Управление процессом ценообразования на предприятии
В соответствии со ст.3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-3 «Об ценообразовании», с учетом последних изменений от 13.12.2009 № 114-3, под ценообразование понимается процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования предприятиями [3]. В практике сложилось устойчивое убеждение, что процесс ценообразования представляет собой только процесс по калькулированию себестоимости с включением в цену налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством, и прибыли, формируемой с учетом конъюктуры рынка [7]. Такой узкий подход к пониманию ценообразования способствует снижению эффективности деятельности предприятий, особенно в условиях конкуренции. Тот факт, что Республика Беларусь является членом Единого экономического пространства, таможенного союза, ЕврАзЭС, требует совершенствования различных аспектов деятельности предприятия, в т.ч. ценообразования. При планировании ценовой политики необходимо учитывать следующие принципы: - ценовая политика несет в себе довольно высокие риски для предприятия; - ценовая политика не может дать однозначных, единственно правильных решений; - ценовая политика должна иметь как долгосрочную, так и краткосрочную ориентацию. С учетом названных принципов необходимы структуризация процесса управления ценовой политикой, выделение в нем основных этапов работы, а затем – правильная организация этого процесса. Можно выделить следующие основные этапы процесса управления ценовой политикой: - постановка задач и разработка целей ценовой политики; - поиск путей решений и альтернатив; - согласование и обобщение информации; - принятие ценовых решений; - реализация и контроль. Содержание этапов этого процесса В форме рекомендаций для его исполнителей представлено в нижеприведенной таблице. Таблица 3.-Содержание этапов процесса управления ценовой политикой на предприятии.
Процесс нахождения оптимального уровня цены усложняется, если речь идет о стратегическом долгосрочном ценообразовании или определении цен на новые продукты. В этом случае необходимо учитывать следующие факторы: 1. Многие решения о ценах принимаются в рамках долгосрочных инвестиционных программ, поэтому они должны учитывать период и параметры их выполнения. 2. Большое число ценовых инструментов надо согласовывать и соединять в одно стратегическое решение. 3. Ценовая политика на начальных стадиях жизненного цикла товара должна учитывать будущий ход цикла. 4. Даже краткосрочные ценовые решения должны приниматься с учетом воздействия сегодняшних цен на эффективность ценовой политики будущих периодов. 5. Ценовая политика предприятия всегда требует последовательности долгосрочном аспекте. Организация процесса ценообразования имеет ряд аспектов, требующих специальной проработки. В приведенной ниже таблице представлен разделенный на 5 этапов процесс ценообразования, которые в свою очередь состоят из подпроцессов.
Таблица 4. -Организация процесса ценообразования на предприятии
На этапе анализа производятся подготовка и обработка соответствующей информации о клиентах, конкурентах, издержках и стратегической ситуации. Далее необходимо провести многочисленные расчеты, на обеспечение которых должны быть направлены управленческие организационные решения. На этапе установления цен производятся обоснование и расчет всех видов прейскурантных цен с их возможной модификацией и дифференциацией, составление прайс – листов на все варианты продажи продукции. В этот процесс должны быть заложены все стратегические и оперативно – тактические установки, принятые на предприятии для обоснования направления его ценовой политики. На следующем этапе организации работы с ценами высшее руководство предприятия принимает подготовленные на предыдущих этапах решения об уровнях и структуре цен, а также вырабатывает все необходимые организационные решения по реализации принятых решений и контролю за их исполнением. Этап введения цен – наиболее рискованный и ответственный, так как на данном этапе: - проверяются на практике эффективность разработанной на предприятии ценовой политики; - включаются в процесс ценообразования ценовая реклама и переговоры о ценах, призванные обеспечить и ускорить успешное внедрение ценовых решений предприятия; - происходит окончательное установление реальных рыночных цен продаж для каждого клиента предприятия. Из краткого описания организационных этапов ценообразования следует, что их реализация не под силу одному человеку, даже из высшего звена управления предприятием. Задача руководства предприятия состоит в том, чтобы правильно организовать и регулировать процесс ценообразования, определить исполнителей, ответственных за реализацию различных этапов данного процесса [9].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |