Способы разрешения внутриличностных конфликтов подросткового возраста
Внутренний конфликт всегда, так или иначе, связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках. Окружающие замечают эмоциональное неблагополучие, которое обычно сопутствует внутреннему конфликту, пока он не разрешился. Но обычно подростки с большим трудом и не полностью могут объяснить, что с ними происходит, в чем состоит их внутренний конфликт, какие тенденции и отношения столкнулись между собой. Сегодня в психологии есть не так уж много методов для выявления внутриличностных конфликтов личности. Наиболее часто в психологической практике используется индивидуальная беседа, Личностный опросник Г. Айзенка. Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: "экстраверсия-интроверсия" и "нейротизм-стабильность". Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности, в данном случае подростка. Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена. Шкала реактивной и личности тревожности. Разработана американским Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю.Ханин. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления подростком опасения, страха и объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Доказана положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности подростка. Методика "Q-сортировка". Предложена Х. Заленом и Д. Штоком и Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. На такие случаи большинству подростков нужен внимательный и добрый учитель, друг, а возможно - психотерапевт и психолог. Главной стратегией в разрешении внутренних конфликтов является ориентация на интеграцию противоположных тенденций в развитии личности подростка (А. И. Красило). [10] Разрешение внутриличностных конфликтов подростков требует: 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрешение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков; 7) необходимо создавать широкую сеть психологической службы с целью решения внутренних проблем подростков. 8) так же имеет необходимость создавать широкую сеть психологической службы для взрослых (родителей, учителей) с целью решения их внутренних проблем и повышения компетентности в общении с подростками. [10] Одним из распространенных способов разрешения внутриличностных конфликтов подростков является психологический тренинг. А.Г. Лидерс в своей книге «Психологический тренинг с подростками» предлагает использовать тренинги личностного роста. Он считает, что они помогают подросткам найти позитивный выход из внутриличностного конфликта. Полное упражнение тренинга личностного роста состоит из следующих структурных моментов: · создание мотивации на упражнение; · выбор испытуемого (добровольца); · выполнение упражнения; · получение обратной связи от зрителей (что они видели, что произошло, кому они сопереживали в ходе выполнения упражнения); · рефлексия самого испытуемого (что происходило со мной, что я переживал). К таким упражнениям относятся: Сюжетно-ролевые игры Это одна из важнейших составляющих тренинга с подростками. Здесь подростки моделируют свое будущее, примеривают свои новые личностные "одеяния", проживают в психологически защищенной, комфортной обстановке то, что чуть позже им придется прожить в продуваемом всеми ветрами социуме, учатся вербализовывать свои переживания, принимать переживания других. Здесь наиболее полно реализуются основные принципы тренинга личностного роста для подростков: событийность, театральность, демократичность, экологичность. "Знакомство на лавочке" Парень или девушка должны подсесть к якобы незнакомцу на лавочке и познакомиться с ним. "Согнать со стула" В парке стоит лавочка для одного человека. На ней кто - то сидит. Проходящий мимо прохожий должен убедить сидящего уступить ему место. "Трамвай в часы пик" Трамвайная давка в час пик. Одному человеку - юноше или девушке - надо пробраться к двери, но пройти сквозь стоящих "спина к спине" пассажиров нелегко? Как действовать?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |