Соотношение права и морали
Юридическая наука выделяет следующие нормы: 1) правовые; 2) моральные; З) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные и иные нормы. Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны. По мнению ученых-правоведов: 1) Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести; 2) Мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества. Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса. Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей. Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности). Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке. Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов их стремление в единое целое. При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками: 1) иметь социальную, общественную значимость; 2) регулироваться сознанием человека, их совершающего; 3) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом; 4) иметь правовые последствия. Действия людей, содержащие указанные признаки, являются правовыми. Действия людей подразделяются на правомерные и противоправные. Правомерное поведение субъекта, которое соответствует требованиям правовых норм, а именно: 1) совпадает с требованиями норм права; 2) не противоречит им; 3) соответствует правовым предписаниям. Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее: 1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения; 2) добровольность его совершения со стороны субъекта; 3) массовость соблюдения правовых норм в обществе. Правомерное поведение - общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества. Социальная основа правомерного поведения общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Классификация правомерного поведения: 1) по степени реализации правовых норм: а) активное; б) пассивное; 2) по отраслям права: а) конституционно- правомерное; б) уголовно-правомерное; в) финансово-правомерное; г) административно-правомерное и т. д.; 3) исходя из мотивов правомерного поведении выделяют: а) социально активное правомерное поведение - основанное на убеждении, зрелости личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности; б) привычное правомерное поведение основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности; в) конформистское правомерное поведение подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды; г) маргинальное правомерное поведение характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д. Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе. Противоправное поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. Всякое противоправное поведение, как правило, является и противонравственным. Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме. Эти параметры демонстрируют: 1) насколько высок уровень правосознания общества, т.е. насколько: а) соблюдается в обществе принцип гуманизма; б) информируется общественность о процессе законотворчества; в) обеспечивается соблюдение прав и свобод личности; г) осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод; д) знают граждане основные права и Конституцию; и) правомерно поведение личности; к) позитивно отношение к представителям власти и суду; 2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применении соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов; 3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы. Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению. Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права. Правовое воспитание – процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата. Основные направления правового воспитания: 1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества - семье; 2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях; 3) самовоспитание; 4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.). Способы правового воспитания: 1) убеждение; 2) предупреждение; 3) поощрение; 4) принуждение; 5) наказание. В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |