Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие правовой культуры России в период абсолютной монархии



2016-01-05 628 Обсуждений (0)
Развитие правовой культуры России в период абсолютной монархии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде всего, это эпоха реформ Петра I. Создание «регулярного государства». Внедрение официального петербургского западничества на основе абсолютной монаршей власти. Стремление к обновлению и прогрессу, презрение к прошлому. Ломка, как правило, варварскими методами, традиционного уклада Московской Руси. Данные преобразования Петра I оказали значительное влияние на формирование в данный период правовой культуры государства. В ранний период царствования Екатерины II петровские реформы были подкреплены абстрактными идеями «просвещенного абсолютизма», которые в конституционном плане так и остались на бумаге, но развитию просвещения, а также правовой культуры, несомненно, способствовали.

С именем Петра I связывают начало юридического образования в России. Но действительно научный характер правовой подготовки специалистов в области юриспруденции стал осуществляться в Московском университете, который был открыт в 1755 году. В 1767 году Екатерина II активизирует деятельность по составлению нового Уложения, определив в "Наказе": "Исходя из необходимости подготовки умов к осуществлению законов, следует во всех школах учить детей грамоте не только по церковным книгам, но и книгам, которые содержат в себе изложение законов". В 1783 году вышла в свет специальная книга "О должностях человека и гражданина", предназначенная служить учебным пособием по вопросам изучения общественного строя, государства и основных норм общежития в народных городских училищах. Так была заложена традиция изучения правоведения, которое предполагало пересказ действовавшего российского законодательства.

В 1786 году в России был принят первый Устав школы, и школьная жизнь официально подвергается системной правовой регламентации. Согласно этому документу в гимназиях изучалось законоведение, предполагавшее основательное знакомство обучаемых с существующими правовыми установками. От них требовали неукоснительного соблюдения предписаний государственной власти.

Воспитательный процесс осуществлялся под строгим надзором со стороны властей, при этом не допускались никакие оппозиционные взгляды и мысли.[7]

В николаевскую эпоху была выдвинута теория официальной народности: самодержавие, православие и народность, которая стала следствием выступления декабристов.

Правовые реформы 60-х годов 19 века встрепенули общественное сознание и повлекли не только развитие правовой мысли, но и широкое обсуждение правовых проблем в обыденной жизни; гласность судопроизводства привела к полным залам на судебных заседаниях, широкому обсуждению громких процессов и известности ключевых фигур юридической элиты, в сущности, привела к окончательному формированию юридического сословия в России.

В XIX веке образование становится еще более прагматичным, что весьма актуально соотносилось с бурным развитием промышленности, техники и науки. Потребность в изучении права еще больше возрастает. По Уставу учебных заведений (1804 г.) предполагалось изучение в выпускных классах общественного строя, государства, основ права в содержании учебных предметов "Право естественное" и "Право народное". Однако стремление не допустить распространения идей философов-просветителей привело к исключению из учебных планов гимназий и училищ этих предметов (Устав 1828 г.). Такой шаг вызвал осуждение со стороны правоведов.

В период правления Николая I актуальными становятся концепции "практической подготовки воспитанников, намеревающихся выйти из гимназии на службу". С этой целью в некоторых учебных заведениях Западной России и Кавказа было введено преподавание законоведения, включающее в себя элементарное знакомство с отечественным законодательством. Чуть позже последовало новое изменение Устава (1849 г.), согласно которому обучение законоведению начиналось с пятого класса. Министерство народного просвещения запретило преподавателям глубоко и подробно рассматривать правовые проблемы в процессе обучения или учить рассуждать, дабы "в сознание учащихся не проникли вредные теории". После отмены крепостного права потребности в изучении правовых вопросов заметно возросли, но новый Устав гимназий (1864 г.) исключил законоведение из учебного плана образовательного учреждения. Подготовленные указания к Уставу позволяли лишь "проводить беседы в послеурочное время по правовым темам, которые должны были контролироваться либо директором гимназий, либо назначенным им преподавателем".

Александр II возрождает прогрессивные идеи правового обучения, сформулированные в предшествующие годы, предоставив возможность университетам получить относительную автономию. Стали активно создаваться новые кафедры на юридических факультетах: истории русского права, истории важнейших иностранных законодательств, истории славянских законодательств. На протяжении многих лет российское юридическое образование было запрещено для женщин. В 60-е годы XIX века в Санкт-Петербургском университете на правах вольнослушательниц можно было встретить женщин, которые изъявили желание познавать юриспруденцию. Однако только к 1911 году представительницам слабого пола с высшим образованием было разрешено держать экзамен на диплом правительственных высших учебных заведений. Многочисленные споры велись и по вопросам организации правового воспитания. Например, известный педагог К. Д. Ушинский считал, что студентам следовало бы сначала преподавать частные юридические дисциплины, а затем уже науки, в которых содержались бы общие сведения о праве.

Октябрьский манифест 1905 г. и Основные законы 1906 г., изданные в период правления Николая II, не вызвали столь широкого резонанса, как преобразования 60-х годов.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что как в 18, так и в 19 веке государство способствовало развитию и формированию правовой культуры России. Государство начинает бороться с правовой неграмотностью населения. Человек не был изолирован от права и законодательства свой страны. Правовое воспитание школьников и студентов посредством введения в учебные заведения правоведческих наук позволяет говорить о резком скачке в развитие государства на тот момент. Однако в 19 веке правовое просвещение населения всё же было ограниченным в целях предупреждения народных восстаний и революций.

 



2016-01-05 628 Обсуждений (0)
Развитие правовой культуры России в период абсолютной монархии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие правовой культуры России в период абсолютной монархии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)