Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по улучшению деятельности социального педагога в адаптации младших школьников в образовательном учреждении



2016-01-05 1534 Обсуждений (0)
Рекомендации по улучшению деятельности социального педагога в адаптации младших школьников в образовательном учреждении 0.00 из 5.00 0 оценок




Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка, которая требует значительной психологической перестройки всей его внутренней жизни. Проблема адаптации детей к школьной жизни, пик которой приходится на первое полугодие обучения, представляется одной из наиболее значимых в этот период жизни ребенка [7]. Основными факторами перестройки при этом выступают требование определенной дисциплины, новая среда общения, новый тип отношений “ребенок–учитель”, повышение уровня самостоятельности и ответственности. Нередко ребенку необходимо преодолевать застенчивость, или наоборот, внутреннюю агрессивность или конфликтность (особенно у единственных детей в семье). Ребенок зачастую впервые сталкивается с проблемой формирования самовосприятия и самооценки [13].

Социальному педагогу совместно с классным руководителем необходимо внедрять игровые формы работы по адаптации первоклассников.

Для улучшения их совместной деятельности в адаптации первоклассников к обучению в школе рекомендуется использовать программу адаптационных занятий.

Данная программа включает в себя 30 занятий (Приложение 5). Все занятия направлены на адаптацию первоклассников и сплочение класса.

Цель предлагаемых занятий: созданиеусловий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

1) развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;

2) развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

3) формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;

4) оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.

Предлагаемый цикл занятий предлагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие эмоционально-волевой сферы, совершенствование внимания, памяти воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.

Цикл занятий включает в себя 3 части: вводную, основную и закрепляющую.

Занятия во вводной части посвящены знакомству и объединению класса, созданию коллектива, который подчиняется правилам группы и выполняет все ее требования. В начале второй части определяются трудности адаптации, проблемы общения и поведения у каждого ребенка. Важным моментом в работе является диагностическая часть, где определяется уровень познавательных процессов учащихся. С помощью рисуночного теста “В школе” определяется первичная мотивация обучения. Особенности личностных качеств определяются с помощью теста “Я и мое окружение”. В ходе основной части также проводятся и развивающие игры.

На закрепляющей части проводятся два последних занятия с целью закрепления и обобщения новых форм общения. Закрепляются переживания и чувства по отношению к сверстникам как к одноклассникам и друзьям, к самому себе – как школьнику, к взрослому – как педагогу. Также закрепляется уверенность в себе, развивается навык самостоятельного контроля своего поведения и тем самым решается важнейшая задача успешной адаптации к учебе в школе и к школьной жизни.

Реализация программы:в течение пяти месяцев; частота и длительность встреч - 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 30 - 40 минут в зависимости от психологического состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.

Каждое занятие состоит из 5 этапов:

1. Вводная часть.

2. Основное содержание занятий.

3. Упражнение на расслабление.

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

Основные методы:

- игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

- релаксация позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Основные принципы работы социального педагога:

1.Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается пренебрежение их настроением и самочувствием.

2.Каждый принимается таким, какой он есть, признается его ценность и значимость.

3.Недопустимы упреки и порицания за неуспех.

4.Ценится постепенность коррекционного процесса, не допускается попыток его ускорить, так как у каждого ребенка свой срок [31].

Желательно все игры и упражнения проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными [28].

Важным фактором работы является родительское собрание, где родители знакомятся с результатами коррекционной и диагностической работы. Им даются индивидуальные рекомендации по дальнейшей адаптации ребенка к школе. Игровой характер проведенного цикла подчеркивается итоговой выдачей призов, которых в той или иной мере удостаиваются все участники [31].

Подводя итоги можно сделать вывод, что социальному педагогу в деятельности по адаптации первоклассников нужно использовать адаптационные занятия. Для более успешной адаптации первоклассников необходимо взаимодействие социального педагога и классного руководителя. При их совместной работе первоклассники смогут безболезненно пройти этап адаптации.


Заключение

 

 

Младший школьный возраст – это очень сложный период в жизни каждого ребёнка. Меняется его социальный статус, появляются новые обязанности, новая ответственность. Происходит резкая перестройка его деятельности, требующая больших физических и умственных нагрузок. Ему приходится приспосабливаться к новым условиям классного коллектива и от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.

Адаптация – это процесс приспособления человека к изменяющимся условиям среды и результат этого процесса. Младший школьник проходит физиологическую, психологическую и социальную (личностную) адаптацию к условиям школы. Установлено, что далеко не для всех младших школьников процесс адаптации проходит легко. Ребёнок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

Первые дни в школе трудны для всех без исключения детей, так как с этого момента меняется весь уклад их жизни. Практически все дети в первые дни испытывают тревогу, растерянность, стыд, раскаяние. Многие дети худеют, более тревожно спят, жалуются на головные боли, усталость, возрастает уровень тревожности, нежелание идти в школу.

Главнаязадача при работе с младшими школьниками – создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребёнка, вызывая нежелание учиться, обеспечить благоприятный ход адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.

Деятельность социального педагога по адаптации младших школьников должна быть направлена на то, чтобы компенсировать недостающие навыки для обучения в школе, навыки общения и сотрудничества. Прежде всего, необходимо выявить степень готовности ребёнка к школьному обучению с помощью метода диагностики. Основным уровнем для социальной работы с младшими школьниками является адаптация с группой. Работа должна вестись как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Особое внимание социальный работник должен отвести как работе с семьёй младшего школьника, так особенностям межличностных отношений среди одноклассников. Очень продуктивны в работе с младшими школьниками игровые технологии, обеспечивающие социализацию личности младшего школьника и его адаптацию к условиям школы.

Подводя итоги можно сделать вывод, что социальному педагогу в деятельности по адаптации первоклассников нужно использовать:

1) адаптационные занятия;

2) необходимо взаимодействие социального педагога и классного руководителя. При их совместной работе первоклассники смогут безболезненно пройти этап адаптации;

3) внедрение игровых форм работы.


Список использованной литературы

 

1.Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам [Текст] / под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 1982. – 243 с.

2.Александровский, Ю. А.Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю. А. Александровский. – М. : Медицина, 1976. – 137 с.

3. Амонашвили, Ш. А. Как живёте, дети [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1986. – 87 с.

4. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети [Текст] / Ш. А. Амоношвили. - М. : Просвещение, 1983. – 234 с.

5. Амосов, Н. М. Здоровье и счастье ребёнка [Текст] / Н. М. Амосов. – М. : Знание, 1980. – 163 с.

6.Анцбор, М. М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. М. Анцбор, Н. Ф. Голованова. – М. : Просвещение, 1990. – 144 с.

7. Безруких, М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика [Текст] : пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефремова. – М. : Академия, 1996. – 240 с.

8. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : кн. для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования. /А. С.Белкин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 162 с.

9. Вискунова, В. Н. Мои помощники – родители [Текст] / В. Н. Вискунова // Начальная школа. - 2005. - № 8. – C. 87-94.

10. Выготский, А. С. Педагогическая психология [Текст] / А. С. Выготский – М. : Педагогика, 1991. – с. 532.

11. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] /Н. И. Гуткина. – М. : Просвещение, 1993. – 167 с.

12. Диагностика и коррекция психического развития школьников [Текст] : учеб. пособие / Я. Л. Коменский [и др.] ; под ред. Я. Л. Коменского, Е. А. Панько. – М. : Инфра-М, 1997. – 164 с.

13. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] : науч.-метод. пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. Редакционно-издательский центр консорциума. Социальное здоровье России. – М. : ВЛАДОС, 1992. – 42 с.

14. Зак, А. З.Таня, Люда, Серёжа, Антон – младшие школьники [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. З. Зак, Л. Р. Мадорский. – М. : Знание, 1989. – 127 с.

15.Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст] / авт.-сост. В. В. Петрусинский. – М. : Новая школа, 1994. – 154 с.

16. Ипполитов, Ф. В. Как помочь детям учиться [Текст] / Ф.В. Ипполитов, М.: Знание, 1973. – 227 с.

17. Ипполитова, М. В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Ипполитова. – М. : Просвещение, 1993. - 314 с.

18. Кабалевский, Л. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] /Л. Б.Кабалевский. – М. : Просвещение, 1981. – 341 с.

19. Коротаева, Г. С. Всё начинается с адаптации [Текст] / Г. С. Коротаева. – СПб. : Речь, 1989. – 194 с.

20. Корчак, Я. Как любить ребёнка [Текст] /Я. Корчак. - Екатеринбург: У-фактория, 2003. – 563 с.

21. Луньков, А. И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома [Текст] / А. И. Луньков. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 274 с.

22. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] : Учебник для студентов пед. ВУЗов / А. В. Мудрик. – М. : Академия. 1999. – 200 с.

23. Мухина В. С.Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 300 с.

24. Низова, А. М. Острые углы в воспитании [Текст] /А. М. Низова. – М. : Знание, 1975. – 329 с.

25. Перекатьева, О. В. Современная работа с родителями в начальной школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Перекатьева, С. Н. Подгорская. – М. : Март, 2005. – 152 с.

26. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиции соц. психологии [Текст] / А. В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. - № 4, С. 15–30.

27.Петрунек, В. П. Младший школьник [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. – М. : Знание, 1981. – 216 с.

28. Платонова, А. А. Школьник [Текст] / А. А. Платонова // Начальная школа – 2005.- №11. – С. 32-45.

29. Особенностипсихического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]/ под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1988. – 189 с.

30.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1995. – 480 с.

31. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати [Текст] : авт.-сост. А. А. Головей. – Екатеринбург: У-фактория, 2006. – 233 с.

32.Развитие младших школьников в процессе обучения и воспитания [Текст] / под ред. С. Востриковой. – Екатеринбург: СГПИ, 1980. – 252 с.

33. Селевко, Г. Великая иллюзия [Текст] : игра как метод обучения / Г. Селевко // Учит. газ. – 2005. – 4 окт. – С. 24.

34. Словарь по социальной педагогике: [Текст] : учеб. пособие для студентов // авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 430 с.

35. Словарь социального педагога и социального работника [Текст] : под ред. И. И. Калачёвой. – Минск, 2003. – 256 с.

36. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп; под ред. П. Д. Павленка. – М. : Дашков и К˚, 2006. – 596 с.

37.Холостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] : ред.-сост.Е. И. Холостова. – М. : Юрист, 2000. – 424 с.

38. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Московский государственный университет сервиса // под ред. Е. И. Холостовой, А. Е. Сорвиной. – М. : Инфра-М, 2001. – 256 с.

39. Чудинова, Е. В. Младшие школьники в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Чудинова. – Рига, 1999. – 453 с.

40.Цукерман, Г. А. Школьные трудности благополучных детей [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. : Март, 1989. – 251 с.

41. Цыба Н. В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология [Текст] / Н. В. Цыба, Г. И. Старцева // Завуч начальной школы. – 2001. - №4. – С. 37-45.

42. Шарапановская, Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция [Текст] / Е. В. Шарапановская. – М. : Сфера, 2005. – 352 с.


Приложение 1

 



2016-01-05 1534 Обсуждений (0)
Рекомендации по улучшению деятельности социального педагога в адаптации младших школьников в образовательном учреждении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по улучшению деятельности социального педагога в адаптации младших школьников в образовательном учреждении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)