Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности



2016-01-05 3009 Обсуждений (0)
Лекция 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности – это общий механизм рынка с присущими ему принципами[5], правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые, часто противоречивые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование экономики – это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на различные экономические объекты с целью согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, укрепления экономической безопасности, обеспечения экономического роста. Государство при этом выступает как особый субъект экономических отношений, представляет собой совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка законы, процедуры и нормы экономической деятельности, перераспределять результаты этой деятельности.

Выделяются следующие особенности государственного воздействия на экономику:

- установленные государством нормы деятельности имеют обязательный характер для хозяйствующих субъектов;

- государство обеспечивает защиту установленных норм экономической деятельности;

- само государство не руководствуется целями максимизации прибыли и эквивалентности обмена и не выступает в роли обычного субъекта рынка[6].

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национально-государственными интересами, целями, задачами.

Отмеченная специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

- формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

- обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;

- координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;

- совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;

- регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;

- обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;

- регулирование платежного баланса страны;

- формирование благоприятного имиджа страны, ее регионов и фирм[7].

К методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся административно-правовые и экономические методы.

Административно-правовые методы включают:

- законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

- контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

- принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

- выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

- воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

- осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ;

- перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

В качествеинструментов регулирования внешнеэкономической деятельности правительства используют таможенный тариф, нетарифные ограничения, кредитные средства форсирования экспорта, налоговые льготы и субсидии.

Объектами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются ее участники (физические и юридические лица) в таких сферах деятельности, как:

- внешняя торговля;

- международное движение капитала;

- международные валютные и кредитные отношения;

- научно-технический и культурный обмен;

- международное перемещение рабочей силы;

- туризм.

Субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности представлены государственными органами управления.

Важным элементом системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное дело. Его содержание определяется складывающимся в соответствующий период соотношением механизмов рыночного и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и закрепляется нормами действующего в стране законодательства.

От результативности таможенного дела зависит степень достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, по мере реализации этих целей и выбора новых ориентиров меняется и содержание самого таможенного дела.

В таможенном деле используются различные методы и инструменты, оно охватывает все объекты внешней торговли, его совершенствованием занимаются все субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, в состав таможенного дела входят как административно-правовые, так и экономические методы влияния на участников внешнеэкономической деятельности. Таможенному оформлению и контролю подлежат практически все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторгового оборота. Разработкой, формированием механизма осуществления таможенного дела занимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Содержание таможенной политики

Таможенная политика – это составная часть внутренней и внешней политики государства, система осуществляемых в национальных интересах[8] мер воздействия на поведение участников внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики, содействия проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенная политика, как и государственная политика в целом, строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений.

К субъектам таможенной политики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки, неправительственные и негосударственные международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности, другие социальные группы, интересы которых затрагивает таможенная политика.

Содержание таможенной политики определяется различными факторами, оказывающими на нее как прямое, так и опосредованное влияние.

К политическим факторам относятся:

- государственная политика, или деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями;

- внутренняя политика, представляющая собой систему основных принципов, направлений и форм деятельности государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающих сохранение, функционирование и совершенствование сложившегося социально-политического и экономического строя (в том числе политика обеспечения национальной безопасности);

- внешняя политика, представляющая собой принципы, направления и формы деятельности государства и других субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также с международными и региональными организациями[9];

- экономическая политика – проводимая правительством система мер, действий в области экономики, задающая определенную направленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства (в том числе ее составляющие - структурно-инвестиционная политика, инновационная политика, политика ценообразования, кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, антиинфляционная политика, антимонопольная политика, политика занятости, политика обеспечения экономической безопасности);

- внешнеэкономическая политика – проводимая правительством система мер, действий в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами (в том числе ее составляющие – внешнеторговая политика, политика международного движения капиталов, валютная политика);

- социальная политика – взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей.

Место таможенной политики в этой иерархии показано на рис. 3.1.

 

 

Рис. 3.1. Место таможенной политики в иерархии политических факторов

К важнейшим экономическим факторам, определяющим содержание таможенной политики, относятся:

- темпы роста внутреннего валового продукта страны;

- динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала;

- состояние и динамика материального производства и социально-культурной (непроизводственной) сферы;

- состояние финансовой системы;

- состояние кредитно-банковской системы;

- размеры и динамика теневого сектора экономики;

- размеры внешнего и внутреннего государственного долга;

- размеры и структура экспорта и импорта, и др.

Основные социальные факторы, воздействующие на содержание таможенной политики:

- социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку;

- приоритеты социального развития;

- уровень безработицы, и др.

К внешним факторам, воздействующим на содержание таможенной политики, можно отнести:

- состояние и тенденции развития международной торговли и туризма;

- участие страны в международных и региональных экономических организациях;

- присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности, и др.

Существенное влияние на содержание таможенной политики оказывают факторы институционального характера. К ним относятся:

- степень реализации основополагающих принципов механизма рыночного регулирования экономической деятельности;

- глубина «провалов рынка» и «провалов государства» в национальной экономике.

Таможенная политика способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. Она реализуется в процессе взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Эти взаимоотношения строятся на общих закономерностях (принципах), которые заложены в основу таможенной политики. Главными из них являются:

- единство и разграничение таможенной и внешнеторговой политики страны;

- единство таможенной территории и границ;

- законность и ответственность;

- защита экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенная политика имеет сложную структуру. В качестве составных частей в ней можно выделить:

- правовую составляющую – комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения внешнеэкономической деятельности посредством процедур административно-властного характера;

- организационную (институциональную) составляющую - систему государственных учреждений, в которых таможенная политика разрабатывается, утверждается и реализуется;

- экономическую составляющую – реализацию основополагающих целей внешней и внутренней экономической политики путем выбора соответствующей направленности таможенной политики: протекционистской (обеспечивающей защиту национальных производителей в конкурентной борьбе с иностранными фирмами), фискальной (обеспечивающей формирование доходной части государственного бюджета), регулирующей (обеспечивающей оптимизацию размеров таможенных платежей), защитной (обеспечивающей защиту населения и природной среды от вредного воздействия импортируемых товаров и услуг);

- психоэтическую составляющую – разработанную систему сценариев разрешения возникающих противоречий;

- технико-технологическую составляющую – установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей;

- коммуникационную составляющую – стратегию и тактику развития и механизмы реализации внешних коммуникаций таможни.

По направлениям деятельности в составе таможенной политики можно выделить:

- таможенно-тарифную политику;

- политику совершенствования таможенного контроля;

- политику платежных технологий;

- политику компьютеризации таможенных систем;

- кадровую политику таможенной службы;

- политику автономии и расширения ответственности таможенной службы;

- политику противодействия распространению коррупции в таможенных структурах;

- политику прозрачности таможенного регулирования[10].

Возможна также классификация таможенной политики по товарным группам (отдельным товарам).

В настоящее время в Российской Федерации государственная таможенная политика формируется экспертным путем, в ходе выработки комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

Органы законодательной власти принимают нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности. К нормативно-правовым актам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся Конституция Российской федерации, Таможенный кодекс таможенного союза, федеральные законы «О таможенном тарифе», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Присоединение России к ВТО обязывает при установлении таможенных пошлин и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности руководствоваться комплексом международных соглашений, принятых в рамках этой организации: – Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации и приложениями к нему, Кодексом по таможенной оценке, Антидемпинговым кодексом, Кодексом по импортному лицензированию, Кодексом по техническим барьерам, Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Президент страны издает соответствующие указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации, основываясь на действующих законах, указах и распоряжениях Президента, принимает соответствующие постановления. Непосредственный контроль за соблюдением таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Наиболее сложной процедурой осуществления любой политики, в том числе и таможенной, является ее реализация – процесс достижения государством поставленных целей. Реализация государственнойтаможенной политики регламентируется соответствующими нормативными актами и включает в себя применение экономических и нетарифных мер регулирования внешней торговли.

К экономическим мерам относятся:

- тарифные меры – адвалорные, специфические и комбинированные, а также сезонные пошлины;

- фискальные меры – налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров, сбор в отношении транзитных товаров;

- экономические меры поддержки экспортеров – субсидирование, дотации, непосредственная передача средств, предоставление товаров и услуг, кредитование, кредитные гарантии, налоговые льготы, страхование экспорта;

- финансовые меры поддержки экспортеров и ограничения импорта – изменение учетной банковской ставки, изменение валютного курса, ограничения на накопление иностранной валюты, введение норм ускоренной амортизации, введение заниженных ставок налога на прибыль и добавленную стоимость, предварительная оплата стоимости импорта и таможенных пошлин, предварительные импортные депозиты и возмещаемые депозиты, оплата наличными, специальные правила импортных платежей, отсрочки платежей;

- контроль над ценами – система минимальных цен, декретированная таможенная стоимость;

- защитные меры – антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины, специальные защитные меры (дополнительные импортные пошлины, отзыв торговых уступок, обоснованные серьезным ущербом квоты).

К нетарифным мерам регулирования внешней торговли относятся:

- административные меры – запреты и ограничения экспорта/импорта (в том числе эмбарго), лицензирование, квотирование (абсолютное, тарифное), автоматическое лицензирование; государственная монополия на торговлю отдельными товарами; договоренности о добровольном ограничении поставок; условные разрешения в зависимости от экспорта, возможности осуществления национальных поставок, закупки национальной продукции и т.п.; условный выпуск товаров в свободное обращение; предпочтительная система размещения государственных заказов, государственные закупки товаров, поддержка на определенных условиях использования местных полуфабрикатов и комплектующих изделий, приоритетное снабжение предприятий сырьем, топливом и материалами; ограничение участия иностранных перевозчиков в транспортировке товаров на территории страны; таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности – усложненная процедура таможенного оформления и таможенного контроля, повышенные требования к составу необходимой для оформления документации, порядок сертификации происхождения товаров; содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры и обеспечении экспортеров необходимой информацией; деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках; моральное поощрение экспортеров;

- технические барьеры в торговле и системы их подтверждения – требования по безопасности товаров и услуг, нормы здравоохранения, фитосанитарные нормы, ветеринарные нормы, зоотехнические нормы и правила, нормы охраны природной окружающей среды, требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации, особые технические требования, порядок сертификации качества товаров и подтверждения установленных норм.

Таможенная политика реализуется в таможенно-тарифном регулировании ВЭД. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД включает в себя различные виды тарифов и пошлин, методологию исчисления таможенных платежей, условия предоставления тарифных льгот, в том числе предоставление тарифных преференций для товаров из развивающихся стран.

Рекомендуемая литература:

1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза
на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17.

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г № 311 –ФЗ.

4. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 года).

5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

6. Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства: учебное пособие / М.А. Сажина. – М.: ИД Форум; Инфра-М, 2011.

 

 



2016-01-05 3009 Обсуждений (0)
Лекция 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 3. Таможенное регулирование как вид экономической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3009)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.047 сек.)