Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словесность и письменность



2016-01-05 525 Обсуждений (0)
Словесность и письменность 0.00 из 5.00 0 оценок




В Тямпе сохранились только надписи на камне, кирпиче или серебряных и золотых предметах культа. Все они - официальные, политические тексты, метящие территорию, как политическую, так и религиозную, царской печатью.

Но нет сомнения, что существовала и устная тямская словесность - эпосы, исполнявшиеся наизусть. Рельефы изображают музыкантов и танцоров; эти сцены исполнены в индийском духе, и можно предположить, что это представления отрывков из «Рамаяны» и «Махабхараты» в форме, приспособленной для понимания тямского народа. Современные эпопеи о тямских героях (например, «Сказание о Дова Мане» и «Сказание об Инра Патре») показывают, что тямы любят истории в индийском вкусе (длинные эпопеи с явным вмешательством богов и чудесами), но составленные почти исключительно на тямском культурном и культовом материале. Надписи не имеют отношения к этим народным, устным жанрам словесности. У Дайвьета было больше времени для выработки своих собственных литературных форм. В первую очередь вьеты обязаны этим китайскому влиянию. 3

Как и в Тямпе, кроме «политических»форм, вероятно, существовали и народные, проявившиеся только тогда, когда была изобретена система письменности для выражения собственного вьетского духа. Во всяком случае, чтение и письмо оставались привилегией высшего слоя, хотя несомненно, что всегда существовала устная словесность. Притом культура никогда не бьша частным делом: с одной стороны, цари и императоры оставили конкретные следы в истории, собирая архивы и создавая библиотеки, о которых остались только упоминания, поскольку ни одна из них не уцелела; с другой стороны, люди, собиравшиеся в городских

кварталах, присутствовали на представлениях, выводивших на сцену их героев, их коллективную память.

Таким образом, литература была знаком политической власти, фольклор - более близок народу, живее по характеру и долговечнее. Надписи Тямпы писались на двух языках: санскрите и чамском. Санскрит – священный язык индийского происхождения, который использовался для обращения к индуистским богам, в индусских текстах, посвященных Шиве и Вишну, и в текстах, связанных с буддизмом «Великой ко- лесницы» (махаяна). Именно благодаря заимствованию индийского обычая делать надписи в святилищах Тямпа познакомилась с письменностью, в частности, с «паллавским» алфавитом (по имени индийской династии IV-IX в. Паллава, при которой он был изобретен). Этот алфавит слогового типа, в котором прописные буквы не отличаются от строчных, сначала использовался, чтобы писать на санскрите - «иностранном» для Тямпы языке заимствованных религий, сила которых должна была быть всем продемонстрирована.

Все надписи V-IX вв. написаны на санскрите. Их цель – донести до как можно большего числа людей политикорелигиозное содержание; они должны быть видимы всеми, свидетельствовать о владельцах территорий ко всеобщему сведению. Между тем большинство тех, кто мог видеть эти стелы, не могло на них ничего разобрать. Они служат знаками власти, которую, как подразумевается, каждый признает, даже не читая и не понимая ни слова. В то же врем.я не следует преувеличивать степень «Индианизации» Тямпы, потому что санскрит, употреблявшийся в надписях, часто был очень дурен, полон варваризмов и солецизмов29, выдает слабое знание языка и, видимо, достаточно поверхностное знание индийской культуры. Очевидно, что эти недостатки связаны не с некомпетентностью тямов, а с желанием приспособить шиваитскую и буддийскую религии к местным верованиям и

обрядам. 14

В древности никакой религиозный культ не исключал других, все они, видимо, перемешивались вполне естественным образом. В то же времмогли существовать разные масштабы: индийские боги вписывались в более «Космический» контекст, тямские- в более «Локальный». Интересно отметить, что использование письма в то же время распространилось и в большинстве других стран Юго-Восточной Азии. До VIII в. в Фунани (древнекхмерском государстве), в монских землях, на Яве, Борнео, Суматре и Малайском полуострове применялся тот же тип письменности, происходящий от алфавита паллава.

Начиная с IX в . алфавиты по регионам стали понемногу дифференцироваться, так что вскоре в одной стране не могли читать письменность другой. Когда чамский язык стал употребляться в надписях, он по-прежнему был второстепенным, служил для того, чтобы описать практические или юридические подробности дарений (например, размеры участка), на санскрите же можно было и молиться. Причина такого двуязычИJI, по-видимому, в том, что разные тексты предназначались разным читающим: санскритские - индийским богам, которые «умели читать» на этом языке, чамские же надписи - людям, чтобы они не оскверняли даров богам. Употребление обоих языков на редкость закономерно. Так, с VI по IX в. все надписи писались на санскрите. С IX по XI в. санскрит остается более

употребительным, потом, с XI по XIII в. Постепенно вытесняется чамским, который начинает явно преобладать. Наконец, в XIII-XV вв. чамский остался

единственным языком, который использовался в письменных текстах. Начиная с XVI в., надписи исчезают и появляются рукописи, написанные на

среднечамском, а затем на новочамском языке; они воспроизводят кодексы, ритуалы и литературные произведения, содержание которых не имеет ничего общего с древними текстами. Усиление чамского языка характеризует изменение образа мыслей и верований с течением времени; оно совпадает с

социально-политическими переменами в стране.

 

 

Заключение

Вьетнам прошел огромный путь с момента зарождения государственности и вплоть до колониального закабаления. И на протяжении многих столетий, начиная со времен образования союза Ванланг и до эпохи Тэйшонов, вьетнамский народ неустанно демонстрировал чудеса стойкости. Хотя на первый взгляд это далеко не так очевидно.

Складывание вьетнамской нации, по сути, началось еще до н.э., с объединения в одно целое двух ветвей народности вьет - лаквьет и аувьет. Неустанные войны с Поднебесной империей лишь укрепили узы, связывавшие народы гор и равнин, а боль за порабощенную Отчизну в периоды зависимости и последующие победы над противником послужили стимулом к росту национального самосознания, в полной мере отразившемся в легендарном «Воззвании по случаю замирения Нго». Некоторый разлад в отношениях народов южной и северной части страны произошел в период феодальных войн в XVII веке, но в условиях французской агрессии вьеты вновь объединили свои силы с тем, чтобы противостоять несравненно более мощному противнику. Однако, как мы помним из истории, пройдет еще достаточно много времени, прежде чем они сумеют это сделать.

Нельзя не отметить еще один важный момент: шагнув в эпоху Новейшего времени, вьетнамцы, как и многие другие азиаты, оказались на пороге другого значимого периода в истории - эпохи «пробуждения Азии». К тому моменту, как в «стране Юга» были потушены последние очаги движения «верности императору», уже отгремели морские сражения, вылившиеся в немыслимую доселе победу Японии над Россией. Большое влияние на дальнейшее развитие ситуации как во Вьетнаме, так и в других азиатских государствах, оказали также события, произошедшие в 1912 г. в Китае - там победила Синьхайская революция. Эти события показали, что народы Азии, как бы ни держали их под спудом, в состоянии вершить свою судьбу собственными руками. А пример России, где в 1917 г. установилась советская власть, еще больше укрепил уверенность порабощенного Вьетнама, что страна сможет сбросить с себя иноземный гнет - нужно только найти новое средство объединения масс для поднятия его на борьбу. Этим спасительным средством стала коммунистическая партия, деятельность которой в итоге и принесла мир, покой и, самое главное, свободу вьетским землям. Однако это уже материал для следующей курсовой работы.

Итак, «страна Юга» после периода своего развития и «мужания», к моменту превращения в колонию в XIX в., добилась двух вещей: неделимости собственной территории (в основном, благодаря эпохе Тэйшон) и подлинного единства нации, которые стали главными ее достижениями на внутригосударственном поприще. Но в том, что касается внешней политики, действия Вьетнама, как мы помним, долгое время были весьма ограничены. Связано это было с тем, что на протяжение первых 15 столетий своей истории вьетнамский народ был вынужден в борьбе с Китаем отстаивать свое право на независимость. Такое положение дел объяснялось, прежде всего, значимостью вьетнамского государства. Вьетнам был, есть и остается важным пунктом ЮВА.

Это страна, земли которой таят в себе несметные богатства: в недрах северной ее части, как мы уже говорили, можно отыскать всю таблицу Менделеева, знак качества вьетнамского Юга - это рис, каучук и, конечно же, золото, вспомнить хотя бы «золотое дно» Вьетнама - Куангнам3 . Кроме того, Вьетнам - это прибрежное государство, имеющее в своем распоряжении большое количество портов, через которые традиционно велась международная торговля. С Вьетнамом традиционно торговали другие страны региона, например, сиамское и яванское государства, а начиная с XVI в. вьетнамские рынки были открыты и для европейцев. Но и это еще не все: Вьетнам исторически являлся своеобразным «стратегическим коридором», на одном конце которого был выход к странам Южных морей, а на другом - прямая дорога в Китай, а оттуда и в Индию, которых с вьетнамским государством связывали, в первую очередь, культурные узы и некоторые аспекты межэтнического сходства. Принимая во внимание все вышеуказанное, неудивительно, что многие страны с интересом поглядывали на Вьетнам. Этими причинами и объяснялись систематические попытки той же Поднебесной завоевать «государство Юга». Все изменилось в XV веке: вьетнамцы добились изгнания китайских агрессоров со своих земель, тем самым обеспечив стране спокойное существование в течение 3 последующих столетий.

Добившись независимости, вьетнамский народ получил не только право на самоуправление, но и возможность собственноручно проводить внешнюю политику. Тогда же проявилась и естественная тенденция вьетского государства к расширению. Вьетнам более никто не сдерживал в его внешнеполитических начинаниях, и вскоре в политике «страны Юга» начало проявляться стремление к освоению и последующему присоединению соседних территорий, а после - и тенденция к движению вглубь полуострова. Так, завоевав территории доживающей свои дни Тьямпы и продвинувшись на юг к дельте р. Меконг, вьетнамское государство обрело свои нынешние очертания.

Но продвинуться вглубь полуострова и окончательно овладеть Лаосом и Камбоджей Вьетнаму помешало сопротивление местного населения, а также внешняя угроза со стороны капиталистической Франции, которая на внешнеполитическом поприще терпела неудачу за неудачей. Именно этим объяснялся тот факт, что французы вцепились во Вьетнам мертвой хваткой - упустить вьетнамские рынки Франция, к тому моменту уже лишившаяся ряда колониальных владений, себе позволить не могла. Вьетнамские власти, сначала потакавшие деятельности миссионеров, а после решившие запретить их деятельность и фактически закрыть страну, спохватились слишком поздно: французский фактор к тому времени проник в страну настолько, что отказаться от идеи завоевания Вьетнама французы уже не могли. То же самое, как мы помним, происходило и с Китаем в его притязаниях на вьетские земли. То же произойдет и с Соединенными Штатами Америки, но только - в свое время…

Когда люди говорят о Вьетнаме, они вспоминают о войне. Эта истина понятна и легко объяснима: то, что удалось сделать вьетнамскому народу в 60-70 гг. XX века, вызывает искреннее восхищение и подлинный интерес к этой замечательной нации. Однако одной лишь войной знания о Вьетнаме ограничиваться все же не должны. История Вьетнама исчисляется тысячелетиями: за это время вьетнамский народ накопил колоссальный опыт и воспитал в себе удивительную терпимость, силу которой не смогли сломить никакие испытания. Слова «Вьетнам» и «война» действительно синонимичны, но не только ввиду военных успехов вьетнамского народа в XX столетии: вся история Вьетнама - это бесконечная борьба за независимость, справедливость и свободу. Состояние борьбы - это, пожалуй, самое что ни на есть естественное состояние, характеризующее внешнюю политику традиционного Вьетнама. Кто бы ни посягал на вьетнамские земли: Китай ли, Сиам ли, Франция ли, как бы ни был силен противник, в ответ на каждую агрессию вьетнамский народ неизменно разворачивал движение Сопротивления. И каждый раз для «страны Юга» все заканчивалось благополучно: вьеты изгоняли «непрошенных гостей» из своей страны. Возможно, дело действительно в избранности вьетнамского народа, на стороне которого всегда была небесная справедливость. Ведь, как сказал однажды великий Хо Ши Мин, «народ, который мужественно сражался в течение многих лет, имеет право быть свободным и должен быть независимым»4 . В XIX веке Вьетнам был покорен и взят в колониальную кабалу. А вьетнамские патриоты, безрезультатно боровшиеся с французскими оккупантами в разных частях страны, на время прекратили свою деятельность. Но сделали они это лишь для того, чтобы накопить силы и вновь погрузить «страну Юга» в ее естественное состояние - состояние «Вьетнама в борьбе», поскольку для любого народа, вне зависимости от его экономических ресурсов и военного потенциала, нет ничего в этом мире дороже свободы и независимости.

 

Список литературы

 

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

2. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

3. 2. Вьетнам в борьбе / сост. Е.П. Глазунов. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1981. - 255 с.

4. Вяткин А.Р. Юго-Восточная Азия / А.Р. Вяткин. - М.: Наука, 1984. - 216 с.

5. История Вьетнама, сер. XIX- нач. XX в. / сост. И.Д. Бакшт, В.И. Мещерякова. - М.: Наука, 1991. - 363 с.

6. История Востока / гл. ред.Р.Б. Рыбаков. - М.: Наука, 1994. - 562 с.

7. История Древнего мира: Древний Восток. Индия, Китай, страны ЮВА / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. - Минск: Харвест, 1999. - 848 с.

8. История Китая с древнейших времен до наших дней / М.В. Крюков, Л.С. Переломов, Л.В. Симоновская. - М.: Наука, 1974. - 534 с.

9. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.1/ред.Ф.М. Ацамба, В.И. Павлов, М.Н. Пак / М.: Изд-во МГУ, 1989. - 384 с.

10. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. - СПб: Питер, 2006. - 448 с.

11. Мурашева Г.Ф. Вьетнам и мир / Г.Ф. Мурашева // Восток: Афр. - азиат. о-ва: история и современность. - 2004. - №5, С.60-75.

12. Олтаржевский В.П. История международных отношений. Часть I. От древности до конца XVII века / В.П. Олтаржевский. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004. - 320 с.

13. Познер П.В. История Вьетнама эпохи древности и раннего Средневековья / П.В. Познер. - М.: Наука, 1994. - 563 с.

14. Холл Д. Дж.Е. История Юго-Восточной Азии / Д. Дж. Е Холл. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 598 с.

 



2016-01-05 525 Обсуждений (0)
Словесность и письменность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словесность и письменность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)