Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



2016-01-05 1010 Обсуждений (0)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Университетское образование»

на тему«Наиболее известные рейтинги оценки университетов мира, место украинских вузов в них»

 

 

студентки 1 курса заочного отделения (ВО)

направление подготовки 030509 Учет и аудит

Белокриницкой Ольги Владимировны

 

Руководитель: доц. Попова Наталья Ивановна

 

 

г. Донецк – 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ…………………………………….……….5

2. Место украинских ВУЗов в рейтинговой системе оценки университетов мира………………………………………………..….13

 

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..……….15

Список использованных источников…………………………………………..…….17

 

 

Введение

Рейтинг как социокультурный феномен имеет относительно долгую историю. Вместе с тем распространение рейтингов на сферу высшего образования – явление сравнительно новое. Появление мировых образовательных рейтингов обусловлено рядом причин – экономических, социально-политических, культурных и других. К числу факторов их появления следует отнести значительное увеличение открытости деятельности образовательных учреждений для широкой общественности. Академическое сообщество длительное время само принимало решения о содержании образовательных программ, о порядке их реализации и пр. Транспарентность, в свою очередь, связана с проникновением в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий, с возникновением рынка образовательных услуг, более активным участием в функционировании института высшего образования ряда заинтересованных авторов: студентов и их родителей, работодателей и бизнеса, средств массовой информации, государственных структур, преподавателей. На возникновение мировых образовательных рейтингов повлияло и возросшее межгосударственное взаимодействие университетов, в ходе которого происходит формирование, обмен и распространение стандартов образования международного уровня. Отражением указанного обстоятельств выступает появление в литературе нового понятия – «мировые университеты», или «университеты мирового класса».

Остановимся несколько подробнее на самом феномене рейтингования. В современной экономической литературе мы находим объяснение, которое кажется нам вполне убедительным. Дело в том, что экономическая наука долгое время развивалась как наука количественная. И сегодня многие экономические параметры можно не только достаточно точно измерить, но и соединить между собой различными функциональными и статистическими зависимостями. Как показывают данные современных исследований, «экономическая теория успешно провязывает между собой такие явления и показатели, как цены, доходы, издержки, налоги, инфляция, процентные ставки, монопольная власть, капитал, ожидания, валютные курсы, производительность труда, заработки и т. п.». При становлении эффективной системы обезличенного обмена все виды человеческого труда, все товары и услуги должны получить свою стоимостную оценку. Лишь после этого они могут «выйти» на рынок и участвовать в сделках. Можно сказать, что рынок осуществил тотальное оцифровывание окружающего мира. Все качественные признаки рыночных объектов «сжимаются» в одну количественную характеристику. При этом качество товаров и услуг выражается в их цене.

Сегодня же, как указывает экономист Е.В. Балацкий, в эпоху колоссального усложнения системы товарных рынков, простая связь между ценой и качеством нарушается, «становится либо неочевидной, либо вообще разрывается. Таким образом, на повестку дня выходит проблема измерения и оценки качества товаров и услуг. Без решения этой проблемы невозможно отследить рыночные искажения, которые в глобальной экономике могут достигать чудовищных размеров».

Таким образом, феномен рейтингования сложных рыночных объектов заложен в самом рынке и связан с принципиальным усложнением социальной жизни. Логика событий примерно такова. Усложнившийся мир приводит к ситуации недопонимания его рыночными субъектами; непонимание или неадекватное восприятие мира порождают ошибки и большие рыночные риски; наличие последних генерирует экономические кризисы. Такое положение дел ставит перед экономической наукой новую задачу – систематически отслеживать качество сложных рыночных объектов. В настоящее время решение данной задачи видится в составлении разнообразных рейтингов, и в этой связи можно говорить о новом этапе в развитии экономической мысли. Так что идея распространения рейтингов на оценку систем образования вполне укладывается в экономический контекст. В ее основе лежит стремление как можно более строго количественно измерить качество объекта. Понятно, что эта процедура встречается с большими трудностями при попытке количественно измерить такой многосоставный и сложный в когнитивном плане социальный объект, каковым является институт образования. Вместе с тем определенная польза от подобного рода деятельности имеется для всех потребителей образовательных услуг.


 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История международных рейтингов образовательных учреждений насчитывает более 150 лет. Одной из первых известных попыток составить рейтинг высших учебных заведений является 200-страничная работа «Высшее политехническое обучение в Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии и Англии», опубликованная в 1863 году2 Её автор — Карел Коржистка (Karel Koristka), геодезист, географ и инженер из Чехии, с 1851 года работал профессором математики и практической геометрии Немецкой политехнической школы в Праге, а в дальнейшем руководил статистической службой в Баварии. В своей книге К. Коржистка сравнил 13 технических институтов из Цюриха, Штутгарта, Дрездена, Карлсруэ, Мюнхена, Ганновера, Парижа, Льежа, Гента, Лондона. В качестве показателей он использовал следующие: 1. Дата основания учебного заведения; 2.Направления подготовки; 3. Учебный план и здания, где ведутся занятия; 4.Библиотечный фонд; 5. Лаборатории и учебные мастерские; 6. Профессора и преподаватели; 7. Приём на работу и зарплата; 8. Учебная дисциплина и экзамены; 9. Число обучаемых; 10. Число сотрудников; 11. Местонахождение учебного заведения.

К. Коржистка также проанализировал общую ситуацию с высшим техническим образованием в пяти ведущих европейских странах и требования к абитуриентам, предъявляемым в различных технических вузах.

В конце XIX «эстафету» ранжирования учебных заведений подхватили США: в 1870 году министерство образования этой страны составило свой первый рейтинг институтов, разбив их на 4 группы. Разработка методики сопоставления учебных заведений продолжалась и в Старом свете. В 1900 году в Великобритании вышла работа А. Маклина «Где мы можем найти лучших людей». Он исследовал такие характеристики наиболее выдающих британских личностей, как место рождения, семья, национальность, а также привёл список университетов, отсортированных по числу выдающихся выпускников. В последующие несколько лет этот же критерий использовался и в рейтингах других авторов, например, у ещё одного британца, Х. Эллиса, являвшегося сторонником теории о наследствен- ном характере индивидуальных свойств личности и сгруппировавшим в 1904 году университеты по числу закончивших их «гениев» (подобные критерии были отражением научной дискуссии о том, что является приоритетом в становлении личности — природа или окружение). В Российской империи попыток ранжирования вузов не предпринималось: они традиционно делились на государственные учебные заведения, включавшие классические университеты и профильные инженерно-технические, земледельческие, медицинские, ветеринарные, богословские, юридические, педагогические, военно-морские, востоковедческие и художественные вузы, а также частные высшие учебные заведения (в основном имевших гуманитарный, педагогический, торговый и медицинский профиль). Наиболее популярными считались вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Киева (в них был наиболее высокий конкурс), высоко котировался и Дерптский (впоследствии Юрьевский, Тартуский) университет. Из-за начавшейся Первой мировой войны и последующего разделения европейских стран на враждебные лагеря, а так- же подготовки к новой мировой войне составление вузовских рейтингов в Старом Свете перестало быть актуальным, в то время как в США это направление продолжало развиваться. Так, в 1911 году в США, по заказу Американской университетской ассоциации, К. Бэбкок (президент Университета Аризоны в 1903–1910 годах) ранжировал 344 вуза на 4 группы по показателю получения студентами степени бакалавра. Большие темпы прироста населения (72 млн. человек в 1900 году, 106 млн. — в 1920 году), промышленный подъем и необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров обусловило и быстрое расширение национальной системы высшего образования (свыше тысячи различных колледжей и университетов и почти 600 тысяч студентов в 1920 году). В 1925 году в США был опубликован «Обзор высших учебных заведений США», где для ранжирования колледжей и университетов использовались не только их учебные программы, но и экспертный опрос в академической среде. В 1930 году в Соединенных Штатах вышло сразу несколько рейтингов учебных заведений. Их составителями были Стивен Вишен из Университета Индианы, Беверли Ваух из Колледжа Лафайета и Дональди Прентис из Технологического университета Роуз-Хулман. В 1956 году в американской газете Chicago Tribune опубликованы рейтинги, составленные Челси Мэнли. Они были раздельными — лучшие университеты, мужские, женские и смешанные колледжи, юридические и инженерные вузы. В 1966 году в США вышла работа Алана Картера из Американского совета по образованию, где было отранжировано 106 вузов. Примерно с этого времени университетские рейтинги начинают шире использоваться в мире. В 1982 году в США была запущена программа An Assessment of Research-Doctorate Programm, использовавшая 16 индикаторов по оценке научных исследований и докторских программ и охватившая 200 вузов (анализировались 2700 соответствующих академических программ). Тогда же в США появились рейтинги учреждений додипломного образования. С начала 1980-х годов начали публиковаться рейтинги журнала US News and World Report (в 1983 году был составлен первый список из 50 лучших американских университетов). В 1995 году в США Комитет по изучению докторских про- грамм составил рейтинги 274 вузов по 41 дисциплине на основе опроса 7500 экспертов и таких показателей, как соотношение обучаемых и обучающихся, число образовательных программ, публикации и награды. С распространением интернета в США, составители ста- ли выкладывать свои рейтинги в сеть, причём, к примеру, онлайн-версия рейтинга US News 1997 года имела дополнительные данные по сравнению с печатной версией рейтинга. В последней четверти ХХ века в составление рейтингов образовательных учреждений стало включаться все больше стран и организаций. Национальные, региональные и международные рейтинги составляются сегодня в Канаде, Польше, Германии, Франции, Украине, ряде стран Азии. Наиболее активно оно продолжилось в Великобритании, где в 1971 году был опубликован рейтинг компании Times Higher Education, ставшей сегодня «законодателем мод» в области глобальных рейтингов. Применительно к данной стране можно упомянуть и рейтинг Research Assessment Exercise, оценивающий научно-исследовательскую работу британских университетов. Он появился в 1986 году с целью осуществления контроля за эффективностью использования учебными заведениями финансирования из государственного бюджета.

Существуют рейтинги, составляемые в объединениях стран, таких, как Европейский Союз, Азиатско-Тихоокеанский регион, и отдельные рейтинги для стран Азии, Латинской Америки, СНГ, для специализированного образования, напри- мер, рейтинги бизнес-школ МБА (первый рейтинг МБА был подготовлен в 1987 году американским журналом Business Week и продолжает составляться и сегодня). Предпринимаются попытки разработки единых всемирных рейтингов, как, например. Комплексного глобального университетского рейтинга, который делается по заказу Европейской комиссии.1 Составлением рейтингов обычно занимаются министерства образования или другие государственные органы, ведущие СМИ, наиболее крупные университеты и отраслевые объединения. Дискуссии о точности и полезности рейтингов и о методах их составления начались с момента их появления и продолжаются по сей день. В 2004 году Европейским центром по высшему образованию ЮНЕСКО (UNESCO-CEPES, г. Бухарест, Румыния) и Институтом политики в области высшего образования (г. Вашингтон, США) была создана международная экспертная группа по ранжированию IREG (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence). В 2006 году было подписано соглашение о принятии принципов качества и надлежащей практики при ранжировании вузов — «Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений». Цель инициативы — создание основной схемы разработки и распространения рейтингов независимо от того, являются ли они национальными, региональными или глобальными, что должно привести к созданию системы непрерывного совершенствования методологии проведения ранжирования.

Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений сводятся к следующему: цели и задачи ранжирования, Разработка индикаторов и их веса, Сбор и обработка данных, Презентация результатов ранжирования.

В мае 2013 года группой IREG были рассмотрены и одобрены первые рейтинги (в их числе — QS World University Rankings, QS World University Rankings: Asia, and QS World University Rankings: Latin America, Perspektywy University Ranking).

В настоящее время наиболее широкое распространение получили три глобальных рейтинга: Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education (THE) World Universities Rankings, Рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings, Академический рейтинг университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Всемирный рейтинг университетов (THE World University Rankings)

Еженедельный британский журнал THE World University Rankings, специализирующийся на вопросах высшего образования, в ноябре 2004 года впервые опубликовал глобальный рейтинг университетов в партнёрстве с компанией Quacquarelli Symonds. Рейтинг именовался «Times Higher Education–QS World University Rankings» и ежегодно выходил в таком формате вплоть до 2009 года, затем совместная работа по ранжированию университетов мира была прекращена и пути компаний разошлись. Для составления рейтинга 2010 года Times Higher Education объединил усилия с компанией Thomson Reuters (владельцем известного новостного агентства Рейтерс), предоставлявшей услуги сбора, выверки и анализа данных, и использовал новую методику. Так появился Times Higher Education World University Rankings (THE). Именно этот рейтинг обычно подразумевается, когда речь идёт о рейтинге Times Higher Education, поскольку в Times и Reuters создают целое семейство образовательных рейтингов, специализированных по регионам, областям знаний и возрасту вузов. Одним из них является рейтинг научной репутации университетов мира THE World Reputation Ranking, который публикуется отдельным изданием. В методике THE World University Rankings вычисление рейтинга ведётся по 13 параметрам (индикаторам), каждый из которых имеет свой вес (процент от общего балла). Индикаторы сгруппированы в 5 категорий. Для вычисления двух важных индикаторов — «Обучение и среда обучения» и «Исследовательская репутация» среди аналогичных вузов применяется анкетирование. THE использует для этого единую анкету с вопросами, касающимися двух этих индикаторов. Такой опрос в научной среде проходит ежегодно (при подготовке выпуска рейтинга 2013 года было опрошено около 16 000 экспертов). В рейтинг THE не включаются вузы, не осуществляющие подготовку бакалавров или обучающие только по узкой специальности, и опубликовавшие менее 1000 статей в рецензируемых научных журналах в период с 2007 по 2011 годы, то есть до 200 статей в год. Однако бывают исключения, если вуз работает в областях, где традиционно мало публикаций (например, в инженерных, а также ряда гуманитарных). В рейтинг попадают первые 400 вузов, набравшие наибольшие общие баллы. THE публикует суммарные значения индикаторов по категориям, однако для вузов, оказавшихся на местах выше 200 общий балл не даётся, а указывается, в каком промежутке находится вуз (например, места 351–375). В случае, если вузы набирают одинаковые общие баллы с точностью до десятых, им присваиваются одинаковые места. Вузы, желающие участвовать в рейтинге следующего года, должны связаться с проектом Global Institutional Profiles Project в декабре текущего года. Участие в THE бесплатное. Рейтинги THE по-прежнему публикуются раз в год, в октябре-ноябре. Веб-сайт THE позволяет разместить на странице университета в рейтингах собственную текстовую презентацию учебного за- ведения со ссылками на собственные веб-ресурсы вуза.



2016-01-05 1010 Обсуждений (0)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1010)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)