Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение права и морали



2016-01-05 434 Обсуждений (0)
Соотношение права и морали 0.00 из 5.00 0 оценок




Юридическая наука выделяет следующие нормы:

1) правовые;

2) моральные;

З) политические;

4) эстетические;

5) религиозные;

6) семейные и иные нормы.

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны.

По мнению ученых-правоведов:

1) Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести;

2) Мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества. Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов их стремление в единое целое.

При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками:

1) иметь социальную, общественную значимость;

2) регулироваться сознанием человека, их совершающего;

3) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом;

4) иметь правовые последствия.

Действия людей, содержащие указанные признаки, являются правовыми. Действия людей подразделяются на правомерные и противоправные.

Правомерное поведение субъекта, которое соответствует требованиям правовых норм, а именно:

1) совпадает с требованиями норм права;

2) не противоречит им;

3) соответствует правовым предписаниям.

Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее:

1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

2) добровольность его совершения со стороны субъекта;

3) массовость соблюдения правовых норм в обществе.

Правомерное поведение - общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества.

Социальная основа правомерного поведения общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах.

Классификация правомерного поведения:

1) по степени реализации правовых норм:

а) активное;

б) пассивное;

2) по отраслям права:

а) конституционно- правомерное;

б) уголовно-правомерное;

в) финансово-правомерное;

г) административно-правомерное и т. д.;

3) исходя из мотивов правомерного поведении выделяют:

а) социально активное правомерное поведение - основанное на убеждении, зрелости личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;

б) привычное правомерное поведение основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;

в) конформистское правомерное поведение подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;

г) маргинальное правомерное поведение характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д.

Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе.

Противоправное поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер.

Всякое противоправное поведение, как правило, является и противонравственным.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т.е. насколько:

а) соблюдается в обществе принцип гуманизма; б) информируется общественность о процессе законотворчества; в) обеспечивается соблюдение прав и свобод личности; г) осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод; д) знают граждане основные права и Конституцию; и) правомерно поведение личности; к) позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применении соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание – процесс формирова­ния в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции при­надлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества - семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания: 1) убеждение; 2) предупреждение; 3) поощрение; 4) принуждение; 5) наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.



2016-01-05 434 Обсуждений (0)
Соотношение права и морали 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение права и морали

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)