Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Президент Российской Федерации – глава государства



2016-01-05 2517 Обсуждений (0)
Президент Российской Федерации – глава государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Президент РФ - глава российского государ­ства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ.Президент РФ избирается путем всеобщего, рав­ного и тайного голосования. Срок полномочий Пре­зидента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах Президента России проголосовало большинство граждан РФ, достигших возраста избирательного права (18 лет).

Не может выдвинуть свою кандидатуру на выборы Президента РФ гражданин РФ, в отношении кото­рого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в тече­ние определенного срока, если такое наказание пре­дусмотрено федеральным законом, либо ограничен­ное в дееспособности (лишенное ее) вступившим в законную силу решением суда.

Президент РФ обладает президентской непри­косновенностью, т. е. в отношении Главы россий­ского государства не допускаются: 1) арест; 2) лич­ный досмотр; 3) обыск; 4) иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами.Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задер­жание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения.

Основные направления деятельности Президен­та РФ: 1) Президент РФ - гарант Конституции РФ, в силу этого он наделен неограниченным правом за­конодательной инициативы, а также правом вето в от­ношении принятых Государственной Думой федераль­ных законов в случае, если он считает, что вновь принятый закон не соответствует Конституции РФ, ее принципам и сущности; 2) Президент РФ гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод челове­ка и гражданина в РФ; 3) Президент РФ является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Сила­ми РФ, поэтому он вправе назначать и отзывать высших должностных лиц Вооруженных сил РФ, дип­ломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, прини­мать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждать государственными наградами и выполнять иные функ­ции в силу своего особого положения главы государ­ства; 4) Президент РФ обеспечивает суверенитет РФ, ее независимость и государственную целостность, в связи с чем он вправе самостоятельно принимать оперативные решения, вызванные экстраординарны­ми обстоятельствами, вводить военное или чрезвы­чайное положение на территории РФ и в ее регионах.

Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы балансом, в их взаи­моотношениях, помогает найти компромисс в слу­чае спора и определяет основные направления го­сударственной политики РФ.Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные за­коны.

Выборы Президента РФ регулируются Конститу­цией РФ, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[9] и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[10].

Президент РФ избирается гражданами РФ на ос­нове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона. Кандидатом на выборах Президента РФ может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных из­бирательных действиях лицо, признанное судом не­дееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президен­ты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в тече­ние определенного срока, если такое наказание пре­дусмотрено федеральным законом.

Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 4 года, если не назначены внеочередные вы­боры. Выборы Президента РФ назначает Совет Фе­дерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации не позд­нее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ могут быть проведены досрочно в случае отставки Президента РФ, стой­кой неспособности по состоянию здоровья осущест­влять принадлежащие ему полномочия или от­решения от его должности до истечения срока полномочий. Голосование на выборах Президента РФ осуществ­ляется гражданами по месту постоянного жительства, где сведения об избирателях заносятся в специаль­ные списки, Если избиратель в день голосования не имеет возможности проголосовать в соответствую­щем избирательном участке, он должен получить от­крепительное удостоверение. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ территориальные и участковые изби­рательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позд­нее чем за 5 дней до дня досрочного голосования. Голосование на выборах Президента РФ прово­дится с 8 до 20 ч по местному времени. Оно осуще­ствляется гражданами лично в специальном закры­том помещении путем отметки в избирательном бюллетене.

Подсчет голосов избирателей начинается сра­зу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится откры­то и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участ­ковой избирательной комиссии и лица, присутствую­щие при подсчете голосов избирателей.

Основными полномочиямиПрезидента РФ являются: 1) на­значение с согласия Государственной Думы Пред­седателя Правительства РФ, других членов Прави­тельства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) пред­ставление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации пред­ложения о его освобождении от должности; 4) на­значение судей федеральных судов; 5) формирова­ние Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формиро­вание Администрации Президента РФ; 8) назначе­ние на должность и освобождение от нее полномоч­ных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командова­ния Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и по­рядке, предусмотренных Конституцией РФ; 13) на­значение даты референдума в порядке, установ­ленном федеральным конституционным законом; 14) внесение законопроектов в Государственную Думу; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стра­не, об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 18) награждение государственными награ­дами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) по­милование; 20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 21) ведение пере го во­ров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) при­нятие верительных и отзывных грамот аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей.

