Теоретические основы физического воспитания студентов в ВУЗа
Введение Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Актуальность исследования: В настоящее время вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи, так как они, несмотря на свой еще далеко юный возраст попадают под пагубное влияние социума, друзей, коллег и тем самым, разрушают себя. Проблема сегодняшнего общества и молодежи является курение, пьянство, наркомания, ожирение. Их мягко и деликатно называют вредными привычками. Они ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, так как человек сам отравляет, разрушает и убивает себя, зачастую даже не подозревая об этом. Поэтому проблемой данного социологического исследования будет являться изучение распространения алкоголя, наркотиков и табако-курения в жизни современной молодёжи. Цель : разработка программы по совершенствованию оздоровления студентов на примере УрГи . Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты физического воспитания студентов высших учебных заведений; 2. Разработка характеристики объекта исследования; 3. Исследование студентов УрГи; 4. Исследование организации физического воспитания студентов УрГи; 5. Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания; 6. Определить социально-экономического эффекта от предложенной программы. Предмет исследования: организация физического воспитания студентов УрГи Гипотеза: Мы предполагаем, что предложенные рекомендации будут способствовать совершенствованию физического воспитания в УрГи, что позволит улучшить здоровье будущего специалиста. Новизна исследования: в организации впервые будет проведено данное исследование проблем по организации физического здоровья и разработаны программы по его совершенствованию. Степень и уровень разработанности проблемы: Изучение теоретических аспектов данной темы: Источниковая база исследования:формировалась на основе законодательной и нормативной базы РФ, материалов периодической печати, справочной литературы, материалов монографических исследований, сборников научных трудов, локальных актов организации и интернет-ресурсов, иностранные источники. Методологическая и теоретическая основа исследования:основой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов в области образования. Методы исследования: -Изучение нормативно-правовых и локальных актов; -Наблюдение; -Сравнение; -Опрос; -Анкетирование; -Интервьюирование. Теоретическая значимость работы заключается в том, что данный теоретический материал может быть использован для организации исследования обьекта и разработке рекромендаций по совершенствованию имеющейся проблемы Практическая значимость курсовой работы заключается в том , что разработанная нами программа может быть предложена для апровации висследуемой организации.
Теоретические основы физического воспитания студентов в ВУЗа Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции: · преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности; · интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности; · проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; · проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями; · ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование; · коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании; · социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины "Физическая культура", зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования "Стандарта", но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий. Чтобы достичь цели физического воспитания - сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи: · понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; · знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; · формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; · овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре; · обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии; · приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Обязательный минимум дисциплины "Физическая культура" включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала: · физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; · социально-биологические основы физической культуры; · основы здорового образа и стиля жизни; · оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); · профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике. Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей. Примерная тематика занятий может включать: · методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания; · методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; · основы методики самомассажа; · методику корригирующей гимнастики для глаз; · овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения; · методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций. Важное условие закрепления и совершенствования этих методов - многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе. Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности. Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки. Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально- прикладной физической подготовке (не ниже оценки "удовлетворительно"), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.1,Приложение 1; табл.1.2, Приложение 2). Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине "Физическая культура", должен: · понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; · знать основы физической культуры и здорового образа жизни; · иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни. Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы. Освоить содержание дисциплины "Физическая культура" необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности. Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола. Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы. В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований. Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года. При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: · теоретических, практических, контрольных; · элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий; · индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; · самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя; Внеучебные занятия организуются в форме: · выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; · занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; · самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; · массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |