Выводы по второй главе. В результате исследования было установлено, что:
В результате исследования было установлено, что: 1) Выраженность компонента вовлеченность у студентов с хорошей и отличной успеваемостью выше, чем у неуспевающих студентов. 2) Успевающие студенты, убежденны в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. Они сами выбирает собственную деятельность, свой путь. 3) Студенты с низкой успеваемостью, рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Действительно, успеваемость взаимосвязана с уровнем выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «вовлеченность» и «контроль». Заключение Целью нашей работы было определение взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости первокурсников и особенностями их успеваемости по результатам первого семестра обучения. При изучении литературы мы выяснили, что жизнестойкость особенно актуальна в юношеском возрасте, на который и приходиться студенчество. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа часто иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. От того как вчерашние школьники справляются с жизненными проблемами зависит успеваемость уже сегодняшних студентов. Овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека происходит через способность преодолевать трудности в образовательном процессе. Это центрального периода становления характера и интеллекта Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и ситуацией. В ходе изучения литературы мы так же выяснили, что жизнестойкость состоит из трех компонентов: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Эти компоненты можно развивать в юношеском возрасте. Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды. Механизмы психологической защиты, к которым каждый прибегает бессознательно на начальных этапах затруднений, копинг-стратегии как привычные способы сознательного функционирования при разрешении проблем и жизнестойкость как позитивное отношение человека к изменениям — все это внутренние ресурсы, позволяющие справиться с тревогой в ситуации неопределенности. Жизнестойкость, в отличие от психологической защиты и копинг-стратегий, более эффективный ресурс стрессоустойчивости. Жизнестойкость предполагает действия, направленные на совладание со стрессовой ситуацией, и одновременно изменение характера отношений — увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности. Эти два аспекта формируют систему, которая оберегает от непомерной тревоги и утраты здоровья. Жизнестойкость — необходимый ресурс, на который каждый из нас может опереться при выборе будущего в меняющемся мире. В ходе эмпирического исследования связи между выраженностью компонентов жизнестойкости и успеваемостью студентов выявлено, что такие компоненты жизнестойкости, как «вовлеченность» и «контроль», напрямую влияют на качество успеваемости. Из этого следует, что успевающие студенты более вовлечены в образовательный процесс, заинтересованы в окружающей обстановке. Они мотивированы выполнять работу как можно лучше, прикладывают максимум усилий. Ответственность за свои действия они принимают в полной мере. Самостоятельно принимают необходимые решения. Выбор собственной деятельности происходит осознанно и продуманно. Им не присуще ощущение собственной беспомощности. Можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась частично: успевающие студенты, по компонентам «вовлеченность» и «контроль» имеют более высокие показатели, чем неуспевающие студенты. Но по компоненту «принятие риска» показатели студентов с низкой успеваемостью более высокие, чем показатели студентов с хорошей и отличной успеваемостью.
Литература 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М., 1980. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ, 2009. С. 50. 2. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 2010. № 10. 3. Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 2011. 4. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 2014. 5. Ващенко Г Г Общие методы обучения: Учебное пособие-Дрогобыч: Круг, 2010 6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2013. 7. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. - М.: МГУ, 2011. 8. Зайченко И В Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - Чергнигив, 2013. 9. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные труды. М., 2010 10. Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012. 11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2011. 12. Крушельницкая О В Методология и организация научных исследований: Учебное пособие - М.: Кондор, 2009 13. Кузьминский А И Педагогика высшей школы: Учеб пособие - М.: Знание, 2005 14. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. С. 15. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2010 – 63с. 16. Овчаренко Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 2013. 17. Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 2009. № 2, 7. 18. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Уч. пособ. М.: Интерпакс, 2014. 19. Педагогика высшей школы: Учеб пособие / 3 Н Курлянд, Р / Хмелюк, А В Семенова и др.; под ред 3 Н Курлянд-2-е изд, перераб и доп - М.: Знание, 2005 Педагогика высшей школы: Учебное пособие - В имени К Д Ушинского, 200 Д. Ушинського, 2009. 20. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П.чар. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 2013. 21. Скилбек М. Потребности студентов в эру массового высшего образования // Высшее образование в Европе. Т. 19. 2013. № 3. 22. Слепкань 31 Научные основы педагогического процесса в высшей школе: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2005 Фицула М М Педагогика высшей школы: Учеб пособие - М.: \"Академвидав\", 2014 23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 2010. 24. Талызина Н.Ф., Карлов Ю.В. Педагогическая психология // Психодиагностика интеллекта. - М.: МГУ, 2009. 25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2012. 26. Ягупов В В Педагогика: Учебное пособие - К Лыбидь, 2010 27. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М., 2012 Сводная таблица результатов по методике «Жизнестойкость» С.Мадди, перевод и адаптация Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказов.
Уровень выраженности компонента «вовлеченность»
Уровень выраженности компонента «контроль»
Уровень выраженности компонента «Принятие риска»
Приложение 1 Баллы студентов по итогам трех модулей
Уровни успеваемости 1500-1365баллов-отлично 1350-1140баллов-хорошо 1125-915баллов-удовлетворительно 900-540баллов-неудовлетворительно
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |