принципы работы. Б.М. Неменский формулирует такие принципы народно-художественного обучения 1. Ведущий принцип – закон уподобления, реализуемый на уроках в методах педагогической драматизации, ситуаций уподобления (через метод игры, метод эмпатии и т.д.). 2. Принцип освоения вживанием, т.е. целостности и неспешности эмоционального освоения (эмоции для превращения в мысль нужно время), что реализуется через метод поэтапных открытий, единство восприятия и созидания, на каждом уроке, метод широких ассоциаций, метод творческой интерпретации.) 3. Принцип постоянства связи с жизнью (данный принцип ещё раз доказывает актуальность этнокультурного воспитания), реализация которого осуществляется на основе метода опоры на личный эмоциональный, визуальный, сенсорный, бытовой опыт детей и актуализация этого опыта для конкретного содержания урока, деятельности; метод внеклассной индивидуальной коллективной деятельности по поводу искусства; 4. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков, что может быть осуществлено через методы диалогичности, проблемности, сравнений, коллективных и групповых работ, развития интереса к этнокультурному саморазвитию.

Специфика: Воспитание этнокультурной личности, способной к признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность и готовым активно жить и реализоваться в многонациональной среде по средствам фольклора, то есть использование многовекового народного творчества для улучшения уровня этнокультурной воспитанности. Традиционная русская культура представлена как целостный культурно-исторический и педагогический феномен, показаны конкретные пути использования её воспитательного потенциала в развитии познавательной мотивации, художественно-творческих способностей, эстетической воспитанности обучающихся в процессе реализации дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания.

Из всего выше указанного можно сделать вывод , что специфика этнокультурного воспитания средствам фольклора воспитание приводит к формированию этнического сознания, этнической идентичности. В структуре понятия «этническая идентичность» были определены три взаимосвязанных компонента: когнитивный, определяемый как этническая осведомленность или наличие знаний этнического характера; аффективный, отражающий чувство этнической принадлежности, этнические предпочтения; поведенческий, выраженный в потребности проявления себя членом этнической группы. Опыт многих поколений по формированию этнической идентичности показал, что в младшем школьном возрасте реально сформировать когнитивный и аффективный компоненты, заложить предпосылки для формирования поведенческого компонента, который проявляется в подростковом возрасте. Для этого необходимо создать этносреду, включить в этнотрадиции, создать этносоциальные ситуации, формирующие потребность к диалогу культур на основе чувствования принадлежности к своему этносу. Этнокультурное воспитание младших школьников на основе фольклора, направлено на формирование этнической осведомленности, этнических предпочтений и этнической принадлежности, в которой стимулирующим условием приобщения к этнокультуре явился «этнокомпонент», предполагающий погружение учащихся в мир этнической культуры через краеведческий материал, языковую терминологию, обычаи и традиции. Определение понятия «этнокомпонент» и поиск способов его введения в учебный процесс повлекло за собой корректировку учебных программ и разработку форм и методов работы, адекватных проживанию этнокультурных традиций . Отбор содержания производился на основе принципов: отражение национальной идеи, адекватность абсолютным нравственным ценностям. В начальных классах вводился предмет «Азбука культуры», представляющий собой этноориентированный курс, направленный на приобщение к народным традициям, и моделируемый на основе нравственной связи с жизнью, опоры на народной творчество, ценности этнокультуры.

 

Вывод.

Актуальность проблемы исследования обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. Этнокультурное воспитание младших школьников на основе фольклора, направлено на формирование этнической осведомленности, этнических предпочтений и этнической принадлежности, в которой стимулирующим условием приобщения к этнокультуре Между тем, проблема использования фольклора для этнокультурного воспитания, на наш взгляд, недостаточно разработана в современных психолого-педагогических исследованиях. В связи с этим возникает противоречие между потребностью общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурном пространстве и необходимостью осознания человеком своей этнической принадлежности, ориентацией на традиции, ценности своего народа, а также между возможностями фольклора, способными обеспечить разностороннее воспитание детей, и уровнем их использования в системе этнокультурного воспитания современной школы. Рассмотрев в первой главе такие вопросы как, сущностная характеристика этнокультурного воспитания, фольклор как средство этнокультурного воспитания и специфику этого воспитания средствами фольклора. Можно сделать вывод, что обеспечение этнокультурного воспитания с помощью фольклора, направлено на сохранение традиций русского народа, так как это является необходимым условием формирования у обучающихся этнокультурной воспитанности.[5;30] Фольклор является неотъемлемым компонентом для развития этнокультурного воспитания целью которого является этнокультурное воспитание подрастающего поколения в соответствии с культурными традициями на материале русского фольклора и народной игры. Специфическими структурными компонентами фольклора являются элементы народного творчества, народной игры. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Обоснование основных подходов позволило включить в содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания предметы, вызыающие интерес и ценностное отношение к русской культуре и истории, развитие художественно-творческих способностей и повышение учебной мотивации:

- изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа и народной художественной культуры;

- изучение различных жанров музыкального, песенного, танцевального фольклора;

- изучение памятников культуры, отражающих духовное наследие России;

- изучение календарно-обрядовых фольклорных праздников;

- изучение материальной культуры русского народа (факультативныезанятия по изучению русского народного костюма и декоративно-прикладному творчеству).

Разработанные ранее многими педагогами дидактико-методического обеспечения происходила с учетом возрастных особенностей обучаемых. [6; 240]При этом старались не перегружать учебные дисциплины обилием информации, информацию представлять в основном в игровом материале, постепенно от одной возрастной группы к другой осуществлять усложнение изучаемого программного материала. Учебный материал отбирался таким образом, чтобы произведения, компактно включенные в данный курс, воспринимались обучающимися целостно в народном творчества, народной игры.

 


 



2016-01-05 1974 Обсуждений (0)
Специфика этнокультурного воспитания по средствам фольклора в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика этнокультурного воспитания по средствам фольклора в младшем школьном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1974)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)