Экономическая сущность и значение товарооборота
В настоящее время существует огромное количество трактовок понятия «товарооборот», основные из них представлены ниже: Товарооборот - это процесс обращения товаров; экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж. Товарооборот – это объем проданных и купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот - движение товаров в сфере обращения, связанное с их обменом на деньги и переходом от производства к потреблению. Товарооборот является одним из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают розничный и оптовый товарооборот. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота. В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота. Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия. Розничный товарооборот — это продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в сферу потребления. Товарооборот предприятий общественного питания тоже относится к розничному товарообороту. Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в форме сырья, материалов, комплектующих и т. д. В результате оптового товарооборота товары не выходят из сферы обращения. Товарооборот предприятий общественного питания учитывается в розничном товарообороте и является разновидностью одной отрасли. Все кулинарные изделия, которые производит общественное питание, а также товары носят название продукции общественного питания.[1] К продукции общественного питания относят сырье и продукты, прошедшие кулинарную обработку и получившие вид кулинарного изделия. Кроме обеденной продукции к продукции общественного питания относится так называемая прочая продукция: кондитерские изделия, выпечные изделия, горячие напитки, полуфабрикаты, бутерброды, мороженное и молочные продукты, если они реализуются через кухню или буфет, яйца, варение и др. К товарам относятся продукты, которые приобретаются предприятиями общественного питания у промышленности или торговли без кулинарной обработки. Сюда входят: хлеб, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, пиво, консервы, реализуемые в банках; мороженное промышленной выработки, сырые яйца, фрукты, ягоды, виноград, цитрусовые и бахчевые культуры. Его объем учитывается и планируется по розничным ценам общественного питания, т.е. с включением в цену наценок общественного питания. Отличительной особенностью деятельности предприятий питания является то, что в рамках одного и того же предприятия происходит производство, реализация и организация потребления продукции. Соответственно, эта особенность накладывает свою печать на порядок анализа и планирования товарооборота предприятий общественного питания, который по своему составу, неоднороден и подразделяется на: оборот по реализации продукции общественного питания и оборот по реализации товаров. [2] Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров и реализация услуг общественного питания населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена: – юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.); – юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.); – физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары и услуги. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена: – продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); – продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как: продажа непосредственно населению и продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов — товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды принятой от населения в обмен на товар.[3] В товарооборот общественного питания включается стоимость проданной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других товаров для потребления на месте без кулинарной обработки; стоимость кулинарной продукции и товаров, отпущенных на дом по заказам населения. В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания. Наибольший удельный вес в товарообороте предприятий общественного питания приходится на оборот по реализации продукции общественного питания, так как товары играют роль сопутствующих товаров. Оборот общественного питания учитывается в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж. [4]
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1848)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |