Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальные проблемы формирование правовой культуры России



2016-01-05 4652 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы формирование правовой культуры России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Всё чаще и чаще, анализируя, пытаясь понять и осознать всю огромную сферу общественных отношений, регулируемую правом, мы приходим к выводу, что совсем не достаточно создать идеальную, с точки зрения логики, содержания, формы, правовую норму. Важно сделать её работоспособной, создать настоящий, действенный регулятор общественных отношений, который способен решить поставленные задачи правового регулирования и привести к намеченной цели.[10]

Над решением этой проблемы работает не только правовая мысль в лице её выдающихся представителей, но и философия, социология, экономика, политология, поэтому без комплексного применения знаний решить эту проблему будет невозможно.

По существу норма права и её адекватная реализация являются главным и решающим эталоном правовой культуры.

Суровые уроки действительности приводят к мысли, что ликвидация пропасти между действительностью и правом на бумаге – задача, решение которой требует смелого и нестандартного решения, зерно которого в национальных особенностях, закономерностях развития правовой мысли России, специфике общественных отношений, кардинальном отличии правового сознания российского гражданина. Актуальность формирования проблем современной правовой культуры в период коренной перестройки экономической основы общества не вызывает сомнений, тем более в моменты, когда законодатели и правоприменители, теория и практика приходят к одной мысли, что практическая реализация норм современного российского законодательства затруднена и виной тому – особенности национального менталитета и правовой культуры (особенности, а не отсутствие или кризис!), нехватка квалифицированных юридических кадров при наличии огромной армии юристов, правовая неграмотность населения (или тотальное нежелание знать право!), разница между правоприменением и писанным правом.

Сегодня мы исходим из тезиса не об отсутствии кризиса в российской правовой культуре, а о неоднозначном её формировании и формировании в новых условиях, непривычных как для общества в целом, так и для отдельного индивида.

Сегодня основная проблема не в отсутствии правовой культуры, а в её конфликте, конфликте как внешнем – с системой ценностей нового экономического порядка, с новыми идеями и веяниями, так и внутреннем, зиждущимся на противоречиях исторического развития правовой действительности России, неминуемом столкновении менталитетов различных национальных групп, конфликте психологическом, решающем вопрос о месте человека и его идеалов в механизме правового воздействия, об осознании человеком ценности и эффективности права. Конфликте, возникающем из поиска общественного идеала, идеальной модели общественного устройства, которую право в современных условиях дать не может.

Правовая культура по сути своей представляет иерархию правовых ценностей, построенную в виде пирамиды. Каждая ценность является по отношению к другой более высокой, соответственно каждая ценность может быть рассмотрена как цели или как средство. Идеальная картина для нас – это вершина пирамиды ценностей каждого человека – правовое государство, то есть ценность – цель, всё остальной – средства. Но это в идеале; основной проблемой формирования правовой культуры в данном случае будет отсутствие желаемой системы ценностей, потому что её никто не создавал, а идеальные конструкции правового государства и гражданского общества оказались для России трудно воспринимаемыми. Право, таким образом, не опиралось на общественное сознание и мнение – оно, наоборот, рушило существовавшие ценности и создавало новые…

Что нужно сделать, чтобы индивид воспринял и понял их, ведь никогда человек не поймёт правовую норму, в основе которой лежит ценность, отсутствующая в ценностной иерархии человека?

Для этого нужно, чтобы эти нормы стали значимыми для каждого, затрагивающими интересы каждого человека и направленными на прекрасное его существование.

Не требует доказательств тот факт, что в современной России наблюдается кризис правовой культуры. Он проявляется и в часто встречающихся пробелах в праве, и в наличии коллизий между правовыми нормами различных источников, и в несовершенстве механизма реализации права, в низком уровне правосознания граждан. В большей степени он определён переходным этапом экономической, политической, социальной и иных сферах нашего общества. Наша сегодняшняя задача – не просто констатировать существование кризиса, но формулировать пути его преодоления. Однако при определении практических мер, безусловно, требуется учитывать особенности «носителей» правовой культуры – общества, государства, личности, которые следует искать в культуре в целом, в т.ч. и в менталитете.

Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой в обеспечении реализации принципов верховенства права.

Особую актуальность приобретает проблема формирования правовой культуры студентов юридических вузов, представляющих собой многочисленную социально-активную часть молодежи, которой предстоит профессионально обеспечивать решение важных государственных задач, исходя из новых принципов и в новых социально-экономических условиях.


4 Пути повышения правовой культуры России

 

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.

В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства.

В России давно назрела необходимость принятия нормативного акта, официально закрепляющего направления государственной политики по формированию высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты — семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» — обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования показывают, что примерно треть россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности.[11]

К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся, как правило, бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции.

Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственным уровнем культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.

Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели правовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируются не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов. Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка, фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют «ментами».

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.

В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:

1) продолжить проведение экономических реформ. В нашей стране в первую очередь необходимо повысить благосостояние граждан-собственников, необходимо «накормить», «одеть» людей, предоставить им жильё, а потом уже требовать от них «отдачи» в форме социально-активного правомерного поведения, высокой степени правового развития.

2) повысить авторитет власти, государства. Приходится констатировать: доверие россиян к государству почти потеряно. Для решения данной проблемы следует предпринять следующие меры:

2.1. Вести решительную борьбу с коррупцией путём ужесточения санкций.

2.2. Ввести всеобщую и обязательную сдачу экзаменов на профессиональное соответствие кандидатов на занятие государственных должностей.

2.3. Расширить сферу гласности в деятельности государственных структур.

2.4. Повысить правовую культуру чиновников путём непрерывного правового воспитания.

3) совершенствовать механизм правового регулирования, правовую защиту граждан:

3.1. Повысить эффективность, усовершенствовать процесс правотворчества, систематизировать нормативные акты, свести к минимуму коллизии норм, а также пробелы в праве.

3.2. Усовершенствовать процесс правоприменения путём своевременного выявления ошибок в правоприменительной деятельности государственных органов, ликвидации их последствий и путём профилактики правоприменительных ошибок (стимулирование, меры поощрения надлежащего применения права, планирование деятельности).[12]

4) Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;

5) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;

6) создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;[13]

7) разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права. Самый эффективный и доступный способ повысить уровень правовой культуры граждан в целом – начать правовое воспитание детей, молодёжи:

¾ проводить в школах уроки правоведения в игровой форме.

¾ организовывать конкурсы среди писателей, кинематографов, музыкантов, художников по поводу

¾ проводить конференции, конкурсы, диспуты, деловые и ролевые игры среди школьников и студентов по проблемам становления правового государства в России.

¾ повышать уровень подготовки будущих юристов, т.к. именно им предстоит бороться за соответствие реалий общества.

8) разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;

9) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;

10) определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;

11) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения, т.е. обеспечить граждан социально-значимой информацией, государству необходимо создать условия для распространения данной информации;

12) создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.

13) довести до народа через СМИ убеждённость в том, что его активное, законопослушное поведение – выгодно и ему самому, и государству;

14) уверить граждан в том, что право – это нравственно, что закон отражает нормы морали. Одновременно всемерно стремиться, где это возможно, чтобы право выражало основные моральные нормы общества.

15) создать новую идеологию, реально действующий принцип деятельности государственных органов: «Государство - защитник прав своих граждан».

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

 


Заключение

 

Ознакомившись с понятием, сущностью и особенностями правовой культуры, не трудно убедиться в том насколько большое значение имеет правовая культура для правовой системы любого государства. С первого взгляда может показаться то, что такое понятие как правовая культура не может иметь какой-либо особой важности, ведь помимо неё есть целый комплекс правовых явлений, без которых невозможно говорить о наличии самой правовой системы. Но это мнение является ошибочным, поскольку правовая культура также выполняет определенную роль в правовой системе, важность которой ни в коем случаем нельзя умалять. Безусловно, в современной России национальная правовая культура имеет немало важное значение, особенно в период становления правового государства.

Очевидно то, что существуют общие представления о понятии, значении, сущности, особенностях правовой культуры, но при этом нельзя отрицать наличие характерных, типичных для определённой правовой системы особенностей правовой культуры. Национальная правовая культура России, несомненно, обладает определёнными особенностями, отличающими её от правовой культуры любой другой страны. Выявить эти характерные особенности можно, проследив историю развития национальной правовой культуры. Ведь изучив историю становления и развития правовой культуры, можно объяснить те или иные проблемы, существующие сегодня в правовой культуре.

Рассмотрев три периода развития правовой культуры России, можно выявить закономерность того, что развитие правовой культуры нельзя назвать постепенным, последовательным. Путём сравнения трёх периодов становления правовой культуры, можно говорить о том, что национальная правовая культура пережила три, абсолютно непохожих, этапа развития. С каждым новым этапом развития предшествующий этап заканчивается, и правовая культура словно заново начинает развиваться под влиянием новых политических и правовых условий. Период современной России – это новый этап формирования национальной правовой культуры. Пережив период Советского Союза, его распад, Россия пытается создать новую, пригодную для современного общества правовую культуру.

Рассмотрев актуальные проблемы формирования правовой культуры России, можно определить эффективные способы повышения национальной правовой культуры. При этом следует выявить в первую очередь приоритетные меры повышения правовой культуры, которые в большей степени должны исходить от самого государства. Государство должно быть заинтересованным в высоком уровне правовой культуры, ведь от правовой культуры зависит качество правотворчества, уровень законности и правосознания, совершенство законодательства и юридической практики, поэтому оно также должно принимать активное участие в поиске эффективных решений существующих проблем в формировании правовой культуры, государство должно выступать своего рода инициатором путей преодоления кризиса национальной правовой культуры.

Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

 




2016-01-05 4652 Обсуждений (0)
Актуальные проблемы формирование правовой культуры России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальные проблемы формирование правовой культуры России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4652)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)