Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути развития товарооборота Центра «Торговый комплекс БГЭУ»



2016-01-05 541 Обсуждений (0)
Пути развития товарооборота Центра «Торговый комплекс БГЭУ» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В «Торговом комплексе БГЭУ» контингент потребителей является относительно постоянным, в его состав входят студенты, преподаватели, работники УО «БГЭУ» и, в меньшей степени, обычные посетители с улицы (работники близлежащих организаций).

Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет важное оперативное значение.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по периодам года имеют важное значение для ритмичного удовлетворения платежеспособного спроса населения, нормального денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.

В практике планирования товарооборота предприятия питания используются различные экономико-статистические методы, которые основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период. При планировании и прогнозировании товарооборота применяется метод скользящей средней. Этот метод базируется на данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, что суммируются темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на 3, затем три периода начиная со второго, затем три периода начиная с третьего и т.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста

На основе анализа валового товарооборота по кварталам за 2013-2014 годы, применив метод скользящей средней, составим прогноз товарооборота на 1 квартал 2015 года.

Таблица 15 –Информация для расчета прогнозируемого товарооборота на 1 квартал 2015 года

Квартал Условные обозначения Товарооборот, млн р. Темп роста, % Цепные темпы прироста
2013 год
1-ый К1 - -
2-ой К2 100,8 0,8
3-ий К3 57,0 -43,0
4-ый К4 135,6 137,7
2014 год
1-ый К5 109,4 -19,3
2-ой К6 105,5 -3,5
3-ий К7 65,6 -37,8
4-ый К8 141,8 116,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение К]

Показатели выравненного ряда:

К1=(0,8-43+137,7)/3=31,83

К2=(-43+137,7-19,3)/3=25,13

К3=(137,7-19,3-3,5)/3=38,3

К4=(-19,3-3,5-37,8)/3=-20,2

К5=(-3,5-37,8+116,1)/3=24,93

Среднеквартальное изменение темпа прироста товарооборота:

С=(24,93-31,83)/4=-1,725

Темп прироста товарооборота в планируемом квартале:

Кпр=24,93+2*(-1,725)=21,48%

Прогнозируемый объем товарооборота на 1 квартал 2015 года составит:

Тплан=4771*(100+21,48)/100=5795,8 млн р.

Прогноз товарооборота на январь 2015 года методом скользящей средней.

Таблица 16 –Информация для расчета прогнозируемого товарооборота на январь 2015 года

Месяц 2014г. Условные обозначения Товарооборот, млн р. Темп роста, % Цепные темпы прироста
Январь К1 - -
Февраль К2 153,6 53,6
Март К3 195,7 27,4
Апрель К4 174,7 -10,7
Май К5 175,3 0,3
Июнь К6 83,4 -52,4
Июль К7 51,4 -38,4
Август К8 19,5 -62,0
Сентябрь К9 198,7 916,9
Октябрь К10 214,4 7,9
Ноябрь К11 174,0 -18,9
Декабрь К12 194,1 11,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение К]

Показатели выравненного ряда:

К1=(53,6+27,4-10,7)/3=23,4

К2=(27,4-10,7+0,3)/3=5,7

К3=(-10,7+0,3-52,4)/3=-20,9

К4=(0,3-52,4-38,4)/3=-30,2

К5=(-52,4-38,4-62)/3=-50,9

К6=(-38,4-62+916,9)/3=90,7

К7=(-62+916,9+7,9)/3=287,6

К8=(916,9+7,9-18,9)/3=302,0

К9=(7,9-18.9+11,6)/3=0,2

Среднемесячное изменение темпа прироста товарооборота:

С=(0,2-23,4)/8=-2,9

Темп прироста товарооборота в планируемом месяце:

Кпр=0,2+2*(-2,9)=-5,6%

Прогнозируемый объем товарооборота на январь 2015 года составит:

Тплан=1590*(100-5,6)/100=1501 млн р.

Прогноз товарооборота на 1 полугодие 2015 года с использованием метода, исходя из среднеполугодового темпа роста товарооборота:

Товарооборот по полугодиям за 2013-2014 годы:

Т1=6756 млн р.

Т2=6480 млн р.

Т3=7230 млн р.

Т4=6979 млн р.

Среднеполугодовой темп роста=√(6979/6756)*100=101,1%

Планируемый товарооборот на 1 полугодие 2015 года: 1,011*6979=7055,8 млн р.

Прогноз товарооборота на 1 квартал 2015 года с использованием метода, исходя из среднеквартального темпа роста товарооборота:

Товарооборот по кварталам за 2013-2014 годы:

Т1=3364 млн р.

Т2=3392 млн р.

Т3=1919 млн р.

Т4=4561 млн р.

Т5=3680 млн р.

Т6=3550 млн р.

Т7=2208 млн р.

Т8=4771 млн р.

Среднеквартальный темп роста=√(4771/3364)*100=105,12%

Планируемый товарооборот в 1 квартале 2015 года составит: 4771*1,0512=5015 млн р.

Прогноз товарооборота на январь 2015 года с использованием метода, исходя из среднемесячного темпа роста товарооборота:

Товарооборот по месяцам за 2014 годы:

Т1=819 млн р.

Т2=1258 млн р.

Т3=1603 млн р.

Т4=1431 млн р.

Т5=1436 млн р.

Т6=683 млн р.

Т7=421 млн р.

Т8=160 млн р.

Т9=1627 млн р.

Т10=1756 млн р.

Т11=1425 млн р.

Т12=1590 млн р.

Среднеквартальный темп роста=√(1590/819)*100=106,21%

Планируемый товарооборот в январе 2015 года составит: 1590*1,0621=1888,7 млн р.

Планируемый товарооборот 1 полугодия 2015 года в разрезе месяцев.

Таблица 17 –Удельный вес месяцев в годовом розничном товарообороте

Месяц и квартал Валовый товарооборот, млн р. Среднеарифметические планируемый удельный вес в 1 полугодии, % Плановый товарооборот
2013г. Удельный вес в 1 полугодии, % 2014г. Удельный вес в 1 полугодии, %
Январь 11,5 11,3 11,40 804,4
Февраль 17,3 17,4 17,35 1224,2
Март 20,9 22,2 21,55 1520,6
Апрель 22,1 19,8 20,95 1478,2
Май 18,4 19,9 19,15 1351,2
Июнь 9,7 9,4 9,60 677,4
Итого за 1 полугодие 100,0 100,0 7055,8

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение К]

Как вывод с использованием различных методов планирования товарооборота на полугодие, квартал и по месяцам получаются разные показатели.

Наиболее эффективный план на январь 2015 года получился по расчетам среднемесячного темпа роста товарооборота.

На 1 квартал 2015 года наиболее эффективныйплан товарооборота получен при расчете методом скользящей средней.

Пути роста товарооборота для «Торгового комплекса БГЭУ»:

1.Необходимо изучить укомплектованность штата работников и эффективности использования рабочего времени.

Анализ эффективности использования рабочего времени и режима труда помогает изучить рациональность использования трудовых ресурсов, выявить и реализовать резервы повышения производительности труда. Исследования показывают, что потери рабочего времени в связи с внутрисменными простоями у многих работников общественного питания превышают 1/5 часть фонда рабочего времени. Роста производительности труда можно достичь путем привлечения на работу на неполный рабочий день студентов, учащихся средних специальных учебных заведений, старшеклассников, домохозяек и пенсионеров (особенно в часы "пик"), совмещения профессий, специальностей, функций, внедрения научной организации труда, технического прогресса, совершенствования технологии производства пищи и т.п. Большое влияние на повышение производительности труда оказывает улучшение условий работы. Так, при установке усовершенствованной вентиляции производительность труда повышается на 5-10%, правильном освещении помещений - на 5-15% и даже за счет окраски стен и других окружающих предметов на рабочих местах в специально подобранные тона - на 2-4%.

2.Одним из ежедневных процессов предприятий общественного питания является формирование план-меню − своего рода плана по производству блюд на предстоящий день. Подобный план формируется в автоматизированной системе для каждой точки (кухни), где будут приготовляться блюда, и в ней же автоматически рассчитывается себестоимость каждого блюда на день. На основании сформированного плана-меню можно вывести и распечатать типовую форму "План-меню", а также калькуляционные карточки на каждое блюдо. Ежедневное формирование калькуляционных карт − одно из требований государственных органов к предприятиям общественного питания. Калькуляционная карточка показывает, из чего состоит блюдо, какова его себестоимость, розничная и оптовая цены.

Марочный отчет, как и план-меню, составляется ежедневно. Составляется он для каждой точки реализации. Заполняется марочный отчет на основании кассовых чеков, абонементов, талонов, накладных и других документов. На его основании можно распечатать типовую форму "Акт о реализации и отпуске изделий кухни". Как возможно формирование плана-меню на основании марочного отчета, так и возможно сделать наоборот − сформировать марочный отчет на основании плана-меню.

3.Предлагается прирост к планируемому товарообороту распределять не равномерно, а прямо пропорционально скачкам товарооборота. В частности, учитывается то, что спад в динамике товарооборота обуславливается летним сезоном и в период января, то есть уменьшается количество посетителей, приходящих в ресторан и, следовательно, уменьшается действенность методов маркетинга. Распределяя же бюджет маркетинга большей частью на время наплыва посетителей, имеется возможность разработать более эффективный план реализации блюд.

4.Обновление блюд в меню. Обновление блюд в меню является неотъемлемым фактором. С целью поддержания заинтересованности студентов в получении питания по месту учёбы следует систематически обновлять меню. Для того чтобы избежать пресыщения однообразными блюдами, можно вносить небольшие изменения с дополнением знакомых продуктов в уже имеющиеся блюда в меню. Также меню следует дополнять сезонными фруктами, которые могут исчезнуть из продажи, например, цитрусовые.

5. Для увеличения величины товарооборота предлагается формировать ассортимент каждой товарной группы исходя из времени суток, что позволит максимально эффективно использовать имеющиеся торговые площади и максимально удовлетворить потребности посетителей. Но это вовсе не значит, что какое-то блюдо будет вообще отсутствовать в продаже. В продаже присутствует весь ценовой спектр товарной группы, однако центр тяжести его смещается в зависимости от времени работы и спроса посетителей. Этот способ позволяет увеличить эффективность продажи блюд на предприятии на 7-10%.

6. Расширение ассортимента выпускаемых блюд. Количество видов блюд в меню столовой соответствует Постановлению Министерства Торговли Республики Беларусь, однако для увеличения интереса посетителей и их посещаемости «Торгового комплекса БГЭУ» необходимо расширить ассортимент.

 


·

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем: товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия.

2. Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов:

а) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников общественного питания;

в) от состояния, развития и использования материально-технической базы предприятия питания.

3. За последний год розничный товарооборот анализируемого объекта действующих ценах возрос на 7,4%, или на 973 млн. руб. Этот прирост произошел за счет увеличения розничных цен на товары на 2228 млн. руб. и снижения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 1255 млн. руб.

4. Планируемый объем товарооборота на 1 квартал 2015 года составит

5795,8 млн р.Планируемый товарооборот на 1 полугодие 2015 года 7055,8 млн р.Планируемый товарооборот в январе 2015 года составит 1888,7 млн р.

5.Пути роста товарооборота для «Торгового комплекса БГЭУ»: необходимо изучить укомплектованность штата работников и эффективности использования рабочего времени, формирование план-меню, предлагается прирост к планируемому товарообороту распределять не равномерно, а прямо пропорционально скачкам товарооборота, обновление блюд в меню, расширение ассортимента выпускаемых блюд.

 

 



2016-01-05 541 Обсуждений (0)
Пути развития товарооборота Центра «Торговый комплекс БГЭУ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути развития товарооборота Центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)