Анализ деятельности социального педагога по адаптации младших школьников к условиям общеобразовательного учреждения
Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному [13, с. 24]. Социальный педагог образовательного учреждения – специалист по организации социально-педагогической работы с различными группами школьников и их родителями. Его деятельность направлена на организацию внеучебной деятельности школьников, их досуга, индивидуальной работы, консультационной работы с детьми и их родителями, вовлечение родителей в воспитательную работу с детьми, координацию воспитательных усилий учителей и родителей [19, с. 142]. Основное назначение работы социального педагога в школе – оказание конкретной помощи ребенку в обретении им смысла жизни через обращение к его внутреннему миру, его природной активности, через изучение, понимание и реализацию его внутренних возможностей и потребностей к самореабилитации, саморазвитию, самоопределению [10, с. 21]. Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого [32, с. 172]. Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе. База исследования: г. Екатеринбург, на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 81. Основными задачами и направлениями деятельности социального педагога в данном учреждении являются: - изучение физических и психических особенностей школьников, особенностей личности и коллектива учащихся, условий их развития; - помощь школьнику в укреплении физического и психического здоровья; - создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как условие нравственного развития школьников; - помощь в личностном развитии школьников, развитие способности быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумные жизненные выборы, умение реализовывать свои позитивные качества); - помощь в интеллектуальном развитии (развитие познавательных интересов и заинтересованности в учении, помощь в самоопределении, профориентации и развитии индивидуальности). В своей деятельности социальный педагог использует следующие формы работы: - индивидуальная работа со школьниками; - организация коллективной деятельности и общения; - организация воспитывающей среды; - организация повседневного школьного быта учащихся; - координация действий по помощи в развитии личности школьника в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, внешкольными педагогами. Основным содержанием работы социального педагога является: · Работа с отдельными школьниками, которая включает в себя: 1) изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов, характера, познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения школьника; 2) помощь в социализации школьников через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях; 3) непосредственное общение со школьниками; помощь школьников в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе; 4) координация информационных интересов школьника (чтение, кино, видео). · Работа с классными руководителями: 1) организация творческих и коллективных совместных дел школьников; 2) воспитание культуры общения школьника через специально организованные занятия; 3) организация развивающих коллективных мероприятий, экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.; 4) выработка общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждение дел, проблем и ситуаций классной жизни. · Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта: 1) выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном коллективе и вне его; 2) совместно с родителями и школьниками эстетизация среды классного коллектива. Для определения уровня адаптации и мотивации учащихся 1 ступени социальный педагог в МОУ СОШ № 81, использует следующие методики: 1. «Опросник для учителя по диагностике адаптации учащихся 1 класса». 2. «Анкета для оценки уровня мотивации учащихся», автор Н. Г. Лусканова. 3. Методика Б. Лонга «Самооценка». В исследовании принимало участие 24 младших школьников. Результаты диагностики: Адаптация первоклассников к школе 2008-2009 учебный год (Приложение 1). Анализ диаграммы позволяет судить о том, что 11 первоклассников из 24 человек жизненно адаптируются к школе, положительно воспринимают учебный процесс. Вместе с тем, 8 школьников имеют низкий уровень адаптации, что является основанием для организации дополнительных психолого-педагогических и управленческих действий по повышению эффективности вхождения ребенка в образовательный процесс, и 5 человек способны адаптироваться к школьной среде на среднем уровне. Тесно связана с адаптацией к школе мотивация к учению. Мотивация к учению 1 классов 2008-2009 учебный год(Приложение 2). 11 детей имеют высокий и средний уровень учебной мотивации. 8 школьников положительно относятся к учебе, их в большей степени привлекает процесс общения со сверстниками. Отрицательное и негативное отношение к учебе у 5 детей, что может объясняться негативностью к школе, психофизиологической незрелостью. В эту группу входят и «домашние» дети. Итак, возникает проблема адаптации детей к начальной школе и их мотивации к учению. Диагностика уровня адаптации первоклассников к школе состоит из двух частей: сначала каждый первоклассник отвечает на вопросы анкеты, потом рисует картинку на тему "Я в школе". Вопросы анкеты касаются разных сторон школьной жизни: отношение к урокам и домашним заданиям; отношение к учителю; отношения со сверстниками. Проанализировав ответы детей и особенности их рисунков, можно выделить три группы первоклассников. Первая группа — те ребята, для которых период адаптации к школе прошёл успешно. Вторая группа — это школьники, у которых адаптация вызывает определённые трудности. Третья группа — это первоклассники, адаптирующиеся к новым условиям с огромным напряжением сил. Они, как правило, с самого начала школьной жизни получают немало критических замечаний в свой адрес, а им, наоборот, в этот сложный период особенно нужны внимание и грамотная психологическая поддержка взрослых. Работа социального педагога с первоклассником в данном образовательном учреждении осуществляется поэтапно. Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |