Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оригинальная агиография. Агиографическая литература, написанная непосредственно в Грузии



2016-01-05 504 Обсуждений (0)
Оригинальная агиография. Агиографическая литература, написанная непосредственно в Грузии 0.00 из 5.00 0 оценок




Агиографическая литература, написанная непосредственно в Грузии, описывает жития 20 святых или групп святых, связанных с Грузией, особенно с Картли, через происхождение, деятельность или смерть с IV по XIV века. Самый ранний текст, мученичество Шушаник, был написан в конце V века.

Обращение Картли в христианство святой Нино послужило поводом для написания шести взаимосвязанных текстов (два оригинальных текста, два пересказанных, два синаксарных жития, одна проповедь); тогда как 15 святых - Шушаник, дети села Кола, Евстафий Мцхетели, Або Тбилисский, Гоброн, Арчил, Константин, Серапион, Григорий, Иоанн и Евфимий Афонский, Георгий, Давид и Константин, Ражден – были описаны по тексту на каждого. Жития четырех сирийских отцов были переписаны и оставлены в виде вторичных, пересказанных текстов: Авива, Давида, Иоанна и Шио. Тоже самое можно сказать и о монахе Илларионе. Три поздних мученика (ИМЕНА) известны по простому синаксарному житию. Большинство этих мученичеств и житий были написаны вскоре после смерти их прототипов, тем не менее имеются большие проблемы с их датировкой. Существует множество текстов, авторство которых известно: священники часто занимались мученичествами, а монахи житиями, которые могли быть достаточно объемными, если дело касалось жизни монашествующих святых. Сверхъестественные элементы все время присутствуют в текстах, но эти тексты наполнены также множеством реалистических деталей. Грузинская агиография богата двумя собраниями чудес, одно касается монаха Шио, другое святого Георгия, который был популярен в Грузии.

Периодизация

В грузинском агиографическом наследии можно проследить несколько фаз. От периода Сасанидов и арабского времени(V – середина VIII века) остались только мученичества – три от периода Сасанидов (Шушаник, Евстафий и Авив) и четыре от арабского периода (Або, Арчил, Константин Гоброн). Однако те же века предполагают написания мученичества Раждена, так же как и легендарных Давида и Константина и описания деятельности так называемых тринадцати Сирийских отцов. Первое агиографическое повествование о обращении Картли было составлено в девятом веке, если не раннее. IX, X, XI века характеризуются развитием обширных монашеских агиографий главным образом посвященных основателям монастырей: Сирийским Отцам, которые служили на востоке Картли, деятелям монашеского возрождения в новых регионах Тао-Кларджети, первым игуменам монастыря Ивирон на горе Афон. Синаксарные жития основателей также сохранились (Евфимия Афонского, Прохора — восстановителя монастыря Святого Креста в Иерусалиме). Двенадцатый век, который не принес новых национальный святых для почитания в Грузии, был почти полностью посвящен деятельнсти пересказывания жизни святых ранних периодов (Нино, Сирийских Отцов, Иллариона). Поскольку это было время восстановления династии Багратидов, много было прославлено мучеников, ассоциировавшихся с бывшей царской династией.

Агиографическая деятельность пришла в упадок в течении последующих веков. За исключение второго пересказанного жития Св. Нино, только два коротких синаксарных жития были составлены для Луки и Николая, принявших мученическую смерть в период Мамлюков.

За исключением страстей Шушаник, которые были переведены на Армянский, ни один из текстов не был переведен в средние века и они остаются наследием исключительно Грузинской церкви.

Типология.

Оргинальную грузинскую агиографию можно разделить на четыре типа:

1. Первую группу составляют описания обращения Грузии в христианство и жизнь святой Нино. Под названием крещение Картли состоят две группы текстов, которые, несмотря на то, что являются разнотипными, всегда связаны между собой в рукописях: с одной стороны это короткие хроники о первых христианах (а иногда о дохристианских временах), с другой стороны "Житие Святой Нино" включает в себя ряд глав относящихся к различным персонажам, которые сыграли большую роль в служении Св. Нино. Грузинские рукописи, недавно найденные на горе Синай, теперь позволяют нам утверждать, что этот корпус, у которого уже существовало четыре различных версии в X веке, можно отнести к IX веку, если не к VIII; очевидно, что различные части являются более древними. Этот плотный по содержанию корпус, неподходящий для литургической практики, монах Арсений в 1125-1156 годах заменил величественным, с прекрасной копозицией, более полным и более каноничным "Житием Св. Нино", который претендует на описание истории христианства и грузинской церкви от апостольской проповеди до IX века и подтверждает расширение Грузии покровительством Божьей Матери. Этот текст является «утвержденной истинной» грузинской церкви, касающейся ее происхождения и утвержденной на церковном соборе с начала XII века. Арсений был возможно знаком с текстом об обращении в христианство Грузии, написанным Ефремом Малым в конце XI века на основе только греческих источников. Позднее, возможно, чтобы оправдать воцарение женщины, Тамары, на престоле в Грузии, Николай Гулаберидзе (d.1190) составил длинный текст подчеркивающий, с одной стороны, чудесное качество церкви во Мцхете, посвященное так называемой Свитицховели (животворящий столб) и значению апостольской миссии женщины, Нино, на грузинской земле.

2. Корпус текстов о Сирийских Отцах еще пока не открыл всех своих секретов. Собрание первых, относительно коротких текстов по всех видимости составлено к концу IX века, но эти тексты ничего не говорят относительно взаимоотношений между святыми. «Официальные» жития вошли в обиход к концу IX — началу XII веков, когда эти ранние рассказы, за исключением мученичества Авива, были риторически расширены в трех более объемных текстах (т.е. вторичных), "Житие Давида", "Житие Иоанна" and "Житие Шио", славного ученика Иоанна, почитание которого достаточно возросло, чтобы оправдать появление параллельного сборника чудес. В последствии эти жития дали связанную и упорядоченную картину служения Сирийских отцов, которые пришли продолжить миссионерскую деятельность Нино в Картли и положить основу монашеской жизни.

3. Для мученичеств можно выделить несколько типов персонажей. Три самых ранних сказаний о мирянах не грузинах (Шушаник - армянка, Евсктафий - перс и Або - араб, оба обращали людей в христианство), истории гибели, которых находятся вне военного контекста или гонений на христиан. Главный фокус этих повествований находится или на регионе, оспариваемом армянами и грузинами, в случае с Шушаник или в двух других случаях на двух сменяющих друг друга столицах Грузии: Мцхете под властью Сасанидов и Тбилиси под властью арабов. Эти три мученичества дают ценную информацию об армяно-грузинских отношениях, о христианской полемике против зороастризма и о Кавказе в хазарский период. Вторую группу мучеников составляют грузинские военноначальники, которые были казнены за вооруженное сопротивление арабам в течении войн: Константин и Гоброн. В конце концов, Ражден, Арчил, Давид и Константин были мучениками, чьи поздние жития возможно были написаны с политическими целям, которые объясняют их отчетливо сверхъестественный характер. Синаксарное мученичество Луки и Николая отражает новую атмосферу, имеющую причину царствование Мамелюков на святой земле.

4. Жития святых монахов, написанные в X и XI веках, рисуют обновление движения монашества. Рожденное в Кларджети (Серапионом и Григорием) движение принесло грузинских монахов в конце X — XI веках к самому сердцу Византийской империи: к Ивирону и Афону (Иоанн, Евфимий, Георгий). Их движение на запад имело предшестнника — Иллариона в конце XI века. Как было сказано выше, эти новые монастыри стали крупными центрами перевода и переписывания греческих рукописей. Они послужили обогащению наследия Грузинской церкви и с тех пор эти переводы были распространены и использованы в Грузии. Жития этих монахов, особенно Георгия, снабдили ценной информацией о византийском мире. Георгий, родившийся в конце XI века, был тесно связан как с Черной горой и Афоном, так и с императорским дворцом в Константинополе и Антиохийским патриархатом.

Необычный объем этих житий, тот факт, что они были написаны вскоре после смерти протагонистов, важность того, что они дали для феномена переводной литературы, все это свидетельствует об огромной роли, которую сыграли эти монахи в развитии грузинской церкви, особенно в ее настойчивом требовании стать национальной церковью. Эти тексты посвящены святым западной Грузии и оставляют неизвестным монашеское возрождение, происходившее одновременно в древнем восточном Картли и в Сиро-Палестинском регионе (несмотря на короткое синаксарное житие Прохора). Другие грузинские монахи, служившие на этом поприще, при отсутствии их жизнеописаний, оставили нам только имена.

Обширная монашеская агиография затрагивает период расширения Грузии, между концом иконоборчества и развалом империи Сельджуков, ко времени, когда года династия Багратидов, поддерживаемая церковью, планировала экспансию на восток в XII веке. В тени осталось возрождение, монашеское и литературное, которое имело место в Картли и Сирии-Палестине в тоже время. И наоборот, когда в XII веке восточные регионы Грузии, колыбель грузинского Христианства, пришли под власть Багратидов, ранние грузинские святые снова оказались во внимании. Это было врем перерабатывания грузинской агиографии: с одной стороны, появляется классическое "Житие св. Нино", которое освещает веху в истории грузинской церкви, и с другой стороны описание деятельности Сирийских отцов, которые были известны как основатели первых монастырей в Грузии.

Приложение.

"Житие и подвиги Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии"

Святая Нино родилась в городе Коластры в Каппадокии. Отец ее был большим римским военноначальником, принявшим христианство. Впоследствии, взяв благословаение от патриарха, ушел в пустыные места за Иорданом для подвижнической жизни. Нино воспитывала благочестивавая старица Нианфора, которая рассказала ей, что Хитон Господень был перенесен во Мцхету и ныне находится там. После рассказа Рино загорелась желанием отправиться в Карталинию и поклониться святыни. Нино была сподаблена явлению Богоматери, которая сказала ей, чтобы она шла в Карталинию и проповедовала там Евангелие, затем Богоматерь вручила Нино крест, сделанный из виноградных лоз.

Вместе с пятьюдесятью тремя девами, включая цаервну Рипсинию, бежавшими в Армению от императора Диоклетиана, желавшего жениться на Рипсинии, Нино отправляется в путь. В Армении большинство дев, включая Рипсинию, были схвачены и жестоко убиты, Нино удалось бежать в пределы будущей Грузии, в город Мцхет. Увидев во Мцехе толпу народа, шедшую на поклонение языческим божествам. По моливам святой идолы были разрушены бурей.

После этого случая Святая Нино удалилась жить в уединенную рощу, а потом стала посещать в еврейский квартал, где продолжила свои поиски Хитона Господнего. Проповедь Нино стала приносить большые плоды, после крещения царицы Наны крестился и сам царь Мириан. Царь Мириан стал ревностным христианином билгодаря его царсокй воле и трудам Нино была крещена вся Грузия.

Через Святую Нино Господь сотворил множество чудес, включая явление Животворящего Столба (Светицховели). Мощи святой покоятся в Бодбийском монастыре.

«Житие преподобного Иоанна Зедазнийского Чудотворца, начальника сирийских отцов»

Преподобный Иоанн был родом из Антиохии, там он получил свое первоначальное образование. О родителях его ничего неизвестно. В молодых летах он принял монашество, стал ревностно служить Богу, через него произошло множество чудес, чем сильно прославился среди людей. Ушел со своими учениками в пустыню. Божья Матерь явилась к нему и велела избрать из числа его учеников двенадцать достойных мужей и идти с ними в Иверию. В Грузии их принияли с большой радостью католикос и царь. Монахи основали на одной горе пустынь, к ним стало стекаться множество народа, потом Иоанн отправил своих учеников по всей Грузии, чтобы они основавади повсеместно монашеское движение, при себе он оставил только дьякона Илью.Он постоянно навещал своих учеников. Завещал похоронить себя в своей пещере.



2016-01-05 504 Обсуждений (0)
Оригинальная агиография. Агиографическая литература, написанная непосредственно в Грузии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оригинальная агиография. Агиографическая литература, написанная непосредственно в Грузии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)