Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таможенное дело при Ленине



2016-01-05 1035 Обсуждений (0)
Таможенное дело при Ленине 0.00 из 5.00 0 оценок




Владимир Ильич Ленин - создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. У руководства государства Ленин стоял до мая 1922 года. Тогда он тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. В январе 1924 года он скончался.

Первая мировая война ввела страну в экономический кризис. О провозе товаров через границы не могло быть и речи, так как на 75% европейские, западные, северные и южные границы были охвачены военными событиями. Деятельность таможенных органов была парализована. Департамент таможенных сборов находился в довольно плачевном состоянии: большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы; таможенная система России практически была разрушена. Революционные события 1917 года вызвали расслоение в среде таможенных чиновников. Этому способствовало бедственное положение служащих, эвакуированных из западных таможен и оставленных без помощи Временным правительством. Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.

Советская внешняя торговля проводилась на основе государственной монополии, введённой декретом СНК от 22 апреля 1918 «О национализации внешней торговли». В ст.1 указывалось, что «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются». Согласно декрету, непосредственное государственное руководство внешней торговлей поручалось Народному комиссариату торговли и промышленности, переименованному в 1920 в Народный комиссариат внешней торговли. Внешнеторговые сделки могли совершаться впредь только органами, специально уполномоченными государством.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела. Реализация монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля лишь вспомогательным инструментом регулирования. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения.

Но и отказ от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензий требовал, тем не менее, введения вспомогательных регуляторов, в частности – таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых, лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговый оборот – из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторыми восточными странами. Во-вторых, при калькуляции цен на товары приходилось учитывать наличие таможенных пошлин.

В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В июле 1919 г. Главное управление таможенного контроля было переименовано в отдел в составе Материально-технического управления Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли. В декабре 1921 г. создается Главное таможенное управление, в функции которого входила организация и управление таможенными учреждениями, разработка таможенной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой.

В годы Гражданской войны на деятельность таможенной системы оказала сильное влияние политика «военного коммунизма». Л.Б. Красин писал: «… таможенная охрана в общей системе внешней торговли занимала лишь подчиненное место. Было у нас даже время, в период военного коммунизма, когда мы более или менее совершенно отказались от таможенной охраны и подошли даже вплотную к упразднению таможенного ведомства. Был даже проект о превращении Московской таможни в народные бани»1. В целях политческого надзора за работой таможенных учреждений, политической работы и воспитания таможенников в органы таможенных учреждений назначались военные комиссары.

Экономическая и политическая ситуация потребовала от большевиков изменения прежней политики. В связи с этим по настоянию Ленина в 1921 году на 10 съезде РКП(б) был отменён «военный коммунизм», продовольственная развёрстка заменена продовольственным налогом. Была введена так называемая новая экономическая политика, разрешившая частную свободную торговлю и давшая возможность широким слоям населения самостоятельно искать те средства существования, которые государство не могло им дать.

Переход к нэпу практически возродил потерянные функции таможенных органов и вызвал значительное развитие структуры всей таможенной системы. Формировалась сложная многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени. 23 февраля 1922 г. учреждается Таможенно-тарифный комитет (ТТК) при Совнаркоме РСФСР, получивший следующие полномочия:

· проработка вопросов введения новых и изменения старых списков запрещенных товаров;

· решение вопросов, вносимых таможенным управлением, относительно применения тарифа к тем или иным товарам;

· рассмотрение жалоб на решения таможенного управления по вопросам применения тарифа;

· подготовка заключений по всем проектам торговых договоров, конвенций и законов, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования.

Отмечается возвращение к тарифным методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф по европейской привозной торговле СНК РСФСР впервые после революции утвердил 14 февраля 1922 г.

Ленинские декреты

С принятием декрета о мире, Советское правительство сразу провозгласило курс на сосуществование рабоче-крестьянского государства с капиталистическими странами. Но на случай возможной интервенции иностранных государств Военно-революционный комитет на третий день революции принял временные меры по закрытию границ республики. Затем последовали неотложные мероприятия по защите советской власти от проникновения в страну «всякого рода имущества, могущего повредить интересам молодого государства и по охране национального достояния от разбазаривания устремившимися за границу эксплуататорами».

10 ноября 1917 г. В.И. Ленин подписал постановление «О свободном вывозе из Финляндии бумаги, бумажной массы и прочих бумажных фабрикатов в пределы Российской Республики».

29 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов первостепенное значение стали иметь контрольные функции за провозом товаров. Разрешения на ввоз и вывоз товаров стали выдаваться исключительно отделом внешней торговли и промышленности, вывоз и ввоз товаров без таковых разрушений признавался контрабандой. Данный декрет ставил перед таможенными органами задачу борьбы с контрабандой, которая впервые признавалась опасным преступлением.

29 мая 1918 года Ленин подписал декрет «О разграничении прав центральной и местных властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». В преамбуле декрета говорилось, что в интересах точного разграничения прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин, а также регулирования деятельности местных таможенных учреждений СНК РСФСР постановил, что обложения таможенной пошлиной с другими сборами товаров, провозимых через границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти. Таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и управляются непосредственно Комиссариатом финансов по департаменту таможенных сборов. Никакие гражданские и военные власти, а равно профессиональные организации не имеют права вмешиваться в черте действия таможен в распоряжения, вытекающие их хода таможенного дела. Напротив, все власти оказывают полную поддержку законным требованиям таможенных учреждений. В декрете 29 мая 1918 года регламентировались взаимоотношения таможенных учреждений и местных органов. Областные и местные Советы депутатов имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в технически распорядительную и административную часть таможенных работ. Данный декрет обязывал таможенные органы руководствоваться в работе всеми действующими положениями о национализации внешней торговли, допускал применение процедурных норм, впредь до царского таможенного устава, касающихся традиционных операций досмотра, начисления пошлин, выпуска грузов. По своему существу декрет был актом создания советских таможенных учреждений. Фактически декрет от 29 мая 1918 года стал правовой основой формирования советских таможенных учреждений.

В связи с активизацией торговых связей РСФСР остро встает вопрос о регламентации процесса таможенного оформления пропуска внешнеторговых грузов через границу. И 12 ноября 1920 года Ленин подписал декрет СНК «О порядке приема хранения, отпуска импортных, экспортных товаров», который вскоре стал основой для Таможенного Устава 1924 года.

8 декабря 1921 г. СНК РСФСР утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЦК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. С 23 января 1922 г. охрана границ и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ).

В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможеных учреждениях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались два таможенных участка – Петрозаводский и Крымский. В жизнь проводилась задача укомплектования аппарата таможен рабочими от станка, повышения квалификации сотрудников местных таможенных учреждений путем систематических инструкторских объездов проверок на местах опытными сотрудниками таможенных органов.

 

 

Заключение

Таможенные уставы 20-ого века отражали изменения, происходящие не только в стране, но и по отношению к мировому сообществу. Такое событие как Вторая Мировая Война нашло свое место на страницах кодекса с 30-ых по 60-ые годы. В годы 20-ого кардинальные изменения не вносили, в основном вносили изменения в уже существующие законы о таможенном деле. Так же стали уделять отдельное внимание развитию сельского хозяйства и промышленности в таможенном деле.

Происходило постоянное развитие таможенного кодекса. Он изменялся и заключал в себя как можно больше положений о внешней торговли. В этот период было много реформ в пользу таможенного дела. Были построены хорошие торговые отношения со многими странами в Европе. Экспорт товаров на мировой арене возрастал. Импорт зарубежных товаров так же вырос за этот период. Так же возросло количество таможенных постов и таможенных учреждений в стране.

 



2016-01-05 1035 Обсуждений (0)
Таможенное дело при Ленине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таможенное дело при Ленине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)