Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование образов в политических плакатах «Окна РОСТА»



2016-01-05 679 Обсуждений (0)
Исследование образов в политических плакатах «Окна РОСТА» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В статье «О характере наших газет» сентября 1918 года В.И.Ленин писал:

«Почему бы, вместо 200—400 строк, не говорить в 20—10 строках о таких простых, общеизвестных, ясных, усвоенных уже в значительной степени массой явлениях, как подлое предательство меньшевиков, лакеев буржуазии, как англо-японское нашествие ради восстановления священных прав капитала, как лясканье зубами американских миллиардеров против Германии и т. д., и т. п.? Говорить об этом надо, каждый новый факт в этой области отмечать надо, но не статьи писать, не рассуждения повторять, а в нескольких строках, в «телеграфном стиле» клеймить новые проявления старой, уже известной, уже оцененной политики»[64].

Стоит заметить, что указания политического вождя относились не только газетам того времени, но и ко всей агитационной работе во время гражданской войны. Опираясь на эту цитату, можно сказать, что Владимир Маяковский, да и весь коллектив «РОСТА» делали свою работу, взяв за основу слова Владимира Ленина. Простому народу было понятно, и даже «усвоено», что буржуи, помещики, Колчак и Деникин - враги. В народном сознании уже складывалась полная картинка о представлении врага. Но требовалось постоянное напоминание о грозящей опасности. Нужно было непрестанно выдвигать все новые и новые доказательства и факты с уже существующими врагами. Поэтому, персонажи в политических плакатах «Окна РОСТА» должны были узнаваться мгновенно и молниеносно, образ не мог постепенно развертываться перед зрителем. Для того, чтобы читатель сразу понимал «кто есть кто», персонаж на плакате рисовался обобщенно и строился на каком-нибудь одном или несколькими главными признаками, определяющими того или иного героя. Владимир Маяковский выбирал эти детали и признаки таким образом, чтобы массовый читатель-зритель мог сразу понять классовую принадлежность нарисованного персонажа. Сатирические образы на плакате были весьма разнообразными, они всегда соответствовали социальным реальностям, были полновесны, простыми, и в то же время очень доходчивыми и понятными. Маяковский делал то, чего требовало время. Нужно было ударное политическое искусство, которое моментально знакомило бы читателя с обстановкой, воочию показывало бы врагов, -таким искусством был плакат.

Рассматривая политические плакаты «Окна РОСТА», мы видим, что у Маяковского выработался ряд приёмов, при помощи которых он создал целую серию типовых сатирических образов, вошедших в его творческий обиход и завоевавших популярность в народе. Ниже мы более подробно охаратеризуем плакатные типажи Маяковского, но для начала хотелось бы остановиться на особенной манере расскраски образов.

Как мы видим, каждая фигура наносится в контуре и заливается, чаще всего, одним цветом, причем этот цвет в последующих номерах плаката никогда не меняется. Возьмем, к примеру, рабочего или красноормейца. Они всегда изображаются красными фигурами, капиталисты- чаще всего черными, польские паны- зелеными, желтыми и т.д. В раскраске плаката соблюдаются также принципы цветового контраста.Обычно, как мы видим, плакат заливается тремя -четырьмя красками. Требование яркости и контраста заставляло при этом все время отходить от натуральных цветов. Так, лезвие ножа делалось синим, хлеб в разрезе- розовато-красным, винтовка- красной, снаряд- синим и т.д.Этот метод раскраски имел большое значение для передачи основного содержания плаката и воздействия на него зрителя.

Вернемся к характеристике типажей в плакатах. Поскольку персонажи являются довольно разнородными, разделим их на несколько основных групп:

Первая группа.

К первой группе отнесем карикатурные изображения лидеров-белогвардейцев - Юденича, Деникина, Врангеля, Колчака, Балаховича и других. Заметим, что это не просто индивидуальные карикатуры на определенные лица. Вся возглавляемая ими антисоветская группировка олицетворялась в каждом таком персонаже. Так был создан Маяковским многообразный сатирический типаж, в освоении которого равную роль играли приемы изобразительной сатиры (карикатура, шарж) и приемы сатиры стихотворной. В самой работе Маяковского сложилась техника изображения определенных типовых фигур, которые имели свой условный облик, свою осанку, свои динамические черты.

Маяковский меньше всего стремился к портретному сходству. Иногда он даже игнорировал его, выдвигая себе цель создания типовых сатирических персонажей. Так были созданы образы капиталиста, меньшевика, обывателя, польского пана, белогвардейского генерала. Так Балахович в плакате Маяковского- это просто царский урядник с кокардой на фуражке, Петлюра- кретин в высокой шапке. Колчак всегда рисуется как длинноногий и худой мужчина в английском френче. Во всех этих лицах менее всего соблюдены портретные черты,- установка делалается на типовое отличие, на мгновенное опознание персонажа по нескольким характерным штрихам. В остром типовом рисунке выражена самая сущность политического «героя», причем техника карикатуры открывала автору возможность иллюстрации самых разнообразных комических положений, в которых вырисовывался персонаж. Маяковский и здесь стремился к буквальной, наглядной, непосредственной передачи мысли, излагаемой в стихе. Возьмем к примеру персонаж Деникина. Его основные признаки это - толстые усы, генеральская фуражка, грузная фигура (приложение 14). Если на рисунках генерал изображен на костылях или с подвязанной щекой, то всем ясно, что его армия потрепана. Врангелю на плакатах всегда присуща папаха и черкеска. (приложение 15) Если его фигура на плакатах разлетается на куски под ударами красноармейцев - значит армия Врангеля потерпела поражение. Аналогичным примером служит плакат, самый текст которого характеризует различные варианты изображения одного и того же лица:

1.Врагель фон.

2.Врангель вон!

3.Врангель враг.

4. Врангеля в овраг! (приложение 16)

Вторая группа.

К следующей группе образов можно отнести сатирические изображения, которые в целом показывают враждебный класс или политическую партию. Сюда отнесем и образ буржуя, который очень часто встречается в плакатах «РОСТА». Что касается конкретного значения этого образа, то в плакатах оно различается, и его можно также разбить на несколько составляющих:

1. Отечественный «буржуй»

2. Иностранный капиталист

3. Зарубежные страны (Англия, Франция, Америка)

4. Антанта в целом

Но хотелось бы отметить, что во всех этих случаях основные признаки этого персонажа одинаковы и неизменны: в первую очередь это огромное толстое пузо, по которому можно сразу узнать этот образ, а также цилиндр и манишка. На всех плакатах буржуи-враги Советской Республики выглядят обрюзгшими и бесформенными. Изображаются они грязно-коричневым, грязно-зеленым и черным цветами, тем самым добавляя негатива к этому образу. Их фигуры совершенно не пропорциональны и мешковаты. (Приложение16) Часто Маяковский изображает их на тоненьких ножках, что добавляет сарказма в этот образ. Эмоции на лицах изображают злобу, агрессию, ненависть, страх и ужас перед Красной Армией. В некоторых случаях в этот образ вносятся новые черты, например нос буржуя похож на нос свиньи, но в целом основные признаки остаются.(приложение 17) Поэтому зритель мгновенно осознает, что это за персонаж. Внимание зрителя-читателя сосредотачивается на действиях самого буржуя, и какие козни он строит.

Весь характер изображения буржуя в плакатах можно отнести к обобщенным образам «меньшевика», «белогвардейца», «эсера», «кадета». Например, меньшевик одет в шляпу и пенсне, с «интеллигентской» бородкой, хилый и жалкий. (приложение 18). Эсеру придаются черты кулака.

Третья группа.

К этой группе отнесем обобщенные образы, которые носят аллегорический характер, олицетворяющие собою определенные исторические явления. Они занимают в плакатах Маяковского особое место. Мы видим, что особенно часто к методу олицетворения прибегает автор в изображении хозяйственной разрухи. Стремясь направить читателей на борьбу с этим злом, оценить его опасность и вызывать готовность его победить, Маяковский считал нужным создать для читателей условный образ этого зла. Разруха изображалась чудовищным червем, в пасти у которого разрушались дома и гибли люди, она рисовалась старухой, загораживающей дорогу к будущему, она выступала, наконец, в виде круглой уродливой головы с раскрытыми челюстями.

В таком же стиле холод изображался снежной бабой, а также странной фигурой с глазами навыкате и раскрытым ртом (приложение 19), голод- черепом или скелетом, цынга- безобразным чудовищем с выпадающими зубами. Прием подобного олицетворения применялся Маяковским и для более наглядного выражения целой законченной мысли. Так, например, в плакате о победе над Врангелем и о необходимости восстановления дороги с югом Крым изображалася большим щитом с руками и ногами, мчащимся в сторону РСФСР.

Если есть вещь, именуемая в рисунке «революционный стиль»,-писал Маяковский в своей статье «Прошу слова» ,-это стиль наших плакатов.»[65]. И можно, сказать, что он был прав, потому что едва ли в эти годы в той области, о которой он говорит, мог бы быть найден более революционный метод творчества, чем метод плакатной борьбы

Кроме негативных персонажей, в плакатах естественно присутствуют и положительные образы. Отнесем их четвертой группе.

Положительные персонажи, такие как красноармеец, рабочий, крестьянин изображаются в «Окнах РОСТА» также обобщенно, как показаны, например, «голод» и «холод». Но в этом случае эта обобщенность несет совсем иной политический смысл. Отличительные признаки, на которых строятся образы положительных героев - это динамика действия, революционные порывы к труду и борьбе, призыв. Эти фигуры всегда показаны насыщенными, яркими красными тонами. Они всегда пропорциональны, чаще всего это высокий мужчина с хорошим телосложением. (приложение 20) Можно заметить, что в рисунках, где представлена фигура коммуниста или рабочего содержится вступительное слово, слово- обращение. Например: «Эй!», «Смотрите!», «Слушайте!» и т.д. В таких случаях, можно сказать, что образ рабочего сливается с образом самого Маяковского. Он обращается к народу от лица большевиков, от лица рабочего класса.

Отметим, что принципы построения образов, которые характерны для плакатов «Окон РОСТА», очень приближены к народному художественному творчеству. В своих работах он пришел к той форме искусства, которая очень близко стояла к лубку. Плакатная работа Маяковского, протекавшая в РОСТА,

была, как мы видим, работой в жанре народного сатирического лубка. Здесь поэт нашел себя как художник и здесь он блестяще применил все многообраз- ные данные своего таланта: и чувство юмора, и экономность деталей.

Можно сказать, что работа Маяковского над таким плакатом-лубком сыграла огромную роль в истории развития плакатного и лубочного искусства России. Эвентов И.С. в своей монографии «Маяковский-плакатист» пишет, что если первые лубочные картины представляли собой исключительно лицевые изображения библии и апокалипса, то народное лубочное творчество имело со-

вершенно иную художественную ориентацию.Оно базировалось, главным обра-зом, на материале фольклора и светской поэтики. Но едва ли не самой замеча- тельной стороной лубочного искусства была его способность запечатлевать в

народных картинках историческую действительность и произносить над ней свой приговор.[66]

О том, что Маяковским был внимательно изучен стиль лубочной народ-

ной картинки, свидетельствуют и рисунки самого Маяковского, сделанные в

1914 году для издательства «Сегодняшний лубок». [67]В них поэт открыто следо-

вал традициям лубка. Примитивно-шаржированные фигуры, специфически трактованнаые пейзажи (облака, поле, море, курганы, холмы), стилизованные бытовые и экзотические детали,- все это указывало на использование в работе

типично лубочных образов и приемов (приложения 21,22,23).Отметим также сочетание рисунка с текстом шуточными двустишьями и четверостишьями,комментирующими действия изображенных на картинке людей.

Сам Маяковский не придавал серьезного значения этой работе,она служи-

ла ему лишь источником заработка. В его биографии «Я сам», он так и отметил:

«Рисование заказных плакатов»[68].Она никак не была связана с его подлинно- творческой деятельностью. Однако сама по себе она свидетельствует о том, что Маяковскому в эту пору были известны традиционные приемы лубочного искусства.

Подлинное творческое освоение этой области народной живописи началось у Маяковского как раз в период «Окон сатиры РОСТА» . В этих плакатах сложился особый стиль политической народной картинки, отличающейся от образцов светской живописи своеобразной художественной композицией(дробление сюжета на составные части), обязательное взаимодейс-твие рисунка и текста, специфическим характером иллюстрации, наконец, приемами графического упрощения образов, условной раскраской и т.д. Но также плакаты Маяковского были сродни народному лубку по манере рисунка- лаконического, отчетливого и простого, лишенный деталей и полутонов. Родственен лубку была манера раскраски плакатов, в соблюдении яркиз контрастных тонов, в отсутствии полутонов и теней. Этот стиль оказал сильнейшее влияние на дальнейшее лубочное творчество советской России.

Используя, как мы видели, композиционные формы лубка, отдельные графические приемы, лубочный метод расцветки персонажей, Маяковский все это подчинял делу создания нового плакатного стиля, отвечающего задачам революционной борьбы. Можно сказать, что Маяковский не только возродил народный лубок, но и освободил его от архаических штампов, от дешевых орнаментов, от стилизованной «красоты». Он придал ему плакатную выразительность и остроту. Он использовал наиболее жизненные особенности лубочной формы, рассчитанной на вкусы и понимание широчайших кругов читателей.

Безусловно, можно сказать, что с годами менялся читатель, менялась обстановка, менялись требования к искусству,- и то, что некогда волновало, трогало, звало, может показаться нам сейчас облеченным в слишком ограниченную примитивную форму. Но форма эта создавалась временем, в ней воплотилось немало известных традиций, но в ней также была и та смелая политическая новизна, которая всегда служит первым свидетельством «революционного стиля».

Маяковский, был, таким образом, новатором этой формы искусства впервые широко и многосторонне использовавшим в ней газетный, политический материал. Жизнь народа, победы на фронтах, борьба с голодом, разоблачение врагов, подъем культуры, рождение нового- все это составило содержание плакатного творчества Маяковского.

 

 



2016-01-05 679 Обсуждений (0)
Исследование образов в политических плакатах «Окна РОСТА» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование образов в политических плакатах «Окна РОСТА»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)