Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ главы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация»



2016-01-05 767 Обсуждений (0)
Анализ главы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация» 0.00 из 5.00 0 оценок




Сложная цивилизация предполагает, что индивид должен приспосабливаться к переменам, причины и пpиpода которых ему неизвестны.

Фридрих Август фон Хайек

 

Основные взгляды Ф. Хайека на сущность рынка были изложены им во многих работах: «Цена и производство» (1931), «Чистая теория капитала» (1941), «Дорога к рабству» (1944), «Использование знаний в обществе» (1945). Однако последняя работа экономиста - «Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма» (1988) является заключительной, в ней нашли отражение многие идеи ученого - о социализме, торговли и деньгах, роли религии в экономике. Именно в этой работе Ф. Хайек представляет идеи о непосредственной связи развития торговли и цивилизации, обозначая место рынка в цивилизационном процессе.

Основные идеи ученого в этом плане были изложены в третьей главе книги, которая называется «Эволюция рынка: торговля и цивилизация». Хайек рассматривает рынок не как изобретение человека, и не как механизм реализации справедливости и оптимального распределения ресурсов, а как спонтанный экономический порядок. Он четко разграничивает такие понятия как «рынок» и «хозяйство». Хозяйство, по его мнению, предполагает такое социальное устройство, при котором Некто размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. Это предполагает осуществление всей экономической деятельности по единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы для достижения определенных целей.

Рынок же, по мнению Хайека, функционирует принципиально иначе. Он не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению потребностей, а потом менее важных, т.к. никто не знает потребностей и возможностей всех, но вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях и возможностях и одновременно получает информацию о готовности других способствовать реализации этих целей. По Хайеку, рынок просто соединяет конкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь.

По Хайеку, у спонтанного экономического порядка есть существенные преимущества. Прежде всего, в нем используются знания всех членов общества. А распространение этих знаний, большая часть которых воплощена в ценах, является основной и важнейшей функцией рынка. По мнению Хайека, механизм цен является уникальным способом коммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилия. Цены играют роль сигналов, побуждающих индивида предпринимать усилия. Через цены осуществляется взаимоприспособление планов и потому механизм цен - одна из важнейших сторон рыночного порядка. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, предприниматель получает возможность согласовать свои действия с действиями других.

Рынок так же гарантирует то, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими издержками, чем другие.

Хайек в своей работе подpобно останавливается на развитии торговли и связанной с ней специализацией, т.е. специализация и обмен могли получить развитие уже в древних общинах, управление которыми зависело исключительно от воли их членов. В первобытные времена торговля была эпизодична и направлена в основном, на предметы первой необходимости, а также на оружие, украшения и орудия труда. При этом торговля (обмен) предметами первой необходимости постепенно превратило торговлю в институт, благодаря которому многие общины выживали. Именно здесь в частности и стал проявляться стихийный экономический порядок.

Ученый заостряет внимание на том факте, что торговля древнее землевладения (в традиционной экономике отделение земледелия от скотоводства рассматривается как причина, а не как следствие для формирующейся торговли). Ученый считает это очень значимым фактором. Он подчеркивает, что если бы древние поселенцы не могли ввозить товары, то не смогли бы прокормить себя.

В период античности, распространение торговли дошло до такой степени, что она стала во многом формировать условия жизни в античных обществах.

В то же время, подчеркивает ученый «установление рыночного процесса едва ли могло быть легким, оно должно было сопровождаться существенными нарушениями жизненного уклада древних племен». В древних обществах постепенно формировались новые обычаи, которые способствовали, а не ограничивали торговлю. К ним относятся гостеприимство, обеспечение защиты и безопасного прохода для торговцев. Согласно мнению ученого эти обычаи выступали как значимое условие, для формирования более или менее значимых территориально, рынков. Как следствие появилось возможность для появления оседлого земледелия, а значит и специализации ряда регионов. Это создавало предпосылки для увеличения плотности населения, то есть именно торговля, в конечном счете «сделало возможным высокую плотность заселения земли».[17]

Первоначально более или менее регулярные торговые отношения формировались путем обмена дарами, которые развивались между отдельными семействами и поселениями в рамках развития обычаев гостеприимства. Переход от этих обычая к посредникам, доставляющим товары, был очень долог, также долгим был процесс перехода к практике обмена различными предметами в сопоставимых пропорциях. Лишь постепенно стали складываться единые цены на те или иные предметы.

Согласно работе ученого, именно в это время в древнем мире, в период античности, начинает зарождаться одна из функций рынка, с сущностью которой мы ознакомились в предыдущем изложении. Мы говорим о функции информационной, так как торговля в первую очередь основывалась на специфических индивидуальных знаниях (о маршруте, устоявшейся цене и т.д.), без которых торговля была бы невозможна.

Как следствие своих теоретических выкладок об истории развития торговли, Ф. Хайек делает вывод о том, что «торговля древнее государства».[18] Ученый говорит о том, что высокоорганизованное государство было отнюдь не кульминацией в развитии древней цивилизации. Напротив именно торговля и сформированный ею рынок послужили причиной появления организованного государства и централизованного правительства. Однако отрицать и своеобразную роль государства в развитии торговли также нельзя - правительства, в ряде случаев, осознавали необходимость обеспечения своего народа ввозимыми ресурсами и предоставляли занимавшимся торговлей большую независимость, а так же обеспечивали их безопасность, получая взамен определенные выгоды. В то же время другие государства стремились не поощрять торговлю, а силовым путем обеспечить поставки ресурсов (захватывая другие государства и территории).

В целом, ученый, проанализировав роль государства и централизованного правительства для процесса формирования и развития рынка, делает вывод, о том, что правительства в ряде случаев наносили сильнейший урон тому прогрессу, к которому вела спонтанная торговля. При этом приводится мнение, о том, что Европа «обязана своим необыкновенным продвижением вперед воцарившейся в ней в средние века политической анархии».[19] Этим положением, ученый снова приводит нас еще к одному доказательству той теории «стихийного экономического порядка», о которой шла речь выше.

В дальнейшем изложении ученый подчеркивает, что, то видение торговли и рынка которое присуще современной ему экономической теории было сформировано некоторой «слепотой» древних ученых и философов и приводит в качестве примера такой слепоты работы Аристотеля, которого иногда называют первым в истории экономистом. Аристотель, был выбран в качестве примера еще и потому, что его доктрины были основополагающими для философской и религиозной мысли последующих поколений, а потом трансформировались во многие взгляды, перешедшие в экономику, политологию и социологию.

Ф. Хайек рассматривал рынок как спонтанный экономический порядок, который при этом не является следствием каких-либо изобретений человека (как это видится в классической экономической теории), и не как механизм справедливости (как в идеях социализма). По Хайеку, рынок просто соединяет конкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из всех целей будут достигнуты в первую очередь.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе была рассмотрена критика социалистических идей с точки зрения Хайека, выдающегося австро-американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике.

 

Подводя краткие итоги, можно сделать следующие выводы:

 

ü для Хайека характерен своего рода социологический подход к общественным, в том числе экономическим, явлениям. В круг проблемы рассмотренных им в данной книге были включены экономические, социальные, политические и этические аспекты жизни общества;

ü концепции Хайека имеют микроэкономическую направленность;

ü одиним из главных методологических принципов является учение о спонтанном характере рыночного порядка;

ü Хайек является противником государственного вмешательства в экономическую и другие сферы жизни общества;

ü Именно тоговля сделала возможным высокую плотность заселения на Земле;

 

Приведенные Хайеком доказательства ярко описывают достоинства свободного рынка перед плановой экономикой. В целом ученый проанализировав роль государства и центрального правительства для процесса формирования и развития рынка, пришел к выводу, что чаще всего именно правительства наносили сильнейший урон тому прогрессу, который создала спонтанная торговля.

 

 

Следуя эволюционному подходу Ф. Хайека необходимо отметить, что рынок является основным этапом на развитии цивилизации, которое способствует улучшения жизни граждан, но государство должно представлять обществу только те социальные услуги, которые не в состоянии предложить рынок (пенсионное обеспечение, развитие систем здравоохранения и просвящения, а так же страхование и безработицы). Используя выводы Хайека и ошибки нашего государства в прошлом необходимо учитывать все это для построения эффективно действующего государства.

Список литеpатуpы:

1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы: (История и современность): Курс лекций. - М.: БЕК, 1996. - 338с.

2. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: 2005

3. Козырев В.П. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2007., 235 с.

4. Самуэльсон П.Э. Экономикс. - М.: Вильямс, 2007. - 380 с.

5. Селищев А.С. Микроэкономика: Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество: - М.: 2002

6. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. - 304с.

7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 288с.

8. Фридрих фон Хайек. Увидеть Свободу и умереть еженедельник «Дело» 11/8/2003 http://www.idelo.ru/289/23.html

9. Большая Советкая Энциклопедия: http://bse.sci-lib.com

 

 


[1] Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 1998.С. 87

 

[2] Большая Советкая Энциклопедия: http://bse.sci-lib.com/article118140.html

[3] Фридрих фон Хайек. Увидеть Свободу и умереть еженедельник «Дело» 11/8/2003 http://www.idelo.ru/289/23.html

[4] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-58

[5] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-59

[6] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-72

[7] Самуэльсон П.Э. Экономикс. - М.: Вильямс, 2007. С.115

[8] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-110

[9] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-61

[10] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-77

[11] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С.-79

[12] Радаев В.В. Что такое рынок. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. С.- 7.

[13] Самуэльсон П.Э. Экономикс. - М.: Вильямс, 2007. С-127

[14] Самуэльсон П.Э. Экономикс. - М.: Вильямс, 2007. С-135

[15] Самуэльсон П.Э. Экономикс. - М.: Вильямс, 2007. С-127

[16] Козырев В.П. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2007. С. 156

[17] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С 122

[18]Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С 125

[19] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. С 124



2016-01-05 767 Обсуждений (0)
Анализ главы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ главы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (767)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)