Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вьетское государство в раннее средневековье, вьетское общество в V-IX вв



2016-01-05 1002 Обсуждений (0)
Вьетское государство в раннее средневековье, вьетское общество в V-IX вв 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Древний Вьетнам - интереснейшая смесь этносов. Гений каждого из них внес свой вклад в строительство страны, протянувшейся от Китая до дельты Меконга. С Х по XV век вьеты и тямы боролись друг с другом и смешивались между собой, отражая идейное и культурное противостояние китайского мира с индийским. В этом конфликте родилось сложное символическое искусство, выражавшее дух утонченной и жестокой цивилизации, где берет свои истоки современный Вьетнам. Часто для удобства современное название Вьетнам используют для обозначения земель, где разворачивались события древней истории вьетов и тямов. Но само слово «Вьетнам» в литературе появляется только в 1804 г. и для древней истории является анахронизмом, поэтому более корректно будетв данной книге употреблять только названия стран и этнических групп, существовавших в оговоренный период истории.1

Вьетская этническая группа происходит, вероятно, из Южного Китая. Народ вьетов (или киней) представляет собой ее ветвь, поселившуюся в дельте реки Хонгха среди других народов, уже обитавших в юго-восточной части Азии. Этот этнос мы будем называть только вьетами, а не кинями: последний термин несет слишком сильные лингвополитические коннотации (буквально слово «КИНЬ» означает «Столичные», то есть обладающие политической властью).

В течение первых десяти веков христианской эры вьетский язык обособился от своей исконной австроазиатской языковой семьи.

Вьетский был результатом взаимодействия между ученым, письменным, литературным и деловым языком (китайским) и местным народным. Основа

этого взаимодействия - язык ханьвьет (китайсковьетский), на котором поначалу и говорили высшие слои общества. История Древнего Вьетнама - прежде всего история двух больших народов, боровшихся друг с другом на всем пространстве от Хонгхи до Меконга. С любой точки зрения Древний Вьетнам представляет собой удивительно разнообразную картину. Тысячу лет территория, соответствующая центру и северу нынешнего Вьетнама, была поделена между двумя силами: на юге жили тямы – австронезийский народ, пришедший с моря, испытавший влияние индийской цивилизации; на севере вьеты – австроазиатский народ, на который влияла китайская культура. Эта двойственность исчез.ла лишь в наше время: вьеты постепенно одолевали соперников, а вследствие исторических осложнений этническое разделение дополнилось политическим. История же Древнего Вьетнама в X-XV вв. охватывает период от зарождения государства вьетов, наконец добившихся независимости от Китая, до политической гибели страны тямов,

которым после разрушения их столицы в 1471 г. осталась совсем маленькая территория и пришлось смириться с присутствием вьетов по всей стране.

 

 

Актуальность:

Действительно тематика Вьетов и Вьетнама в целом очень хорошо освещена в российской научной литературе, к которой мы имеем непосредственный доступ, что даёт возможность писать работы по этой тематике. В связи с последними событиями между странами запада и Российской Федерацией, союзниками которой мы являемся, нам вместе с Россией приходится оборачивать свой взгляд на восток, ярким представителем которого является Вьетнам и его история.

 

Историография:

«История стран Азии и Африки в средние века». Ч.1. М.: Издательство Московского университета. Основная работа по дано тематике.

Учебник включает историю стран Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки в эпоху сложившихся феодальных отношений и историю всех стран Азии и Африки в позднее средневековье. Рассматриваются развитие форм феодального земледелия и эксплуатации, особенности классовой борьбы, рабовладение, социальаная роль религий, эволюция системы политического господства класса феодалов, основные категории культуры в среднии века и вклад народов Востока в мировую культуру, колониальное проникновение европейских держав и его последствия.

 

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования данной курсовой является Вьетское государство в раннее средневековье.

 

Предметом исследования будет история становления и развития Вьетского государства, противостояния династий и конечный итог развития и становления государства.

 

Задачи:

-задача при написании данной курсовой стояла в развитии знаний о Вьетском государстве, да и в принципе о народах востока. Ведь в действительности мы мало знаем о народностях которые образовывали государства на востоке, мы лишь видим верхушку, уже созданный государства на карте мира.

 

-изучить вопрос этнического состава Вьетского государства.

 

Цель:

-Разобраться в межплеменных взаимодействиях во времена Вьетского государства.

 

 

Вьетское государство в раннее средневековье, вьетское общество в V-IX вв.

