Понятие и функции семьи
Содержание
Введение. 2 1 Теоретические основы социальной работы с приемной семьей. 4 1.1 Понятие и функции семьи. 4 1.2 Понятие и признаки приемной семьи. 8 1.3 Приемная семья как предмет социально – педагогического исследования: современный подход. 13 2 Генезис становления института приемной семьи в России как предмет социально-педагогического изучения. 20 2.1 Ранние формы социальной работы с детьми-сиротами и приемными семьями 20 2.2 Преобразования Петра Первого в отрасли опеки и попечительства. 24 2.3 История социальной работы с приемной семьей в 18 - 19 веке. 27 2.4 Советский период развития института приемной семьи. 30 Заключение. 37 Список литературы.. 40
Введение К сожалению, в настоящее время проблема сиротства остается как никогда актуальной. Причин тому несколько: материнское отказничество, смерть родителей, нищета родителей, вынужденных отказаться от ребенка, лишение родительских прав. Для того, чтобы ребенок обрел новый дом, и существует институт приемной семьи. Роль его трудно переоценить. Данная работа посвящена рассмотрению генезиса становления института приемной семьи в России как предмет социально-психологического исследования. Актуальность темы вызвана тем, что в современном социально-педагогической науке существует комплекс проблем в работе с приемными семьями. Зачастую родители оказываются неподготовленными к ответственности за ребенка, реальность расходится с ожиданиями, страдают дети, подвергаются физическим наказаниям или унижениям. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, следует учесть опыт прошлого, вот почему особую значимость приобретает исторический аспект проблемы. Учет положительных и отрицательных сторон социальной работы с приемными семьями прошлого поможет внести улучшения в современную социальную работу с семьей данного типа. Состояние научной разработанности проблемы. Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением истории педагогики, поставлен в работах Е.Н. Медынского, З.И. Равкина, Ф.А. Фрадкина, М.Ф. Шабаевой и др. Пониманию эволюции системы учреждений и форм социального призрения детей-сирот в России до 1917 г. способствовали педагогические труды И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, П.Ф. Каптерева, А.П. Пятковского и др. В XX в. историко-педагогические исследования, посвященные развитию воспитательно-благотворительных учреждений для детей в царской России, осуществляли С.В. Агулина, Е.Ю. Алферова, С.П. Бабинская, Е.А. Горшкова, И.Е. Зимин, Е.В. Турчина и др. Развитие в дореволюционный период педагогической мысли о воспитании детей в семье изучали Р.Л. Доватор, И.И. Троян и др. В начале XX в. вопросы попечения о беспризорных и покинутых детях исследовались В.Ф. Залеским, М. Ошаниным, М.Д. ван Путереном и др. Исторический аспект этой проблемы анализировался в работах С.В. Бахрушина, Е.Д. Максимова, Н.В. Яблокова и др. Основные методологические аспекты изучения семейных правоотношений поставлены в работах М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, A.M. Нечаева и др. Целью работы является изучение генезиса становления института приемной семьи в России как предмет социально-психологического исследования. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1)Рассмотреть понятие семьи и приемной семьи; 2)Проанализировать основные аспекты социальной работы с приемной семьей на современном этапе; 3)Изучить начальный этап развития приемных семей в России; 4)Рассмотреть специфику петровских преобразований в области опеки и попечительства; 5)Рассмотреть становление института приемной семьи в 18-19 веках; 6)Выявить положительные и отрицательные стороны советского периода в отношении работы с приемной семьей. Предметом исследования выступает приемная семья, объектом – генезис развития данного понятия.
Теоретические основы социальной работы с приемной семьей Понятие и функции семьи Рассмотрение темы считаем целесообразным начать с изучения понятия семьи, а также ее роли в современном обществе. Семья представляет собой важнейший социальный институт. Семья — это естественная среда жизни и развития ребенка. Семья является «промежуточным звеном» между обществом и растущим человеком, она не только опосредует влияния общества на ребенка (защищает, закаляет, объясняет, приучает к нормам общежития, дает нравственные ориентиры поведения), но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Именно в семье он получает первый опыт межличностных отношений, в семье закладываются основы его жизненной позиции[1]. Сeмья - это мaлaя гpyппа, основанная на браке, или на кровном родстве, или на общности жилья и бюджета (без регистpации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной морaльной ответ ственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокyпность норм, санкций и образцов поведения, регламентирyющих взаимодействие междy сyпрyгами, родителями и детьми, детей междy собой. Семья - важнейший инститyт социализации как подрастающих поколений, так и взрослых . Она являет собой персонaльную среду жизни и развития, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический - структура семьи (большая, включает других родственников, или нуклеарная, включает лишь родителей и детей; полнaя или неполнaя; однодетная, мaло- или многодетная); социально-культурный - образовательный ypовень членов сeмьи, их yчастие в жизни общества; социально-экономический - имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе; техника-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни[2]. Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, восстановительная, коммуникативной. Функции семьи представлены в таблице 1. Таблица 1 – Основные функции семьи
Семья является источником и определяющим звеном передачи социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это,можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим инструментом воспитания, социализации ребенка[4]. Итак, в качестве итога отметим, что понятие семьи является одним из наиболее важных понятий современного общества. Выполняя вышеперечисленные важнейшие функции, семья олицетворяет собой некие вечные устои, возврат к древним традициям.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |