Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рудиментарная теория эмоций



2016-01-05 1860 Обсуждений (0)
Рудиментарная теория эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок




После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты — Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно с данной концепцией, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.

Теория эмоций В. Вундта.

Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным веществом». Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой ее качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от ее качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических явлений.

 

 

Качества и динамика чувств.

 

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Условным является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

· Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.

· Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.

· Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности).

· Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.

· Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.

· Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

· Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления.

· Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными — отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции.

· Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов привязанности. (Именно трансформация эмоций, а не влечений, связывается с фрейдовским понятием сублимации.)

Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой ориентации или возможных альтернатив реакций.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств — их полярность. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость—грусть, любовь—ненависть, обаяние — отвращение).

Проблему временного развития эмоциональных процессов впервые поставил и рассмотрел В. Вундт. Он считал, что это развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания. В учении Вундта отчетливо обозначено еще одно положение, касающееся динамики эмоциональных процессов- положение о слиянии, соединении, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых.

В выявлении и описании конкретных закономерностей порождения одних эмоций другими больше всего было сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал показывает, что эмоциональные отношения, развивающиеся при различных обстоятельствах из некоторой исходной эмоции, в отдельных случаях могут быть весьма сложны и разнообразны. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает чувствам того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может распространиться на другое лицо: того, кто причиняет предмете нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть. Одно из последствий любви заключается в том, что она порождает желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным, вызывает неудовольствие. Если человек при этом считает, что его не любят не по его вине, то он будет охвачен чувством приниженности, если же он так не думает, он будет испытывать ненависть к тому, кого он полагает причиной получаемого от неразделенной любви неудовольствия.

Такой причиной может быть сам объект любви или, например, тот, кого он любит. В последнем случае возникает особый вид ненависти- ревность.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться.

Второй компонент — эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное — когда оно оценивается как негативное. Положительное чувство побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательное — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент — степень контроля чувств ( от полной ориентации и контроля за чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности).

Особенности динамики чувств обусловлены объективно и субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения и существования психического; их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия.

К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова относится все, что касается внутреннего мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и направленность, предшествующие впечатления.

 

Формы переживания чувств.

Выделяют следующие формы переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).

 

Чувства и личность.

Чувства как отражение отношений человека к объекту его устойчивых потребностей.

Чувства человека не только составляют неотъемлемую часть его личности (поскольку любое переживание всегда носит личностный характер), но и сами имеют значение для становления его личности, для приобретения им известных качеств и черт.

Человек познает свои возможности в умственной деятельности, в работе памяти, в полете фантазии на основе тех актов и операций, которые он систематически осуществляет в сфере мышления, памяти и воображения. Благодаря такой деятельности он убеждается в том, на что он способен, в какой мере ему присущи те или другие качества ума, памяти и т. д. Но процесс самопознания происходит и на основе переживания человеком ряда различных чувств. Что может открыть человек в себе самом благодаря переживанию тех или других чувств?

Переживание чувства часто возникает как невольная эмоциональная реакция человека на то или иное происшествие, событие. Самого человека может удивить эмоциональная сила произведенного на него впечатления, характер проявившегося у него эмоционального отклика, длительность возникшего переживания. Так, его может ужаснуть, что вместо сочувствия к неудачам человека он пережил состояние злорадства, вместо доброжелательности — ревность, вместо негодования при хулиганском поступке — страх. Человек неожиданно обнаружил в себе такие стороны своей натуры, которые он не приемлет. И может оказаться, что вместо страха, который, как он считал, у него появится в подобной ситуации, у человека возникает состояние мобилизованности и готовности к отпору, вместо безразличия он пережил теплоту волнения за другого человека. Так он открыл в себе какие-то новые стороны, о которых не ведал сам.

Возникшее достаточно сильное переживание по определенному поводу может открыть самому человеку, что в мире для него существуют такие ценности, которые, как ему казалось, были для него безразличны, а на самом деле они для него значимы. Так, он может осознать, что его волнуют и затрагивают определенные социальные и гражданские ценности, он может осознать, как дорог ему определенный человек. Искусство, его некоторые жанры, конкретные создания художников неожиданно приобретают для человека большую притягательность, хотя раньше они его, быть может, не волновали. На основе возникших переживаний человек не только лучше понимает, к чему он не безразличен, но для него обнаруживаются отчетливо и его собственные пристрастия и интересы.

Острое переживание тех или других явлений в сфере нравственности, яркое чувство любви, которое в нем проснулось, не только открывает ему в мире новые волнующие его ценности, но и выявляет нечто новое для него в самом себе.

Испытанные переживания — счастливая или несчастная любовь, (пережитое большое горе — изменяют в какой-то мере самого человека, делают его взрослее, потому что в жизненном опыте появились новые вехи, которые меняют его отношение к некоторым вещам, к представлениям о счастье, о своем будущем.

Многообразие испытанных переживаний, их содержание, сила выявляют некоторые присущие человеку качества личности: слабую или сильную эмоциональную восприимчивость к различного рода воздействиям, большую или малую эмоциональную заразительность и т. д.

На основе испытанных переживаний и изменений жизненного опыта человек начинает по-иному осознавать себя. А это влечет за собой и некоторые сдвиги в его самосознании. Так, на основе возникновения и устойчивого наличия чувств, которые человек считает ценными и желанными, у него меняется самооценка и самоуважение, — они делаются выше. С этим связаны изменения в его самочувствии, в его самосознании.

Неожиданное и сильное переживание таких чувств, которые человек не приемлет и отвергает, рождает в нем внутренний конфликт. И если нежелательные чувства достаточно стойко владеют им, то это приводит не только к снижению самооценки, но и к стремлению освободиться от груза таких переживаний и связанных с ним свойств личности. Такая потребность влечет за собой активизацию процесса саморегулирования чувств.

 

Виды чувств и их формирование.

 

Принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и — шире — к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся." любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.

Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных, остается одним из наиболее важных в работе педагога. Формирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданственности человека.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же — в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности — как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств (как, впрочем, нравственных и интеллектуальных чувств) выступает как существенно важный показатель ее социальной зрелости. В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и иногда именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назывании чувств «высшими» подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфически человеческий характер, поскольку у животных нет даже отдаленных аналогов высших чувств.

В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только, к примеру, нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), т.е., по существу, низменные эмоциональные проявления личности. Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть дифференцированы в психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности) и вместе с тем как нравственное чувство. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

 



2016-01-05 1860 Обсуждений (0)
Рудиментарная теория эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рудиментарная теория эмоций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)