Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства



2016-01-05 980 Обсуждений (0)
Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Уроки иллюстрирования отличаются глубоким эмоциональным переживанием ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета, явления — интересной композиции, книжки. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность так или иначе рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении и, в частности рассказать посредством рисунка. Наглядное отражение на плоскости листа бумаги увиденного в книге, еще раз заставляет ребенка пережить тот же эмоциональный подъем, и он получает огромное удовольствие от процесса рисования. [9, 252]

Главной задачей перед ребенком на таких уроках стоит создание, придумывание в уме уникального образа, основанного на личных впечатлениях от прочитанного произведения, сказки, а затем изображение его на листе бумаги. Это сложнейший механизм умственной и физической работы, включающей в себя несколько больших этапов. [19, 240]

Получив задание (тему иллюстрирования какого-либо литературного произведения или чаще всего сказочного), ребенок ищет, вспоминает образ, который сложился у него в ходе прочтения, восприятия, осмысления данного произведения. На этом этапе активно задействована память. Ребенок заново переживает прочитанное им, вспоминает образы, такие, какие они ему представились. Затем идет анализ всех эпизодов произведения. Выбирается наиболее удачный по зрелищности, наиболее выгодный, наиболее запоминающийся и интересный момент. Представляются предполагаемые герои, анализируется их описания, характеры. Строится предполагаемая картина действий, композиция. На этом этапе, на основе того, что было прочитано, в уме создаются уникальные, особые герои- образы, но уже со своими корректировками, особенностями, со своей уникальностью. Поэтому у каждого ребенка получается единственный и неповторимый образ. Именно на этом этапе активно вступает в работу фантазия и воображение. Далее идет непосредственное изображение придуманного образа и его окружение. При этом необходимо держать в голове всю картину, помнить все мелочи и нюансы придуманных образов. Этот этап сопровождается азартом и большим интересом у учащихся в процессе рисования, что позволяет вовлечь в работу всех детей. [17, 344,360]

Уроки иллюстрирования являются завершающими уроками в цикле других уроков изобразительного искусства, где ребенок наглядно демонстрирует полученные ранее умения и закрепляет усвоенные знания. [6, 95-98]

 

Для успешной организации уроков изобразительного искусства, а так же уроков по иллюстрированию литературных произведений, необходимо создание специальной системы педагогических условий.

1. Развитие интереса к изучению изобразительного искусства. Это условие необходимое для проявления художественного творчества. Для его формирования используют разные средства, а именно: содержание, методы и приемы обучения. Огромное влияние на развитие воображения оказывают методы художественной педагогики. Например:

 

· Метод стимулирования образного мышления: необходимо чтобы момент вхождения в замысел будущей работы был более эмоциональным для учащегося;

· Метод свободы в системе ограничений: позволяет развивать фантазию при создании композиции путем ограничения, например цветовой гаммы. Например, задание: придумать и нарисовать иллюстрацию царевны - лебедь в холодной серо-голубой гамме. [20,150]

 

2. Последовательного усложнения изобразительной деятельности. На основе этого условия созданы программы по изобразительному искусству и методические рекомендации к ним. Усложнение материала происходит с учетом возрастных возможностей детей. На уроке художественная деятельность тоже усложняется, от простого к сложному. Возможно построить уроки следующим образом:

Перед иллюстрированием учащиеся выполняют аппликацию по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, в которой ведут поиск оригинальных композиционных решений темы, учатся выделять главное в композиции, использовать силуэт как средство художественной выразительности.

Подготовительная работа по этому заданию: ребята знакомятся с русским народным костюмом, изображениями старинных теремов, кораблей, и т.д.

После проделанной работы ребятам предлагается выбрать сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Ребятам дается время на обдумывание композиции рисунка: размер и расположение персонажей, содержание эпизода, окружение героев. Обдумывается характер главных действующих лиц: злые, добрые, смешные. (Можно предложить метод словесного рисования, выполнить композиционный эскиз). Рисунок начинаем схематичными линиями, а затем прорисовываем детали, уточняем окружение персонажей. Только после готового и хорошо выполненного эскиза начинается работа в цвете. [5, 576]

 

 

Таким образом, 2 урока отводиться на подготовку к иллюстрированию, и 2 урока на выполнение самой иллюстрации. Работа выполняется с постепенным усложнением. [16, 229-270], [11,288].

 

 

3. Обучение «языку» изобразительного искусства и средств художественной выразительности. Эта работа ведется поэтапно: от обучения умению анализировать, до формирования умения применять (формат, рациональное размещение на листе, выделение композиционного центра, способы передачи пространства, точка зрения в композиции...).

 

4. Целенаправленное, систематическое использование искусствоведческих рассказов и бесед. Это активизирует внимание ребенка, работу мыслей, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество, настраивает на работу. Беседа на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождается демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций).

 

Беседа будет способствовать активизации мыслей детей, их фантазии, эмоциональному настрою, и, как следствие, гармоничному выполнению работы в цвете. [4, 91]

 

5. Применение разнообразных художественных материалов и техник. Использование таких материалов как: карандаш, акварель, цветные мелки, черная тушь, цветная или тонированная бумага разных форматов помогают развить воображение. При этом обучение правилам работы с ними так же важно, так как в центре внимания должно быть овладение художественным образом.

 

«Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от тех навыков и умений, которые ребенок приобрел в процессе обучения. Владение карандашом, кистью, сангиной- не только чисто техническая задача, она прежде всего связана с выразительностью образа в рисунке. Рисунки детей, у которых сформирована ручная умелость, отличаются большим разнообразием, выразительностью, и в них можно видеть индивидуальную манеру исполнения», - пишет Е.А.Игнатьев. [21, 200]

 

6. Введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов и элементов соревнования.

Исследованием игровых приемов в обучении изобразительной деятельности применительно к младшему школьному возрасту принадлежат: А.А.Баранову, Т.Я.Шпикаловой, В.С.Кузину. Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.д.

· Элемент ожидания и неожиданности- у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение картин, наглядности. На уроках изобразительного искусства не обойтись без репродукций, разнообразных картин. Данный материал представляет интерес у ребят.

 

· Элемент загадки - стимулирует творческую фантазию, создает проблемную ситуацию. Например, при изображении царевны- лебедь, как переход к теме урока, можно подобрать загадку про лебедя:

 

· На уроках часто используют игру в путешествие (школьники знакомятся с культурными традициями разных стран), игры – драматизации и др. Применительно к нашему уроку, возможно путешествие-знакомство со старинными кораблями, замками, одеяниями царей и девичьими сарафанами. Это подготовит базу для дальнейшего иллюстрирования, чтобы иллюстрация соответствовала изображаемому времени. Если это игра-драматизация, то данная деятельность позволит лучше прочувствовать персонаж, наделить его качествами, после чего иллюстрация получится более выразительной, продуманной.

 

· В качестве игрового материала возможно использование кроссвордов. Младшие школьники очень любят разгадывание кроссвордов, и данный вид деятельности найдет положительные отклики у ребят. Они могут быть средством закрепления знаний, полученных школьниками во время бесед об искусстве. [13,14,15]

 

Таким образом, использование на уроках условий, способствующих развитию воображения, обучение механизмам переконструирования опыта обеспечивает успешное проведение уроков и продуктивно влияет на творческую деятельность учащихся, что подтверждается данными проведенного исследования и результатами творческих работ учащихся. [23, 44-51], [22, 52-59]

Выводы по 1 главе.

Творческая фантазия — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческая фантазия заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческой фантазии людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Мышление и творчество неотделимы. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческой фантазии учит ребёнка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

 

Уроки иллюстрирования являются завершающими уроками в цикле других уроков изобразительного искусства, где ребенок наглядно демонстрирует полученные ранее умения и закрепляет усвоенные знания.

 

 



2016-01-05 980 Обсуждений (0)
Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (980)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)