 

В раннее средневековье вьетское государство занимало территорию современного Северного и частично Центрального Вьетнама, гранича на севере с Китаем, на северо-западе - с тайским государством, на западе - с различными горными племенами, на юго-западе и на юге - с кхмерской империей Камбуджадеша и государством Тямпа в современном Центральном Вьетнаме.

Основным аграрным районом была дельта Красной Реки. Вьеты были древним земледельческим народом; они выращивали рис, бобовые культуры, овощи, разводили буйволов и быков, занимались шелководством и выделывали шелковые ткани. Широкое развитие получили рыболовство и добыча жемчуга как для внутреннего потребления, так и для вывоза. Различные благовония, лекарственные травы и перья редких птиц пользовались широким спросом в Китае. В горах Северного Вьетнама добывались медь, железо, олово, цинк, свинец, золото. Значительные доходы приносила торговля слоновой костью, рогом носорога. Искусные ремесленники обрабатывали железо и занимались художественным литьем из бронзы. Высокоразвитыми были гончарное производство, ткачество, изготовление известных на всем Дальнем Востоке вьетских плетеных изделий. Изделия ремесла продавались не только внутри страны, велась внешняя торговля с Индией, Китаем и даже Средиземноморьем; многие города были крупными культурными центрами.1

В VIII-IX вв. шло дальнейшее развитие экономики страны. В долинах рек и у морского побережья выросли новые города. Высокого уровня достигло ремесленное производство, особенно металлообработка и керамическое производство. Производились необходимые металлические предметы. Вьетские архитекторы строили крупные многоэтажные здания и крепости, города имели регулярную планировку, были застроены в центре кирпичными и кирпично (каменно) - деревянными зданиями.2

Древнее вьетское общество состояло из членов малых сельских общин крестьян-рисоводов, крупных землевладельцев и служилого слоя. В период "северной зависимости" - время правления китайских империй в стране вьетов (I в. до н.э. - конец IX в. н. э) - эта структура развивалась по своим законам, так как культурное влияние было слабым в силу отдаленности собственно китайских провинций и малочисленности китайцев в стране.

В VI-IX вв. н.э. мы видим в стране вьетов отношения раннефеодального типа, выросшие, насколько можно судить по источникам, из отношений раннеклассового типа.

На протяжении указанных столетий контроль китайских губернаторов постепенно ослабевал, усиливалась вьетская земельная аристократия, постепенно приобретая на местах и административную власть. В периоды восстановления независимости ей принадлежала и политическая власть в стране. После 905 г. эта социальная группа пришла к власти.

К тому времени ей принадлежала значительная часть земель, после 905 г, ей же досталась большая часть земель высших китайских чиновников. Владения вьетской аристократии состояли из общин (са) „ населенных свободными крестьянами, платившими оброк. Число лично-зависимых (гостей) доходило до нескольких тысяч. Количество присваиваемого риса было таково, что требовало наличия у некоторых землевладельцев более сотни рисовых амбаров. Основой социальной организации крупных землевладельцев были роды (хо), высшие из них считались аристократией; из поколения в поколение они собирали налоги с определенной группы общин. В большинстве случаев выдвижение вьета - землевладельца шло "естественным порядком" (о некоторых из крупных землевладельцев известно, что они вышли из богатых крестьян).

В число аристократии могли входить и жрецы древней вьетской религии - культа предков. Этнически в подавляющем большинстве это были потомки лаквьетов (предков вьетнамцев) и родственных им намвьетов, пришедших сюда из более северных вьетских государств, заселявшихся китайцам. Небольшая часть из них была потомками чиновников китайской администрации. Многие имели собственные дружины, систематически осуществляя внеэкономическое принуждение в своих областях.

Ослабление империи Тан и уход в 880 г. китайских войск из страны вьетов стали важным фактором укрепления независимого вьетского государства.

В 905 г. к власти пришла группа лидеров, провозгласившая монархом (вуа) богатого сановника Кхук Тхуа За. Средневековая вьетнамская историография не признавала его династию как официальную в связи с тем, что Кхук Тхуа За был задним числом утвержден китайским императором в должности губернатора. При Кхук Тхуа За и его преемниках в 908-917 гг. была проведена реформа системы налогообложения и повинностей, видимо ликвидировавшая остатки китайской организации налогообложения в деревне; произведена смена бюрократического аппарата. Самой крупной единицей в стране были провинции, затем уезды, в свою очередь делившиеся на общины.

Вплоть до 939 г. продолжались столкновения вьетских войск с силами ряда небольших южнокитайских государств, возникших на развалинах империи Тан. В этом году на р.Батьданг была одержана решающая победа над флотом одного из таких государств, где правила династия Южных Хань. Победитель Нго Кюйен основал новую вьетскую династию и перенес столицу из Латханя в древний город Колоа, который был столицей государства еще в III в. до н.э. Созданный им административный аппарат состоял из вьетских чиновников, при дворе большое внимание уделялось восстановлению древних вьетских традиций.

В государстве доминировали крупные вьетские землевладельцы, представлявшие верхушку господствующего класса. Под их административным и экономическим контролем находились и общины свободных крестьян (зан), и поселения зависимого населения.

К середине Х в. главы 12 крупнейших аристократических родов превратились в политически независимых правителей отдельных частей страны (сы-куанов) или их вассалов разного уровня. Имущество этих последних могли составлять уже не общины, а подаренные им сюзереном рисовые поля.

Под властью отдельного сы-куана могло находиться до нескольких десятков общин (несколько современных уездов), могло быть и меньше. Власть эта была наследственной, все они имели большое число зависимых. Во главе своих дружин они вели войны между собой, с монархом, со свободными общинниками отдельных деревень; против внешних врагов они обычно выступали вместе с династией, но в своих владениях обладали всей полнотой власти.

В первой половине Х в. сы-куаны боролись против централизации, и им удалось не дать центральной власти укрепиться. 965 годом датируется падение династии Нго, за которой последовала "эпоха 12-ти сы-куанов", разделивших страну на независимые владения. Феодальная раздробленность страны стала следствием могущества земельной аристократии, усилившейся вопреки стремлению вуа осуществлять на практике принцип государственной собственности на землю.3

Но внутренние войны разоряли крестьянское хозяйство и вызывали волнения в деревне. Кроме того, сохранялась опасность военного вторжения с севера. В этих условиях видный военачальник Динь Бо Линь начал борьбу за объединение страны. Многочисленные победы Динь Бо Линя сделали его фактическим властителем страны, и в 968 г. он был провозглашен императором - хоанг де. Страна была названа Дайковьет.

Новый правитель провел ряд важных реформ, направленных на централизацию государства. При Динь Бо Лине было введено новое деление территории страны, имевшее целью уничтожить крупные владения богатых родов: территория новых административных единиц не совпадала с территорией феодальных вотчин. Эта реформа была одним из проявлений той борьбы, которую с самого начала вела династия Динь за единство государства. Она опиралась в этой борьбе на свои собственные владения, построив там укрепленные пункты. "Ее" город Хоалы, ставший столицей Дайковьета, был защищен стенами и рвом, сюда из Колоа был переведен двор. Управленческий и военный аппарат был значительно реформирован, на все важнейшие должности попали сторонники Диней.

Чтобы развязать себе руки внутри страны, император должен был как-то обеспечить спокойствие на границах с империей Сун. С этой целью он в 971 г. направил посольство к сунскому двору, а в 972 г. согласился на номинальное признание старшинства Сунов и периодическое поднесение им соответствующих даров, что отсрочило на 10 лет внешние осложнения.

Это позволило усилить борьбу с непокорными феодалами. Вместо феодальных дружин вуа организовал регулярную армию, разделенную на 10 корпусов (зао). Опираясь на военное превосходство, Динь Бо Линь сурово расправлялся со своими противниками: побежденных врагов вуа варили в котлах с кипящим маслом, бросали на растерзание зверям в императорском парке и т.п.

В своей политике вуа опирался на укреплявшееся чиновничество, т.е. ту часть господствующего класса, которая была заинтересована в получении доходов от государственной службы и поддерживала поэтому политику централизации. В компенсацию за службу "государевы слуги", чиновники дворца, получали деревни или группы деревень в качестве "округа жалованья" (ан-лок-ап). От вуа зависели также средние землевладельцы, получавшие доход всего с нескольких общин; в случаях, когда вуа санкционировал их права на это, владение также называлось ан-лок-ап.

Создание при Динь вьетского гражданского чиновничества и регулярной армии означало укрепление государства. Однако в ходе борьбы соперничавших групп Динь Бо Линь стал жертвой дворцового переворота.

После гибели Динь Бо Линя в стране вновь начались усобицы, чем попытались воспользоваться Суны. Необходимость организации обороны требовала твердой власти, и часть знати выступила за провозглашение главнокомандующего Ле Хоана императором. В 981 г. новый вуа, Ле Хоан (официальное имя - Ле Дай Хань), выступил против армии Сунов, двумя группами вторгшейся в Дайковьет, и разбил ее. Основанная им династия Ранних Ле правила в стране до 1009 г.

С 1054 г., уже при следующей династии, Поздних Ли (1010-1225), вьетское государство стало называться Дайвьет, "Великий Вьет"; оно превратилось в централизованное государство. Степень централизации в ХI-ХIII вв. была даже выше, чем, например, в XVI-XVIII вв. Верховным собственником-распорядителем земли было государство, которое олицетворял вуа. Последний помимо прав на доходы со всех земель обладал относительно небольшими собственными владениями, доходы с которых шли непосредственно, минуя фискальный

 

Равновесие XI века.

 

В 1010 г. первый император Ли Тхай То перенес столицу из Хоалы в Тханглонг («[Город] Взлетающего дракона»), потому что, по легенде, увидел

дракона, взлетевшего в облака и пролетевшего над местом будущей столицы. Город Тханглонг, который ныне называется Ханой, оставался столицей Дайвьета и затем Вьетнама до XIX в., когда власть перешла к Нгуенам из Хюэ. Тханглонг расположен к востоку от древней цитадели Дайла; в нем не было ничего, кроме царских дворцов.

Дворец семьи Ли располагался как раз на месте нынешней цитадели Ханоя. Только в 1014 г. был заложен собственно город, окруженный земляным валом. К 1О11 г. новая династия прочно утвердилась. Страна была поделена на 24 провинции, управление которыми император поручил своим родственникам. Вообще же новая династия оставалась воинской по своему укладу; ее опорой была императорская семья, а богатство обеспечивалось введением налогов. Династия Ли объявила буддизм государственной религией, строила монастыри и роскошные дворцы, завела почтовые станции на мандаринских дорогах и построила первую дамбудля регулирования разливов Красной реки.

При династии Ли процветали школы махаянского буддизма. Основные тексты буддийского канона были получены из Китая: ведь хотя политические отношения с северным соседом оставались напряженными, Вьетское государство оставалось под культурным китайским влиянием: буддийские религиозные книги и прочие тексты вьеты предпочитали читать по-китайски, а не на санскрите. С другой стороны, конфуцианские книжники по причине слишком тесных культурных контактов с Китаем дискредитировали себя в глазах вьетов, а буддистов, которые помогли новой династии прийти к власти, Ли поддерживали.

Большая часть дошедшей до нас художественной литературы той эпохи состоит из ученых стихотворений религиозного содержания, сочиненных буддийскими монахами. Когда кто-нибудь из монахов становился знаменитым, он поселялся в пагоде или сам возводил маленькую уединенную пагоду, чтобы там передавать свои наставления ученикам. Эта деятельность буддистов воплотилась во множестве памятников, усеявших всю страну. Династия Ли предприняла в стране административную реформу, главным образом ради изыскания денег, так как непрестанные войны на границах, подавление мятежей, политика постоянного строительства дворцов и пагод требовали больших финансовых вложений, хорошей организации сбора налогов и перестройки администрации, наряду с которой происходило развитие образования. При

Ли Тхан Тонге - четвертом императоре династии-состоялись первые конкурсные экзамены чиновников; до тех пор их выбирали из кандидатов, называвшихся бонзами. Между тем пограничные стычки с Тямпой не прекращались. Около 1025 г. начался процесс вьетской колонизации южных земель. Этот «Марш на юг» («Нам тьен») стал магистральной линией истории Дайвьета с самого его основания.«Нам тьен» - демографически обусловленное распространение вьетских племён, населявших дельту Хонгхи, дальше к югу - главным образом вдоль прибрежных долин. Вьеты не рискнули углубляться в горные области, которые считались у них нездоровыми и населенными «дикарям» («МОЙ») – этой презрительной кличкой они называли всех вообще горных жителей. Их территориальная экспансия происходила за счет местного населения – покоренных княжеств и царств, которые сразу же становились национальными меньшинствами на про: странстве нового народа.

Завоевание территорий позволяло вьетам увеличить площадь культивируемых земель; оно сопровождалось политикой мирной колонизации, утверждавшей на новозавоеванных территориях вьетские социальные структуры. Захваченные земли быстро заселялись. Это позволяло основывать этнически однородные деревни и не препятствовало культурному обмену. Тямпа долго считалась жертвой натиска вьетов – поэтому возможный вклад цивилизации тямов во вьетскую культуру почти не изучался. 4

 



2016-01-05 1002 Обсуждений (0)
Вьетское государство в раннее средневековье, вьетское общество в V-IX вв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вьетское государство в раннее средневековье, вьетское общество в V-IX вв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)