Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации



2016-01-05 507 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Российское государство - это федерация. РФ образовано совокупностью относительно са­мостоятельных территориальных образований, субъектов РФ. Субъект РФ – это ограниченно правоспособное тер­риториальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в преде­лах своей компетенции.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

В РФ действуют следующие принципы образова­ния территории субъектов РФ: 1) территориaль­ный принцип; 2) национальный принцип; 3) национaльно-территориaльный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значитель­ной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения. Национальный принцип означает, что образо­вание субъекта РФ связано с особенностями на­ционaльного состава населения. Субъекты РФ, об­разованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включа­ют в себя объединения народов России и потому вы­делены в самостоятельные субъекты РФ. Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) республики в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они впра­ве самостоятельно определять внутреннюю полити­ку субъекта РФ); 2) края (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 об­ласти (так же, как и края, построены по территориаль­ному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва. Санкт-Петербург (они причисле­ны к субъектам РФ только в силу своей значитель­ной территории и численности населения); 5) Ев­рейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) автономные округа (они образуются по национальному прин­ципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации диффе­ренцируется их правовое положение внутри государ­ства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают рес­публики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область. так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей). а значит, частично зависят от решений государствен­ных органов. Края же и области в составе РФ обла­дают приблизительно равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее лицом.

Признакисубъектов РФ: 1) не обладают государ­ственным суверенитетом; 2) не имеют права на са­моопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законо­дательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Автономная область и автономный округ в составе РФ - национально-государственные об­разования РФ, обладающие определенной, ограни­ченной территорией в пределах РФ и осуществляю­щие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным догово­ром о разграничении предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г.

Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесен­ных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обя­занностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и с другими субъектами РФ, в состав которых он входит.

Черты правового статуса автономного округа (об­ласти): 1) конституционно-правовое положение авто­номного округа (области) является одновременно со­вокупностью статуса части субъекта РФ и статуса самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-­правовая природа автономных округов (области) та­кая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ; 3) автономный округ (область), как пра­вило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы авто­номного округа (области) не означает ограничение этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) - рав­ноправный и самостоятельный субъект РФ.

Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, адми­нистративно-территориальными границами и т. д.

Правовое положение автономного округа (обла­сти) не может быть заменено без предварительно­го его согласия. Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ, в связи с этим на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отно­шениях с РФ и т. д. На автономный округ (область) частично рас­пространяется влияние органов государственной власти края, области, в которые они входят, для этого устанавливаются специальные законы субъек­тов РФ и заключаются договоры между ними о пре­делах компетенции. Автономный округ (область) самостоятельно регу­лирует вопросы владения, пользования и распоряже­ния землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ. Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федераль­ными органами государственной власти РФ и орга­нами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной вла­сти РФ и органов государственной власти автоном­ной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению. По вопросам своего и совместного с РФ ведения автономные округа (область) вправе принимать пра­вовые акты. А также вправе издать специальный именной федеральный закон, но в настоящее вре­мя ни один автономный округ (область) еще не вос­пользовался этим правом.

Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их сов­местного ведения. РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к пред­метам ее исключительного ведения в силу их осо­бой важности для государства. Например, принятие и изменение Конституции РФ и федеральных зако­нов, контроль за их соблюдением; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеративное устрой­ство и территория РФ; регулирование федерально­го бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетен­ции органов государственной власти субъектов РФ. Сфера совместимого ведения РФ и субъектов РФ- полномочия, в пределах которых вправе дей­ствовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федера­тивных договоров о разграничении предметов ве­дения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам: 1) соответствия законода­тельств субъектов РФ федеральному; 2) равнопра­вия субъектов РФ в осуществлении их полномочий; 3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, приняты е органами государ­ственной власти субъектов РФ в пределах их ком­петенции, должны соответствовать положениям Кон­ституции РФ, федеральным конституционными федеральным законам. В случае, если орган го­сударственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному зако­нодательству судом по заявлению заинтересован­ного лица в установленном порядке, а значит, та­кой акт не подлежит применению и ссылки на него недопустимы.

Равноправие субъектов РФ перед РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независи­мо от других, осуществлять полномочия в пределах своей компетенции, при этом полномочия по изда­нию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (рес­публика, край, область, автономный округ или об­ласть, город федерального значения) не может об­ладать большим или меньшим объемом полномочий, так как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновремен­но, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместно­го ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие орга­ны государственной власти РФ не вправе препят­ствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.

Компетенция органа власти - это определен­ный объем полномочий, установленный Конституци­ей РФ и другими федеральными законами. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может быть в формах: 1) заключения договора между субъектом РФ и РФ; 2) установления в нор­мах Конституции РФ. Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1) компетенция самой РФ; 2) компетенция субъектов РФ; 3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В ведении органов власти субъектов РФ на­ходится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества, за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1) федера­тивного устройства и территории РФ; 2) установле­ния системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их орга­низации и деятельности; 3) федеральной государ­ственной собственности и управления ею; 4) фи­нансового, валютного. кредитного, таможенного регулирования; 5) федерального бюджета; 6) внеш­ней политики и международных отношений РФ; 7) вопросов войны и мира, обороны и безопасности; 8) иных вопросов исключительного ведения РФ.

Субъекты РФ не вправе без предварительного со­глашения с РФ принимать нормативные акты, затра­гивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-террито­риальные, устанавливать таможенные налоги и сбо­ры при въезде и выезде на территорию субъекта РФ.

Однако РФ вправе передавать часть своих полно­мочий органам власти субъектов РФ, если это не вле­чет ограничения прав и свобод человека и граждани­на и не противоречит Конституции РФ. Эта передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Договор о разграничении предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектами РФ - соглашение, в силу ко­торого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Договоры о разграничении предметов ведения мо­гут затрагивать предметы совместной компетенции РФ и ее субъектов. К ним относятся, например: 1) обеспечение верховенства федерального законо­дательства; 2) защита прав и свобод человека и граж­данина; 3) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; 4) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; 5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местно­го самоуправления; 5) иные текущие вопросы функ­ционирования государственной системы. Юридическое значение договоров о разграни­чении предметов ведения между органами государ­ственной власти РФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень во­просов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты, устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.

Изменен не субъектного состава РФ возможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъек­та РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ. Процедура этого государственного действа урегулирована нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[7].

Главный принциппринятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность. При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы че­ловека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Принятие в РФнового субъекта - процедура из­менения состава субъектов РФ в результате присоеди­нения к РФ иностранного государства или его части. Образование нового субъекта в составе РФ - это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ.

Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматрива­ется предоставление этому субъекту статуса края или области.

Предложение о принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностран­ным государством. Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Фе­дерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ. По данному вопросу должен быть подписан меж­дународный договор РФ с иностранным государ­ством о его принятии в состав РФ в качестве ново­го субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы: 1) наименования и статуса нового субъекта РФ; 2) порядка приобретения граж­данства РФ гражданами иностранного государства и распространения на ник в полном объеме право­вого статуса гражданина РФ; 3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действия законодатель­ства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функ­ционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации фе­деральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ. Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать: 1) социально-экономическое обоснование; 2) предполагаемое наименование и статус; 3) примерные границы нового субъекта РФ.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ.

После этого уже Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон. Например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»[8]



2016-01-05 507 Обсуждений (0)
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)