В сфере политических отношений Прези­дент РФ: 1) определяет основные направления внут­ренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В сфере взаимодействия с органами испол­нительной власти Президент РФ: 1) может исполь­зовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной вла­сти РФ и органами государственной власти субъек­тов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормами федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. Самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Пра­вительства РФ и др.

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) от­ставки Президента РФ в силу невозможности осу­ществлять свои полномочия по состоянию здоровья;

3) смерти Президента РФ;

4) отрешения Президен­та от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и прово­дятся выборы нового Президента РФ. С его вступ­лением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Моментом окончания срока полномочий Пре­зидента РФ признается момент принесения прися­ги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ Возможна по причине тяжелого физического состояния Главы госу­дарства. В этом случае Президент РФ предваритель­но извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном фе­деральным законодательством порядке. Решение об отрешении Президента РФ принима­ется Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от об­щего числа членов палаты Федерального Соб­рания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Го­сударственной Думой обвинения против Президен­та РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Прези­дента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должно­сти выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой об­винения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключе­ния Верховного Суда РФ о наличии в действиях Пре­зидента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения на основа­нии инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обви­нения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого пре­ступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия, вы­раженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содер­жат в себе оскорбления или иного состава преступ­ления; 2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению; 3) сохра­нение всей его личной собственности, за исключе­нием предоставленной ему в связи и на срок испол­нения полномочий Президента РФ; 4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близ­ким гарантируется выплата соответствующего посо­бия и пенсий, а также сохранение всей собственно­сти, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.

Президент РФ в целях осуществления своих пол­номочий создает специальные органы, зани­мающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1) Администрация Президента РФ; 2) Совет Безо­пасности РФ.

Порядок формирования и компетенция Адми­нистрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Адми­нистрации Президента Российской Федерации»[11] и Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»[12].

Эти органы осуществляют свои непосредственные обязанности, а также исполняют указы Президента РФ. Они являются прямо подотчетными Главе РФ. Администрация Президента РФ - это государственный орган, он обеспечивает деятельность Пре­зидента РФ и осуществляет контроль за исполне­нием решений Президента РФ. Структура Администрации Президента РФ: 1) руководитель Администрации Президента РФ; 2) два заместителя руководителя Администрации Президента РФ; З) помощники Президента РФ; 4) пресс-секретарь Президента РФ; 5) руководитель протокола Президента РФ; 6) полномочные предста­вители Президента РФ в федеральных округах; 7) советники Президента РФ; 8) полномочные пред­ставители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ; 9) стар­шие референты; 10) референты Президента РФ; 11) иные должностные лица.

В структуру Администрации Президента РФ вхо­дят самостоятельные подразделения, которые, в свою очередь подразделяются на департаменты. Администрация Президента и ее структурные под­разделения подчиняются непосредственно Прези­денту РФ и руководителю Администрации.

Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»[13] учрежден самостоятельный орган при Президенте РФ - Совет Безопасности РФ.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Президент РФ формирует в Совете Безопасности РФ аппарат Совета. Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ. К аппарату Совета Безопасности в пределах уста­новленной штатной численности прикомандировы­ваются 85 военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел РФ. Аппарат Совета Безопасности занимается органи­зационно-техническим и информационно-аналити­ческим обеспечением деятельности Совета Безопас­ности РФ по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства. Руководство им осуществляет Секретарь Совета Безопасности. Он назначается на должность и ос­вобождается от нее Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности имеет 2 первых заместителя и заместителей Секретаря Совета Безопасности. Он представляет Президенту РФ на утверждение струк­туру аппарата Совета Безопасности, предваритель­но согласованную с руководителем Администрации Президента РФ. Штатное расписание аппарата Со­вета Безопасности утверждает руководитель Адми­нистрации Президента РФ по представлению Сек­ретаря Совета Безопасности.

Государственный совет РФ – это также совещатель­ный орган, созданный при Президенте РФ в целях реа­лизации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Деятельность Государственного совета РФ регули­руется Положением о Государственном совете РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»[14]).

Государственный совет включает в себя: 1) председателя Государственного совета (им явля­ется Президент РФ); 2) членов Государственного со­вета (ими являются высшие должностные лица либо руководители высших исполнительных органов го­сударственной власти субъектов РФ). Работа Государственного совета осуществляется на общественных началах, т. е. деятельность долж­ностных лиц по работе в этом Государственном со­вете не оплачивается. В составе Государственного совета для решения оперативных вопросов формируется президиум, который включает в себя 7 членов Государственно, го совета. Состав президиума определяется Прези­дентом РФ и замещается 1 раз в полгода. В полномочия президиума Государственного совета входит рассмотрение плана работы Государственного совета, повестки дня его очередного заседания, ана­лиз реализации плана работы Государственного совета и его решений. Заседания президиума Государствен­ного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. В слу­чае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета. Государственный совет и его президиум в своей, структуре могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, вынесен­ных на заседание Государственного совета. Эти груп­пы могут привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, как на оплачиваемой основе, так и на общественных началах. Организация деятельности Государственного со­вета осуществляется специальными подразделения­ми Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ.

Полномочные представители Президен­та РФ - это специально уполномоченные Главой РФ должностные лица, входящие в структуру Адми­нистрации Президента РФ. Правовой основой их деятельности является, помимо указанных выше актов Указ Президента РФ 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»[15]. Полномочные представители Президента РФ могут быть: 1) в федеральных округах (их деятельность ко­ординирует руководитель Администрации Президен­та РФ); 2) в Государственной Думе (деятельность этих представителей координирует заместитель руково­дителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ); 3) в Совете Федерации (их направ­ляет заместитель руководителя Администрации Пре­зидента РФ - помощник Президента РФ); 4) в Кон­ституционном Суде РФ (направления деятельности данных представителей Президента РФ осуществля­ет также заместитель руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ). Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания и Конституцион­ном Суде осуществляют наблюдение за деятель­ностью соответствующих органов, присутствуют на их заседаниях, подготавливают и направляют Пре­зиденту РФ отчеты об их работе, осуществляют иные полномочия. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах контролируют деятельность органов власти субъектов РФ и информируют о ней Президента РФ, а в частности организуют в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; контролируют исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечивают реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ и представляют Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, а также наделены правом внесения Президенту РФ соответствующих предложений.

Президент РФ по вопросам своего ведения при­нимает следующие нормативные акты:

1) Указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобожде­нии от должности руководителей органов федераль­ной исполнительной власти, о гражданстве, предо­ставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.;

2) Распоряжения Президен­та РФ – это акты индивидуального характера, из­данные в отношении конкретных либо определен­ных лиц, т.е. по оперативным, организационными кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным кон­ституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обя­зательны на всей территории РФ для всех субъек­тов правоотношений. Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения по орга­низации и функционированию исполнительной влас­ти и РФ. Главное отличие указов и распоряжений Пре­зидент РФ, состоит в предмете регулирования акта: указ - по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение ­по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в Федеральном Собрании, ратифицироваться или по­лучать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утра­тившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государствен­ную тайну, или сведения конфиденциального харак­тера. Официальное опубликование - это публика­ция текста указов Президента РФ в редакции, под­писанной Главой государства, в «Российской газе­те» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опуб­ликованы в иных печатных изданиях либо обнаро­дованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам мест­ного самоуправления, должностным лицам, пред­приятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в тече­ние 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истече­нии 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не под­лежат официальному опубликованию, то они всту­пают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ, как орган исполнительной власти России. Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъек­тов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие, прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненор­мативные его акты.



2016-01-05 2517 Обсуждений (0)
Президент Российской Федерации – глава государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Президент Российской Федерации – глава государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)